Все новости
ХРОНОМЕТР
19 Февраля 2020, 13:33

Доброе утро, Бакалинский район!

Каждому из нас дорог и близок родной район, родное село, родная деревня, где родились, сделали первые шаги, произнесли святые имена матери и отца, постигли красоту пения птиц в лесу, журчанья ручья. Бакалинский район, расположенный в западной части Республики Башкортостан, завораживает своей природой, огромными лесными массивами и бескрайними живописными полями.

Здесь имеются более 126 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, более 60 тысяч га лесов, более 20 прудов. По территории района протекает 17 больших и малых рек, в том числе реки Ик, Сюнь, Ушача, Шарашлинка, Урзя, Юлдузка, Меняды, Мата, Матинка, Буг, Сакатка, Наратлы, Кусембет, Хадияр, Идяшка, Большой Гурды, Кандалак и многие другие. Бакалинцы любят свой родной район за его роскошную природу, бескрайние луга, щебет птиц и замечательные поля, которые летом колосятся буйными волнами хлебов и зелеными коврами трав. Все до боли близкое и родное, так как это – родная земля.
А еще этот край – соцветие культур многих национальностей. Здесь можно услышать мелодию курая и заливистую гармонь, протяжные песни кряшен и веселые татарские частушки, увидеть русский перепляс, чувашские и марийские танцы. И если об остальных народностях мы знаем немало, то кряшены народ малоизвестный. Мало кто знает о судьбе такого небольшого православного народа, их еще не вполне верно именуют крещенными татарами.
Самобытный народ – кряшены
Бакалинский район является местом компактного проживания народа кряшен. Они проживают в 11 крупных и 10 малых населенных пунктах района, таких, как: Новые Балыклы, Бузюрово, Курчеево, Староазмеево, Новоиликово, Умирово, Новые Маты, Утарово, Старые Шарашли, Верхнетроицкое, Ахманово, Петровка, Старые Маты и др. Кряшены Башкортостана имеют давнюю богатую историю, которая связана с историей России.
Вообще, кряшены – один из коренных народов Поволжья. История их мало изучена. Официальные данные о численности кряшен в России отсутствуют. В дореволюционной России она составляла 122,3 тыс. человек, в 1920 году в России проживало не менее 300 тыс. кряшен. При переписях населения в 1937–1989 гг. кряшены отдельной строкой не учитывались, а незадолго до Всероссийской переписи 2002 г. численность кряшен оценивалась в 300–320 тыс. человек. В Башкортостане в 90-х годах пробудилось национальное самосознание кряшен. 30 января 1998 года в р. ц. Бакалы был создан республиканский национально-культурный центр кряшен Башкортостана, который установил тесные связи с кряшенами Татарстана, Челябинской области, Удмуртии. Сами кряшены отказываются называться “крещенными татарами", считая себя народом, чья история, культура, вера и отчасти язык отличаются от татарской истории, культуры, веры и языка. До революции кряшен называли старо-крещенными татарами, в отличие от новокрещенных, обращенных в христианство преимущественно в XVIII веке не без помощи насильственных мероприятий правительства. История кряшен как самобытной этнической группы до сих пор не исследована, хотя тех, кто имеет кряшенские корни, насчитывается ныне около 600 тысяч человек. Причиной этому является целый ряд идеологических причин. В частности, в среде татарских ученых до сих пор принято считать, что кряшены являются группой татар, принявших православие в XVI веке (при царе Иоанне IV).
Действительно, кряшены в 20-е годы признавались государством в качестве самобытной народности, имели собственные газеты, национальную интеллигенцию, проводили кряшенские съезды. В годы сталинской национальной политики кряшен причислили к татарам, принудительно поменяв их паспорта. Лишенные своей истории, статуса отдельной народности и своего названия, кряшены сумели выжить в годы советской власти, сохранив свою веру и свой язык. В доме почти каждого православного кряшена рядом с иконами обязательно висит фотография Н.И. Ильминского, просветителя кряшен, “апостола казанских инородцев", как называли его еще при жизни. Именно Ильминский составил алфавит, которым пользуются до сих пор не только кряшены, но и татары (отсюда и стремление современных казанских татар перейти на латиницу). Ильминский переводил Священное Писание на кряшенский язык, организовывал кряшенские школы, отстаивал необходимость богослужения на кряшенском языке. То, что до революции появилось духовенство из кряшен – также заслуга Ильминского.
Еще недавно можно было говорить об опасности исчезновения кряшен, как самобытной народности. Шестидесятилетняя ассимиляция крупным татарским этносом не могла не сказаться на самочувствии малого народа, лишенного своей письменности, самоназвания и статуса. Однако чуть более 15 лет назад при Петропавловском соборе г. Казани возникла небольшая кряшенская община во главе с природным кряшеном, священником Павлом Павловым. Так, благодаря православной вере, кряшены стали обретать и свои национальные корни. Протоиерей Павел окончил МДА и защитил диссертацию на степень кандидата богословия. Несколько лет назад протоиерей Павел вместе с кряшенской общиной получил собственный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, где ныне богослужение совершается на кряшенском языке.
