Все новости
ХРОНОМЕТР
15 Ноября 2019, 13:12

Уфимские мозаики

Что является наиболее ярким и запоминающимся в архитектуре Уфы 1970-х годов? Несомненно – монументальное искусство, и особенно мозаики. Миллионы туристов едут в Барселону полюбоваться архитектурой Гауди, в том числе и его знаменитыми мозаиками. А вот на уфимские, выполненные талантливыми художниками, почти никто не обращает внимания.

Мозаика на бывшем Речном Училище
Можно предположить, что в ближайшие годы, подобные масштабные художественные проекты в нашем городе вряд ли появятся. Почти нет художников знакомых со сложной техникой исполнения мозаичных панно. Нет производственной базы, где бы изготавливалась смальта или керамические плитки. И кажется очевидным, что нужно беречь мозаики, выполненные в Уфе в годы расцвета советского монументального искусства. Но, где там! Часто можно услышать пренебрежительное – «Сово-о-ок!». Мало того, в последние годы начались уничтожения. Так при ремонте здания бывшего треста КПД (проспект Октября, 132/3) было демонтировано мозаичное панно «Горлицы» известного художника Александра Пантелеева (1932-1990 гг.). В 1976 году он переехал в Вологду, где сейчас существует его дом-музей, а вот Уфе одна из его лучших мозаичных работ оказалась не нужна. И примеров уничтожения советского монументального искусства, к сожалению, довольно много – на здании бывшего Витаминного завода, 22 больницы. Мозаики завешиваются рекламными баннерами, закрываются панелями, ветшают и осыпаются. В плачевном состоянии пребывает мозаичный фонтан у бывшего ДК «Химик». На них не обращают особого внимания даже искусствоведы, – у большинства уфимских мозаик не известны даже авторы.
Лично для меня уфимские мозаики стали одним из самых ярких воспоминаний детства, прошедшего в «хрущевских» дворах в районе ДК завода УМПО. Мне было лет пять, когда выполнялись, вероятно, самые масштабные в Уфе мозаичные панно на его фасаде и во внутренних интерьерах. Одним из художников, работавших над ними, являлся замечательный уфимский художник Сергей Александрович Литвинов (1925-2003 гг.). Моя мама была с ним знакома, так как в 1950-х годах они жили в одной коммунальной квартире. Как-то летом, мы с мамой зашли в сарайчик-мастерскую рядом с будущим домом культуры. И моим детским взорам предстало настоящее разноцветное чудо. Сарайчик был заполнен стеклянными лепешками всевозможных ярких расцветок. Пока мама разговаривали с дядей Сережей, я смотрела во все глаза как другие дядьки-художники, разбивали эти лепешки на кусочки, и что-то обсуждая, раскладывали часть их прямо на полу. Я была в восхищении. На прощание нам подарили стопку этих стеклянных лепешек. Вернувшись во двор, я, конечно же, стала показывать их друзьям, и под моим предводительством, мы отправились в экспедицию за новыми сокровищами. Перешли, как тогда казалось бесконечно широкую улицу Машиностроителей, и добрались до сарайчика. Художники очень смеялись, и подарили нам еще лепешек. Набитых камешек не дали – порежетесь. Во дворе нас, потеряли, искали, потом ругали, но эти стеклянные лепешки потом еще долго хранились среди детских заветных богатств.
Над мозаиками дворца культуры УМПО, которые как я слышала, выдвигались на ленинскую или государственную премию, кроме Сергея Литвинова, работали уфимские художники Сергей Круль, Тамара Нечаева. Из других замечательных уфимских мозаик, можно отметить яркую многофигурную композицию на Городском дворце культуры. Кроме того объемной мозаикой здесь оформлен фасад, над главным входом, объемные мозаики сохранились и на здание бывшего цветочного магазина напротив дворца (проспекта Октября, 182/1). Около дворца были мозаичные фонтаны, но они уже давно засыпаны, превратившись в клумбы. Интересные панно на здании Академии наук на ул. Кирова, 15 (Авторы Александр Пантелеев и Александр Юдин); здании бывшего завода «Геофизприбор» (Комсомольская, 2), здании Автотранспортного коледжа. Очень динамичная по композиции, и своеобразная в цветовом решении мозаика «Укрощение коней» во внутренних интерьерах Дворца спорта. Совершенно уникальная флорентийская мозаика из яшмы, лазурита, чароита и других поделочных камней – находится в фойе Концертного зала «Башкортостан» (Кирова, 50).
Янина СВИЦЕ