Все новости
ХРОНОМЕТР
30 Декабря 2019, 20:00

Старинный дом. Взгляд сквозь столетие

Город без истории, как человек без памятиУфа один из самых красивых городов России. Это современный, зеленый мегаполис. За последние несколько лет Уфа сильно преобразилась. Появилось множество развлекательных комплексов, строятся новые современные дома, развиваются все районы города. Но она замечательна не только современными постройками, в ней – особенно в той части, которая дала начало нынешней Уфе – находится немало старинных домов. Эти дома являются свидетелями вековой давности, каждый из них является свидетелем истории города, истории страны.

Детство нашей мамы прошло в исторической части Уфы, в старинном доме № 46а на улице Коммунистическая. Однажды она нам его показала. Это трехэтажный дом из красного кирпича. Старинная кладка, тронутая временем, гулкие, чугунные лестницы. Весь дом дышал стариной. В голове возникали мысли: сколько же ему лет? Какие люди жили в нем? Сохранились ли об этом какие-нибудь следы в истории? Эти вопросы нас очень заинтересовали.
Дом по адресу Коммунистическая, 46а является памятниками архитектуры в комплексе с домом 46. В сопроводительном описании указано, что это Нестеровский дом. Нестеровы – фамилия в Уфе очень известная. Самый известный представитель этой фамилии – Михаил Васильевич Нестеров – знаменитый русский и советский художник. Может, он или его родственники были хозяевами этого дома? Обратившись к архивам, мы обнаружили Справочную книгу Уфимской губернии за 1883 год, в которой было указано, что владельцем строений на том месте значится Кочкин Демид.
В то время улица, на которой находились эти строения, называлась Успенская. Более того, она тогда не была единой, а разделялась на две части. Верхняя ее часть именовалась Сенной, а нижняя – Кладбищенской. Разделение происходило по улице Центральной, ныне улица Ленина. После объединения улица получила название Успенская, потому что около кладбища в конце улицы была выстроена церковь Успенская. Впоследствии название улицы еще несколько раз менялось, пока наконец, уже в советское время, она не получила свое нынешнее название: Коммунистическая.
Возвращаясь к вопросу о принадлежности дома № 46а, мы можем сделать вывод, что Нестеров Павел Иванович купил у Кочкина участок с домом под постройку своих домов уже после 1883 года. В этой же Справочной книге г. Уфы за 1908 год уже Нестеров указывается владельцем дома на улице Успенской.
Отца художника М.В. Нестерова звали Василий Иванович, это был довольно зажиточный и очень уважаемый человек в городе. Он был купцом, торговал мануфактурой и галантерейными товарами. Судя по отчеству, Павел Иванович мог быть его братом, однако в биографии художника Нестерова, написанной С.Н. Дурылиным, говорится, что Михаил Васильевич сам рассказывал о трех братьях отца, которых звали: Александр Иванович, Алексей Иванович и Иван Иванович. Значит, Павел Иванович не был дядей М.В. Нестерова. Более того, имя Павел вообще не упоминается в биографии. Выходит владелец Нестеровских домов просто однофамилец.
В архивных материалах дом 46 по улице Успенской значится как «номера “Центральные”». Номерами в то время называли квартиры для сдачи внаем. А дома, в которых они располагались, назывались доходными. Нестеровский дом был обычным доходным домом.
Доходные дома начали появляться в Уфе в самом конце XIX века. Богатые уфимские купцы и промышленники, учитывая, что население города стало стремительно прибывать, стали строить в Уфе здания с квартирами, специально предназначенными для сдачи внаем. Эти дома в основном находились рядом с Гостиным двором.
Среди архивных материалов имеется адрес-календарь Уфы за 1910 год, в котором обнаружилось интересное объявление. В нем рекламировался «электробиограф». Так в то время назывался аппарат, напоминающий кинопроектор, и демонстрировался этот аппарат в доме № 46. Получается, что в доходном доме Нестерова на улице Успенской размещался один из первых кинотеатров города, причем, согласно сообщению газеты «Вестник Уфы», этот «кинотеатр» только в декабре 1910 года посетило 2700 зрителей. Так что, место это было очень популярным среди жителей города, особенно этой его части.
Дальнейшее изучение архивных документов показало, что Нестерову принадлежали и другие дома в городе, например, дом 22 в 6-м Усольском переулке, дом на углу Богородской и Тобольской (угловой номер 53/121), дом 268 в Золотухинской слободе. К сожалению, эти строения не сохранились до нашего времени. Там же, в Золотухинской слободе, Нестеров владел кирпичным сараем под № 1. «Кирпичный сарай» на самом деле сарай, построенный из дерева. А кирпичным назывался потому, что там изготавливались кирпичи. Вероятнее всего, свой доходный дом на Успенской Нестеров выстроил из собственного кирпича.
С конца XIX века Уфа быстро развивается, расстраивается. Уфу охватывает настоящая строительная лихорадка. Возводятся доходные, многоквартирные дома, в этой связи возникает потребность в кирпичах, поэтому на окраинах города возникает множество небольших полукустарных кирпичных заводиков.
Дом 46а по улице Успенской находится во внутреннем дворике, поэтому архитектурное оформление у него довольно простое и не имеет особых украшений. Здание выстроено в так называемом «кирпичном стиле», основной отличительной чертой которого является использование декора из неоштукатуренного кирпича. Это было значительно дешевле, да и сроки строительства позволяло сократить. Несмотря на это, внешний вид дома был вполне приличным. Оконные арки и карниз выполнены с заимствованием идей стиля русского неоклассицизма.
На одном углу дома видны отверстия, это место соединялось со стеной конюшен, которые в те времена находились во дворе. Потом старые конюшни разобрали и на месте их соединения со зданием остались ниши от соединительных кирпичей.
Другой угол дома имеет необычную, округлую форму. Такого в других уфимских старинных домах не встречается. Возможно строитель, таким образом, хотел придать дому индивидуальную особенность.
В стене фасада дома видны два железных рельса.
Они использовались для укрепления оконных и дверных проемов. Кстати, рельсы эти тоже имеют свою историю и довольно интересную. На рельсах имеется клеймо, которое гласит, что они изготовлены на металлургических заводах князей Белосельских-Белозерских.
Род князей Белосельских-Белозерских – очень старинный и один из самых известных в бывшей Российской Империи. История этого рода восходит к временам Рюрика. Представители этого славного рода всегда отличались знатностью и богатством: чего стоит, например, известнейший дворец у Аничкового моста в Петербурге. Но не только дворцами владели князья Белосельские-Белозерские. С 1815 года этой фамилии принадлежали Усть-Катавский и Катав-Ивановский металлургические заводы на Урале.
Получается, что рельсы, использованные при строительстве дома № 46а, были изготовлены на заводе князя Белосельского. И на них стоит клеймо этого завода – «Катавские заводы князя Белосельского».
Катавская сталь всегда отличалась высоким качеством благодаря использованию природно-легированного чугуна, который содержит 1% марганца и 1% хрома. Изделия из такого металла, в том числе упомянутые нами рельсы, имели пожизненную гарантию и охотно использовались не только при строительстве железных дорог.
Довольно необычное чувство, когда прикасаешься к куску металла, которому больше ста лет. Да еще и отлитого на всемирно-известном заводе с многовековой историей.
Этажи в доме соединяются чугунными лестницами, которые состоят из отдельных лестничных композиций, отлитых из чугуна методом художественного литья. Эти композиции впоследствии собираются в единое целое механическим путем, с помощью болтов. Такой метод дает возможность создавать практически идеальные в художественном плане и завершенные с конструктивной точки зрения сооружения.
В Уфе был завод по изготовлению чугунных лестниц. В 1898 году купец первой гильдии Иосиф Гутман открыл механическую мастерскую на улице Большой Казанской (ныне Октябрьской Революции, 78), где и отливались чугунные лестницы, которые и по сей день украшают старинные здания города.
Время не нанесло узорному литью лестницы практически никакого ущерба, если все хорошенько отчистить и окрасить, она может вновь засиять былым великолепием. Кстати, крепятся лестницы так же на рельсах Катавских заводов Белосельского, и на них стоит такое же клеймо.
На этом мы завершили свои изыскания по дому, в котором жила наша мама, хотя некоторые вопросы, на которые мы пока не имеем ответа, остались. В ходе поисков наше исследование постоянно обрастало разнообразными подробностями – один исторический документ тянул за собой другой. Появились фамилии людей, о которых мы раньше ничего не знали, но которые внесли большой вклад в развитие города, чем оставили по себе добрую память.
Современные дома очень красивы. Однако и старые хранят свое неповторимое очарование. Они прекрасно смотрятся на фоне новостроек и являются той самой «изюминкой», которая не только радует глаз, но и хранит историю города. Изучая историю старинных домов, мы неизбежно сталкиваемся с интересными событиями прошлого, с жизнью и судьбами наших предков. Запоминая и сохраняя память о них, мы сохраняем связь поколений.
Диана СЕМЕНОВА, ученица 8 «В» класса,
Вячеслав СЕМЕНОВ, ученик 10 «Г» класса
МБОУ «Инженерный лицей № 83 имени Пинского М.С. УГНТУ»
Читайте нас: