Детство нашей мамы прошло в исторической части Уфы, в старинном доме № 46а на улице Коммунистическая. Однажды она нам его показала. Это трехэтажный дом из красного кирпича. Старинная кладка, тронутая временем, гулкие, чугунные лестницы. Весь дом дышал стариной. В голове возникали мысли: сколько же ему лет? Какие люди жили в нем? Сохранились ли об этом какие-нибудь следы в истории? Эти вопросы нас очень заинтересовали.
Дом по адресу Коммунистическая, 46а является памятниками архитектуры в комплексе с домом 46. В сопроводительном описании указано, что это Нестеровский дом. Нестеровы – фамилия в Уфе очень известная. Самый известный представитель этой фамилии – Михаил Васильевич Нестеров – знаменитый русский и советский художник. Может, он или его родственники были хозяевами этого дома? Обратившись к архивам, мы обнаружили Справочную книгу Уфимской губернии за 1883 год, в которой было указано, что владельцем строений на том месте значится Кочкин Демид.
В то время улица, на которой находились эти строения, называлась Успенская. Более того, она тогда не была единой, а разделялась на две части. Верхняя ее часть именовалась Сенной, а нижняя – Кладбищенской. Разделение происходило по улице Центральной, ныне улица Ленина. После объединения улица получила название Успенская, потому что около кладбища в конце улицы была выстроена церковь Успенская. Впоследствии название улицы еще несколько раз менялось, пока наконец, уже в советское время, она не получила свое нынешнее название: Коммунистическая.
Возвращаясь к вопросу о принадлежности дома № 46а, мы можем сделать вывод, что Нестеров Павел Иванович купил у Кочкина участок с домом под постройку своих домов уже после 1883 года. В этой же Справочной книге г. Уфы за 1908 год уже Нестеров указывается владельцем дома на улице Успенской.
Отца художника М.В. Нестерова звали Василий Иванович, это был довольно зажиточный и очень уважаемый человек в городе. Он был купцом, торговал мануфактурой и галантерейными товарами. Судя по отчеству, Павел Иванович мог быть его братом, однако в биографии художника Нестерова, написанной С.Н. Дурылиным, говорится, что Михаил Васильевич сам рассказывал о трех братьях отца, которых звали: Александр Иванович, Алексей Иванович и Иван Иванович. Значит, Павел Иванович не был дядей М.В. Нестерова. Более того, имя Павел вообще не упоминается в биографии. Выходит владелец Нестеровских домов просто однофамилец.
В архивных материалах дом 46 по улице Успенской значится как «номера “Центральные”». Номерами в то время называли квартиры для сдачи внаем. А дома, в которых они располагались, назывались доходными. Нестеровский дом был обычным доходным домом.
Доходные дома начали появляться в Уфе в самом конце XIX века. Богатые уфимские купцы и промышленники, учитывая, что население города стало стремительно прибывать, стали строить в Уфе здания с квартирами, специально предназначенными для сдачи внаем. Эти дома в основном находились рядом с Гостиным двором.
Среди архивных материалов имеется адрес-календарь Уфы за 1910 год, в котором обнаружилось интересное объявление. В нем рекламировался «электробиограф». Так в то время назывался аппарат, напоминающий кинопроектор, и демонстрировался этот аппарат в доме № 46. Получается, что в доходном доме Нестерова на улице Успенской размещался один из первых кинотеатров города, причем, согласно сообщению газеты «Вестник Уфы», этот «кинотеатр» только в декабре 1910 года посетило 2700 зрителей. Так что, место это было очень популярным среди жителей города, особенно этой его части.
Дальнейшее изучение архивных документов показало, что Нестерову принадлежали и другие дома в городе, например, дом 22 в 6-м Усольском переулке, дом на углу Богородской и Тобольской (угловой номер 53/121), дом 268 в Золотухинской слободе. К сожалению, эти строения не сохранились до нашего времени. Там же, в Золотухинской слободе, Нестеров владел кирпичным сараем под № 1. «Кирпичный сарай» на самом деле сарай, построенный из дерева. А кирпичным назывался потому, что там изготавливались кирпичи. Вероятнее всего, свой доходный дом на Успенской Нестеров выстроил из собственного кирпича.
