Все новости
ХРОНОМЕТР
18 Июля 2019, 19:44

Интересное об истории Уфы. Часть первая

Янина СВИЦЕ Озеро Кашкадан упомянуто в «Отводной книге по Уфе» в 1613 году. «… на Великом поле, едучи от города по большой дороге и выехав из дубровы от засеки… да по большой дороге едучи к Шугуровой деревне … и поворотить к Кошкадаму озеру». Речка Шекша упомянута в этом источнике в записи за 1623 год. Названия почти всех уфимских рек и озер очень старинные, и, по всей видимости, существовали задолго до основания Уфимской крепости в конце XVI века.

Дудкинский перевоз
Уже вскоре, после основания Уфимской крепости, интенсивно стали осваиваться заречные земли, и на реках Белой и Уфимке уже в XVII веке появилось несколько переправ или перевозов. В той или иной степени они используются до сегодняшнего дня. Все современные мосты были построены на месте старинных переправ, а на других ходят паромы.
Один из самых старинных перевозов через Уфимку – Дудкинский. Его еще в XVII веке держал стрелец Антошка Дудкин. Здесь шла дорога в дворцовое село Богородское.
Переправа в районе современного затонского моста с XVII века называлась Сергиевский перевоз, его содержали монахи Сергиевского подворья Уфимского мужского Успенского монастыря.
Улица Посадская сохранила свое название с XVII века.
Строптивые стрельцы
В Уфе в 1635–1636 гг. проживало с семьями около 100 конных и 200 пеших стрельцов во главе со стрелецким головой и тремя сотниками.
В 1647 году Приказом Казанского дворца была проведена перепись населения Уфы и Уфимского уезда. Подьячие Левонтий Высотцкой и Кузьма Львов насчитали в городе 66 дворов и в них 206 душ мужского пола. Но стрельцов, самых многочисленных жителей Уфы, включить в перепись они не смогли, так как «… стрельцы, выслушав государева наказу, от себя отказали с великим шумом, писать не дались».
Стрелец и начальный человек московских приказов.
Гришка Погорельский с доношением уфимского воеводы Посольскому приказу ехал из Уфы до Москвы 70 дней. Регулярное почтовое сообщение с Уфой было налажено в 1735 году.
Первый план Уфы был составлен в 1732 году. Сейчас он хранится в Российском государственном военно-историческом архиве.
В 1736 году в Уфе было 5 356 жителей.
Уфимские хроники
* * *
В 1738 году «в ноябре месяце бешеный волк, взойдя в город Уфу, и 31-го человека загрыз, отчего оные взбесившись и временами все померли, и волк от наряда полицейского убит».
* * *
В 1759 году сгорел почти весь деревянный Уфимский кремль.
«…1759 году майя 6-го дня по полудни во 2-м часу, от нашедшей тучи и от грома учинился в городе пожар, начавшийся от башни называемой Михайловской, а от того усилившись огонь, от чего погорел весь городовой кремль со второй башнею называемою Никольскою, провинциальная канцелярия с архивом, воеводский дом, торговые купеческие лавки, в соборе каменном крыша и вся внутренность, Христорождественской монастырь, Троицкая новостроящаяся церковь».
Сгоревший кремль больше не восстанавливался.
Храмы
Старейшие православные уфимские храмы: Покровский, Сергиевский, Спасский были построены на месте одноименных деревянных церквей существовавших на посаде Уфимской крепости уже в самом начале XVII века.
В пределах Уфы сохранился единственный храм XVIII века, находится он в селе Березовке близ Аэропорта. Эту каменную Христорождественскую церковь в стиле позднего барокко построил в 1780 году помещик Фёдор Третьяков.
Уфа была одним из немногих городов, которые не смогли захватить сподвижники Емельяна Пугачёва. Большое войско под предводительством уральского казака Чики-Зарубина, расположившееся в селе Чесноковке, и другой отряд уфимского казака Ивана Губанова, ставка которого находилась в селе Богородском, более полугода (с осени 1773 до весны 1774) осаждали город, но так и не смогли его взять.
Хотя в Уфе не было каких-либо серьёзных военных укреплений, и находился небольшой гарнизон из отставных солдат, жители, собрав отряды, отчаянно отбивались. Наиболее успешные военные действия вел отряд, которым командовал 23-летний купец Иван Дюков.
Уфимская жизнь в 1780-х годах
Из записок ссыльного дворянина Григория Степановича Винского (1753–1818), служившего учителем в домах уфимских дворян Булгаковых, Левашевых, Аксаковых.
«9-го августа 1783 года отправился я из Оренбурга, а 13 был уже в Уфе и помещен в доме надворного советника Николая Михайловича Булгакова. Дабы не сидеть праздно-скучно в классе, пока дети учили уроки, я начал читать книги. По счастию у господина губернатора имелась богатая библиотека, и он благоволил дать мне позволение ею пользоваться… Четырехлетнее мое в губернском городе пребывание сделало великую перемену не только в моем житье, но и в образе мыслей. Чтение, переводы и беседование со знающими людьми, которых на сей раз в Уфе находилось довольно».
С 1782 по 1796, по новой административной реформе, Уфа являлась центром Уфимского наместничества, которое занимало огромную территорию, включавшую современные Оренбургскую область, часть Челябинской и часть Татарстана. В апреле 1782 года состоялись торжества по поводу открытия наместничества. Был дан торжественный обед, а для простых уфимцев были выставлены бочки с пивом и вином и «жаренный начиненный бык».
Описание мундира штатских чиновников Уфимского наместничества.
«Кафтан красный с таким же воротником и такими же обшлагами, с четырьмя по разрезу пуговицами. Подбой (подкладка), камзол и пуговицы белые. На кафтане карманы косые, а пуговицы по обоим сторонам посажены гнездами».
С 1782 года «город Уфа получил наместнический герб – на серебряном поле бегущую куницу».
Уфимская знать
В 1782–1783 годах губернатор Петр Фёдорович Квашнин-Самарин на самом возвышенном месте Усольской горы (в районе современных улиц Сочинской и Некрасова) «имел обыкновение целое лето, начиная с мая месяца, проживать на этом месте, в нарочно для того устроенных, обитых холстом палатках. К нему, на эту гору, по воскресеньям и праздникам съезжалась вся уфимская знать, где обедала и веселилась».
Усольская гора
Продолжение следует...
Читайте нас: