Не попадайтесь в лапы мошенников
Все новости
ХРОНОМЕТР
6 Июля 2019, 16:24

Родина я с тобой

Валерий ПЕТРЯКОВ, доцент кафедры БГУ В многовековой истории России Великая Отечественная война стала большим потрясением. Память народа России о Великой Отечественной войне, которая оставила свой след в судьбе почти каждой семьи, является той нитью, которая связывает живущих с поколением, прошедшим через горнило тех страшных лет, но не сломленных и победивших. И пока наша память жива, в нас будет теплиться огонек той силы, которая поможет нам и в дальнейшем выстоять несмотря ни на что.

Во второй половине тридцатых годов прошедшего столетия фашистская Германия развязала вооруженную интервенцию с Испанией, а с сентября 1939 г. Вторую мировую войну. Складывающееся обстановка учитывалась советским руководством путем осуществления военной подготовки населения и созданием военных соединений. Так в конце тридцатых годов из призывников в Башкирии были сформированы две стрелковые дивизии: 170-я и 186-я со штабами в г. Стерлитамаке и Уфе соответственно.
В структуру 170 дивизии входили 391-й, 422-й, 717 стрелковые и другие штатные полки, батальоны и подразделения обеспечения. 422-й стрелковый полк дислоцировался в г. Белебее Башкирии. С нападением фашисткой Германии на СССР 22 июня 1941 г. мобилизация личного состава 422-го стрелкового полка была проведена 23.06.1941 г. На формирующуюся линию фронта подразделения 170-й стрелковой дивизии стали организованно прибывать в конце июня 1941 г., а 7 июля 1941 г. дивизия вступили в боевые действия. В составе 422-а стрелкового полка было немало проживающих, мобилизованных Белебеевского, Бижбулякского, Ермекеевского и Туймазинского районов Башкирии. После прибытия на фронт 3 июля 1942 г. 422-й полк получил приказ занять левый фланг Себежского укрепрайона (район г. Невеля и г. Великие Луки).
В составе Западного фронта 170-стрелковая дивизия успешно вела оборонительные и наступательные операции пока 13 июля 1941 г. не попала в окружение, с этого периода времени бойцы полков дивизии, находясь в неплотном оцеплении врага начали продвигаться на восток. Несколько сотен бойцов и командиров 170-й стрелковой дивизии в ходе ожесточенных боев и выходов из окружения оказались в плену.
Большинством семей бойцов 170-й стрелковой дивизии были получены извещения о своих родных, как о пропавших без вести на поле боя.
При попытке выхода из окружения к своим частям 25 августа 1941 г. немцами в числе других был пленен боец 422-о стрелкового полка Петряков Георгий Павлович, призванный 23 июня 1941 г. Белебеевским РВК и зачисленный в роту связи полка. После пленения попал в лагерь для военнопленных в г. Невель (Калининская область), где находился до 1 сентября 1941 г., работая на разгрузке автотранспорта.
Уже 1 сентября 1941 г. совершил первый побег и до мая 1942 г. находился в бегах в поисках выхода к своим частям до момента задержания 5 мая 1942 г. местной полицией г. Рославль Смоленской области. Далее в числах других эшелоном Петряков отправлен в лагерь для военнопленных в Германию г. Веймар на станкостроительный завод Густлоф – Верки. Работали узники лагеря по 12-14 часов в сутки. Находясь в лагере до 10 апреля 1945 г., понимая угрозу смерти, Петряков Г.П. еще дважды совершал побеги, но был задержан, подвергнут наказаниям. В лагере состоял в подпольной антифашисткой организации, внося свой вклад в приближение Победы в Великой Отечественной войне.
Советские военнопленные в Великой Отечественной войне оказались в тяжелых условиях униженными под пятой оккупантов, они - особая глава военной истории и отечественной, в частности. Например, в одном немецком документе - записке Нагеля от 16 сентября 1941 г. говорилось: «что касается большевитских пленных, мы не связаны никакими международными обязательствами. Поэтому при снабжении их продовольствием мы должны руководствоваться только производительностью их как рабочей силы». Во время нахождения в лагере военнопленных Бухенвальд оказание сопротивления фашистскому режиму Петрякову Г.П. было продолжено. Как следует из материалов архивной справки Центрального исторического архива РБ: он вступил в подпольную антифашистскую организацию. В материалах фильтрационного дела отмечено, что руководил оперативной работой организации Павел Коротков, а его помощником был Г.П. Петряков. Содержание оперативной работы группы определялось из добываемых немецких газет, и было направлено на поддержание духа плененных бойцов, на их инструктирование по саботажу, сопротивлению, мести врагу путем поломки инструмента, устранения взрывания снарядов. Чтобы не вызвать подозрения надзирателей лагеря инструктаж проводился не в бараках по месту проживания, а в общественных местах. За саботаж при производстве оружия за проявленные патриотические чувства членам организации грозила неминуемая смерть. Участие в подпольной работе Г.П.Петрякова показало, что врагу не удалось подавить его волю к сопротивлению.
Всего в строгом лагерном рационе было 750-800 калорий. За малейшею провинность заключенные лишались и этой скудной пищи. Вопросы снабжения советских военнопленных относились не только к продовольствию, но и к одежде. Советские военнопленные оставались в своей одежде, которая со временем превращалась в лохмотья.
После мероприятий по фильтрации в г. Франкфурте на Одере 2 ноября 1945 года Георгий Петряков убыл на Родину. Тем, кто вернулся из плена было уготовано непростое отношение, рекомендовалось не рассказывать собеседникам о пребывании в плену, это была нетронутая и запретная тема.
На Родине в совхозе им. М. Горького Белебеевского района Георгия Павловича ждали жена Надежда Алексеевна и сын Александр. С призывом мужа на фронт Надежда Алексеевна встала к токарному станку на рабочее место Георгия Павловича и прорабатала всю войну. Ее труд в годы войны отмечен государственной наградой – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». В 1950 году семья Петряковых переезжает на местожительство в совхоз «Спартак» Ермекеевского района, где четверть века токарем, шофером, из них 15 лет автомехаником трудился Георгий Павлович, обеспечивая своевременный ремонт и эксплуатацию более 70 единиц автотранспортной техники.
По материалам дела о Петрякове Г.П. следует, что в послевоенное время в 1947 г. ему неоднократно приходилось быть вызванным в органы, но компрометирующих материалов по отношению к нему обнаружено не было.
В первые годы после войны участь Георгия Петрякова разделялась наравне со всеми бывшими военнопленными страны, никаких подробностей о лагере Бухенвальд в музеях и архивах нельзя было найти о военнопленных, старались не говорить, их не считали участниками войны. Лишь начиная с 1956г., делается попытка изменить отношение к положению бывших военнопленных и их семьям. Только с 1995 г. бывшие военнопленные получили статус участников Великой Отечественной войны.
Окончание следует...
Читайте нас: