Читателям же «Истоков» я хочу предложить краеведческое исследование, в котором на основании уже имеющихся и вновь найденных сведений определить, в какие годы в доме на улице тогда еще Каретной (Аксаковской она стала в начале XX века) жил Валериан Иванович Альбанов, и сохранился ли до наших дней именно этот дом.
Приходится признать, что подлинных документов, которые помогли бы ответить на этот вопрос со стопроцентной точностью, сохранилось очень немного. Дело в том, что летом 1919 года, во время последнего отступления колчаковцев из Уфы, проводилась организованная эвакуация, в том числе и учреждений. В вагоны поездов, уходивших на Урал и в Сибирь, грузились не только спасавшиеся от красных жители Уфы и губернии, но и архивы учреждений вместе с сотрудниками и их семьями. И эти архивы затем погибли во время бесконечного отступления. Поэтому в настоящее время в Национальном архиве Республики Башкортостан, в некоторых важнейших дореволюционных фондах, отложились только отдельные документы (или отдельные массивы документов), по которым бывает сложно составить полную картину.
В процессе работы я еще раз внимательно просмотрела архивные источники, обнаруженные в свое время М.А. Чвановым и В.З. Кузьминой, так же мне удалось найти ранее неизвестные сведения (в частности Метрические записи о рождении детей Алексея Петровича Альбанова). При помощи уфимского краеведа Татьяны Викторовны Тарасовой составить картину перехода дома № 6 по ул. Аксакова от одного владельца к другому.
Начать свое исследование я хочу с хронологии жизни в Уфе Валериана Ивановича Альбанова и его близких.
По крайней мере, в период с 28 апреля 1880 года по 30 мая 1882 года родители будущего полярника – Иван Петрович и Анастасия Степановна Альбанова – жили в Уфе, где Иван Петрович служил ветеринарным врачом в расквартированном в нашем городе 5-м Оренбургском казачьем полку. По всей видимости, семья жила в приходе церкви Богоугодных заведений, где и были крещены их дети. Этот полукаменный одноглавый храм, освященный в 1861 году во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радосте», до 1930-х гг. находился в квартале пересечения улиц Церковной (ныне Худайбердина), Приютской (Кирова) и Телеграфной (Цюрупы).
В 1880 году в Метрической книге, данной из Уфимской духовной консистории, в Градо-Уфимскую Скорбященскую церквь Богоугодных заведений г. Уфы, в разделе «О родившихся» была сделана запись о том, что 18 апреля 1880 года родилась, а 28 крещена девочка Людмила. Родители: ветеринарный врач № 5-го полка Оренбургского казачьего войска Иоанн Петров Альбанов и законная его жена Анастасия Стефанова, оба православные. Восприемники (крёстные родители): преподаватель Уфимской духовной семинарии Алексей Петров Альбанов, и умершего священника Астраханской епархии жена Александра Петрова Чумаевская (НА РБ. Ф. И-294. Оп. 2. Д. 21).
На полях записи сделана пометка о выдаче по прошению справки от 10 апреля 1890 года.
Можно предположить, что Александра Петровна Чумаевская была родной сестрой Ивана Петровича Альбанова, и возможно, овдовев, жила в Уфе у братьев.
В 1882 году в Метрической книге Скорбященской церкви сохранилась запись о том, что 26 мая родился, а 30 мая крещен Валериан. Родители: ветеринарный врач № 5-го Оренбургского казачьего полка Иван Петров Альбанов и законная его жена Анастасия Стефанова, оба православные. Восприемники: управляющий контролем Св. Синода тайный советник Иван Григорьев Терсинский; священник Астраханской епархии Елтонской Троицкой церкви Петр Карпов Альбанов; преподаватель Уфимской духовной семинарии Алексей Петров Альбанов; доктора медицины и полевого хирурга, коллежского советника Евгения Слежановского жена Александра Иванова (НА РБ. Ф. И-294. Оп. 2. Д. 23).
На полях сделана пометка о выдачи по прошению справки от 5 июня 1890 года. Вероятно, справка была необходима для поступления Валериана в гимназию.
Валериан Альбанов происходил из семьи духовенства и вырос в духовной среде. Фамилия Альбанов была достаточно распространена среди священно- и церковнослужителей, в том числе и Оренбургско-Уфимской епархии, и принадлежала к числу так называемых «семинарских».