С конца XIX века Уфа быстро развивается, расстраивается. Уфу охватывает настоящая строительная лихорадка. Возводятся доходные, многоквартирные дома, в этой связи возникает потребность в кирпичах, поэтому на окраинах города возникает множество небольших полукустарных кирпичных заводиков.
Дом 46а по улице Успенской находится во внутреннем дворике, поэтому архитектурное оформление у него довольно простое и не имеет особых украшений. Здание выстроено в так называемом «кирпичном стиле», основной отличительной чертой которого является использование декора из неоштукатуренного кирпича. Это было значительно дешевле, да и сроки строительства позволяло сократить. Несмотря на это, внешний вид дома был вполне приличным. Оконные арки и карниз выполнены с заимствованием идей стиля русского неоклассицизма.
На одном углу дома видны отверстия, это место соединялось со стеной конюшен, которые в те времена находились во дворе. Потом старые конюшни разобрали и на месте их соединения со зданием остались ниши от соединительных кирпичей.
Другой угол дома имеет необычную, округлую форму. Такого в других уфимских старинных домах не встречается. Возможно строитель, таким образом, хотел придать дому индивидуальную особенность.
В стене фасада дома видны два железных рельса.
Они использовались для укрепления оконных и дверных проемов. Кстати, рельсы эти тоже имеют свою историю и довольно интересную. На рельсах имеется клеймо, которое гласит, что они изготовлены на металлургических заводах князей Белосельских-Белозерских.
Род князей Белосельских-Белозерских – очень старинный и один из самых известных в бывшей Российской Империи. История этого рода восходит к временам Рюрика. Представители этого славного рода всегда отличались знатностью и богатством: чего стоит, например, известнейший дворец у Аничкового моста в Петербурге. Но не только дворцами владели князья Белосельские-Белозерские. С 1815 года этой фамилии принадлежали Усть-Катавский и Катав-Ивановский металлургические заводы на Урале.
Получается, что рельсы, использованные при строительстве дома № 46а, были изготовлены на заводе князя Белосельского. И на них стоит клеймо этого завода – «Катавские заводы князя Белосельского».
Катавская сталь всегда отличалась высоким качеством благодаря использованию природно-легированного чугуна, который содержит 1% марганца и 1% хрома. Изделия из такого металла, в том числе упомянутые нами рельсы, имели пожизненную гарантию и охотно использовались не только при строительстве железных дорог.
Довольно необычное чувство, когда прикасаешься к куску металла, которому больше ста лет. Да еще и отлитого на всемирно-известном заводе с многовековой историей.
Этажи в доме соединяются чугунными лестницами, которые состоят из отдельных лестничных композиций, отлитых из чугуна методом художественного литья. Эти композиции впоследствии собираются в единое целое механическим путем, с помощью болтов. Такой метод дает возможность создавать практически идеальные в художественном плане и завершенные с конструктивной точки зрения сооружения.
В Уфе был завод по изготовлению чугунных лестниц. В 1898 году купец первой гильдии Иосиф Гутман открыл механическую мастерскую на улице Большой Казанской (ныне Октябрьской Революции, 78), где и отливались чугунные лестницы, которые и по сей день украшают старинные здания города.
Время не нанесло узорному литью лестницы практически никакого ущерба, если все хорошенько отчистить и окрасить, она может вновь засиять былым великолепием. Кстати, крепятся лестницы так же на рельсах Катавских заводов Белосельского, и на них стоит такое же клеймо.
На этом мы завершили свои изыскания по дому, в котором жила наша мама, хотя некоторые вопросы, на которые мы пока не имеем ответа, остались. В ходе поисков наше исследование постоянно обрастало разнообразными подробностями – один исторический документ тянул за собой другой. Появились фамилии людей, о которых мы раньше ничего не знали, но которые внесли большой вклад в развитие города, чем оставили по себе добрую память.
Современные дома очень красивы. Однако и старые хранят свое неповторимое очарование. Они прекрасно смотрятся на фоне новостроек и являются той самой «изюминкой», которая не только радует глаз, но и хранит историю города. Изучая историю старинных домов, мы неизбежно сталкиваемся с интересными событиями прошлого, с жизнью и судьбами наших предков. Запоминая и сохраняя память о них, мы сохраняем связь поколений.
Диана СЕМЕНОВА, ученица 8 «В» класса,
Вячеслав СЕМЕНОВ, ученик 10 «Г» класса
МБОУ «Инженерный лицей № 83 имени Пинского М.С. УГНТУ»