Если говорить об обычаях, то в качестве верхней одежды и для женщин, и для мужчин (до сер. XIX в.) использовался камзол, который у женщин имел приталенную форму. Праздничные камзолы, особенно у девушек, украшались аппликацией из цветных тканей, лент, серебряного позумента и т. д. Характерная летняя одежда как девушек, так и молодых женщин – зилян (из холста). Позже его шили и из фабричных тканей. Праздничные зиляны, особенно у невест, украшались. У мужчин наиболее распространенная верхняя одежда – казакин (с приталенной спинкой), с длинными рукавами с невысоким стоячим воротником. В весенне-осенний сезон носили чикмень (чикмэн) из сукна (у мужчин – прямоспинный, у женщин – приталенный), женщины также армяк (приталенный, из черного сукна). Мужская и женская одежда – бишмети (бишмэт) из фабричных тканей на вате, шубы, полушубки, тулупы. У девушек шубы украшались прошивными цветными узорами или аппликацией. Головные уборы у мужчин в основном того же типа, что и у татар. Зимой шапка из овчины, иногда опушенная по краям мехом (камалы бурек). Бытовал широко и русский малахай. Летом войлочные шляпы черного и серого цвета. Национальные татарско-мусульманские типы головных уборов (тубэтэй, кэлэпуш) отсутствовали, Девушки волосы не покрывали, женщины носили сороку (сурэкэ), и налобные повязки (или покрывала в зависимости от возраста). Украшения весьма разнообразны – серебряные монеты, ювелирные поделки с использованием бисера, мелких кораллов и т. д. (головные повязки, накосники, серьги, шейные украшения, браслеты и прочее).
Сегодня надежды на возрождение своей нации кряшены не теряют, ведь их поддерживает церковная власть: в Казанской епархии за 10 лет организовано уже семь кряшенских приходов. Хочется верить, что этот небольшой, но мужественный православный народ сможет преодолеть все трудности на сложном пути обретения своего национального и религиозного самосознания.
Богородице-Смоленский Бугабашевский женский монастырь
Еще одна достопримечательность района. В селе Бугабашево Бакалинского района на средства прихожан восстановлен и действует Богородице-Смоленский Бугабашевский женский монастырь, где ежегодно 10 августа проходит престольный праздник с участием большого количества прихожан со всей России. Праздник, посвященный иконе Божией Матери Смоленской – Одигитрии. Образ Смоленской Божией Матери известен как Путеводительницы. Икона знаменита тем, что с первых дней ее освящения на Николаевском роднике стали происходить чудеса: она исцеляла от болезней, прекращала засухи, эпидемии, пожары. Тысячи прихожан приезжают со всей России, чтобы поклониться чудотворной иконе.
Визитная карточка района
Бакалинский район образован 20 августа 1930 года согласно Постановления Президиума Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) СССР.
В тридцатые годы – время образования района – в сельском хозяйстве было очень много ручного труда. На тракторы, машины-полуторки смотрели как на диковинку, но люди, не жалея сил, работали. На средства, вырученные от продажи сельхозпродукции, приобретали технику. Строились первые клубы, детские сады и ясли, появилось радио. В 1933 г. начали готовить кадры для сельского хозяйства.
Горько перелистывать страницы истории Великой Отечественной войны – слишком огромны и невосполнимы человеческие потери. Бакалинский район направил около 16,5 тыс. своих сыновей на фронты Великой Отечественной войны. Оставшиеся, в основном женщины, старики, подростки, трудились в тылу для победы на фронте.
Около 6 тыс. земляков не вернулись с полей сражений. Они воевали храбро, о чем свидетельствуют награды. Шесть Героев Советского Союза: Файзулла Хазиевич Аглетдинов, Афанасий Георгиевич Карманов, Талип Латыпович Нуркаев, Михаил Петрович Петров, Михаил Анисимович Соколов, Василий Ильич Утин – дала бакалинская земля. Сегодня в память о беспримерном подвиге воинов самые красивые улицы Бакалов называются их именами.
Боевые традиции продолжают молодые. Более 300 земляков исполнили воинский долг в Афганистане и Чеченской Республике. 11 ребят не вернулись в родные дома живыми.
Последние двадцать пять лет в районе усиленными темпами велось строительство. В райцентре появилось множество двухэтажных домов и зданий. Был открыт Дворец культуры. Важнейшим достоянием бакалинцев стали газификация района, асфальтирование дорог, широкий размах строительства индивидуального жилья.
Большую историю и хорошие традиции имеют предприятия дорожной, энергетической, службы связи, коммунального хозяйства. Асфальтобетонный завод способствует строительству и поддержанию в хорошем состоянии дорог. Район располагает современными мощными объектами экологической направленности. Это очистные сооружения, полигон твердо-бытовых отходов, которые были сданы в 2004 году. В 2006 году сдан в эксплуатацию групповой водопровод Новоазмеево – Бакалы протяженностью 12,6 км. Село Бакалы имеет центральную канализацию, район на 89 % газифицирован.
Малый бизнес и предпринимательство все активнее занимают свою достойную нишу в экономике района. Это один из реальных путей решения вопроса занятости. В целом в малом и среднем бизнесе занято около 40% работающего населения. Сегодня число зарегистрированных субъектов малого предпринимательства составляет около 1000 единиц. На поддержку инфраструктуры малого бизнеса выделяются денежные средства как из республиканского, так и из местного бюджетов.
Самодеятельное народное творчество активно развивается на базе районного Дворца культуры, 23 сельских домов культуры, 14 сельских клубов, детской школы искусств. В районе функционируют 29 сельских библиотек, районная библиотека, районная детская библиотека.
За последние пять в районе введены в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс, детский сад "Буратино" на 110 мест, произведен капитальный ремонт центральной районной больницы, получил "второе дыхание" и функционирует кирпичный завод, начато строительство новой школы в р.ц. Бакалы. Возведены новые торговые точки, магазины, предприятия питания. Активно ведется жилищное строительство.
Стремительно бежит время, меняя облик населенных пунктов, улиц, дворов, стирая подробности тех или иных событий. Созидательным трудом жителей района преобразуется родной край: появляются новые предприятия, открываются социальные объекты, строятся добротные дома, создаются семьи, рождаются дети… Это значит, что славная история Бакалинской земли будет продолжена и будут вписаны новые строки в ее летопись.
Подготовил Виктор КАРЕЛИН