По сложившейся традиции, вплоть до начала XIX века, российское православное духовенство не имело фамилий, считая, что главным для них является имя, а не фамилия. Даже если за семьей, и уже давно, закрепилась фамилия, духовные (в том числе и в официальных документах) предпочитали именовать себя и подписываться, например, «Иван Петров», где «Петров» было отчеством, а не фамилией. По указам Синода при поступлении в повсеместно открывавшиеся в конце XVIII – начале XIX века семинарии, воспитанникам надлежало присваивать фамилии. При этом руководство семинарий предпочитало давать юношам оригинальные, и как можно более звучные фамилии. Часто они происходили от латинских или греческих слов, так как эти языки изучались здесь весьма основательно. Альбанов происходит, скорее всего, от латинского albus – белый, или латинского имени Аlbanus – Альбан.
В годы советской власти в общество активно внедрялись идеологизмы о якобы невежестве, темноте и отсталости православного духовенства. Но на самом деле это было совсем не так. Со средних веков духовенство являлось наиболее образованным сословием Российского общества. Первоначально традиционным было обязательное домашнее обучение детей грамоте, без которой было невозможно проводить службы. С появлением в России сети учебных заведений всех уровней, в первую очередь духовенство стремилось дать своим детям образование: духовное или светское. Даже в конце XIX века, например, по данным первой всеобщей переписи населения 1897 года по Уфимской губернии: среди дворян и чиновников грамотных было 56,9%, среди духовенства – 73,4%, городских сословий – 32,7%. Среди дворян и чиновников, получивших образование выше начального, было 18,9%, среди духовенства – 3 6,8%, городских сословий – 2,75.
В духовной среде был достаточно высок уровень общей культуры. В семьях любили книги, чтение, музицировали, занимались литературным творчеством, рисовали и поощряли развитие этих способностей у детей. Особенно в XIX веке духовное сословие исправно поставляло интеллигенцию российскому государству, и среди фамилий знаменитых ученых, врачей, педагогов, писателей, представителей творческих профессий множество духовных.
Ко времени рождения Валериана Альбанова его дедушка, священник Астраханской епархии Елтонской (Элтонской) Троицкой церкви Петр Карпович Альбанов, возможно, уже жил у сыновей в Уфе.
Большое соленое озеро Элтон (Эльтон) находится на севере Прикаспийской низменности, в современной Волгоградской области недалеко от границы с Казахстаном. С середины XVIII века здесь началась добыча соли, был возведён городок, а в 1806 г. построена деревянная церковь, известная как Троицкая церковь Эльтонского соляного промысла Царёвского уезда Астраханской губернии. Но с 1882 года добыча эльтонской соли практически прекратилась, потому что открылась Баскунчакская солевозная железная дорога. Население посёлка Старый Эльтон постепенно разъехалось, церковь закрылась.
Дядя Валериана Альбанова – Алексей Петрович, закончив Казанскую духовную академию и получив высшее духовное образование, избрал своим поприщем педагогическую деятельность, отец – Иван Петрович, возможно, так же учился в Казани, где с 1873 года был открыт Казанский ветеринарный институт.
Ветеринарной службе, а особенно военной ветеринарии уделялось в Российской империи очень пристальное внимание. Наличие в войсках большого количества лошадей, которые были ценным государственным достоянием, вызывало необходимость развития военно-ветеринарного дела. Еще в 1707 году Петр I издал указ об учреждении в кавалерии «врачевателей животных» – коновальных мастеров. Во время Отечественной войны 1812 формируются первые полевые лечебные учреждения – конские лазареты. В 1808 г., с целью подготовки для нужд армии ветеринарных врачей с высшим образованием в Петербурге, а затем и в Москве, открываются Ветеринарные отделения при Медико-хирургической академии. Подготовка ветеринарных специалистов велась также в нескольких ветеринарных школах, а впоследствии в институтах. В Казанском ветеринарном институте, открытом в 1873 году, преподавали многие известные российские и зарубежные ученые, и уровень подготовки специалистов в нем был очень высоким. В 1882 г. был издан закон о правах и обязанностях полковых ветеринаров.
Иван Петрович Альбанов служил ветеринарным врачом в 5-м Оренбургском казачьем полку, основным местом дислокации которого была Средняя Азия, где полк участвовал и в боевых действиях. Так, в 1880 году полк был задействован во второй Ахал-Текинской экспедиции, которой командовал генерал М.Д. Скобелев. В декабре 1880 года три сотни № 5-го Оренбургского казачьего полка были в боях с текинцами, а в январе 1881 г. участвовали в штурме крепости Геок-Тепе, при этом личный состав понес большие потери. Участвовал полк и в Памирском походе 1891–1894 годов.