Вслед за невинностью к поэту иногда приходит опыт, а вместе с ним – иные песни. Их смысл уже не в чрезмерной словоохотливости и болтливости. Пустое словоговорение (или словопение) слишком уж напоминает теперь сознающей себя новой опытности даже не пищеварительный процесс, но его отрыжку. Не столько танец слов, сколько натужность и одно потение при этом, когда не факт, что вся композиция выверена и удалась целиком и на славу. И поэзия теперь – не простое словопрение, она – уже результат более сложных и комплексных усилий человеческого организма. Она связана с целеполаганием, умиранием или выживанием индивида, но не только. Цель поэзии – высокое производство, даже порождение – именно художественного смысла, а не бессмыслицы, которая процессу неизбежно сопутствует, но заменить – ни самой поэзии, ни утверждающей поэзию цели – не в силах. Искушённого читателя восхищает именно достигаемая им в процессе художественного чтения и явленная поэтом в стихотворении некая трудноопределимая, но всё-таки переданная через особый порядок слов некая восхитительная цельность. Ценна именно эта обретаемая эвристически гармония – несмотря на все сопутствующие такому таинственному обретению сложности, противоречия и антиномии.
Невзирая на все самонадеянные нигилистические попытки и тщание в 20-м веке заменить опыт Искусства формами научно-технического знания и прогресса или готовыми заранее формами его близнеца брата – китча и лубочного консерватизма, сейчас самое время сказать: глубинный художественный опыт, как и его осмысленное выражение, всё-таки существует, и он всегда нов. Хотя так же стар, как мир и человеческий вид. Это своего рода вспышка – но озаряет она отнюдь не голую структуру научной мысли, материальной, граничащей с вакуумом. Не только такую мысль. Но прежде всего таинственную субстанцию самого свободного человеческого слова, наделённого самостоятельной и неисчерпаемой художественной ценностью. Это – субстанция смысла или, другими словами, художественно-эстетическое начало, или видение бесконечной Жизни, открывающееся человечеству лишь в творчестве, никогда не бессловесном.
Прогрессизм и техническая цивилизация не отменяют духовной Культуры. На это может «покушаться» разве что юношеский максимализм научно-технического, технократического века. Либо неосознанная человеком поверхностного, пусть даже технократического образования, глупость, которая, впрочем, к науке не имеет никакого отношения.
Глупость есть только глупость. Прогрессистская ограниченность универсальной перспективы развития человеческого вида, глубоко художественной перспективы. Не зря математики говорят именно о красоте математической истины или иных своих расчётов. Пифагор, как известно, был орфиком (знал о музыке сфер).
Другое дело, что собственная умудрённость, или опытность, даётся художнику слова с огромным трудом и через напряжение буквально всех его (только ли человеческих?) сил. Мы видим это отчасти и на примере подборки Варвары Малыгиной. Представляет же поэтический опыт из себя порой лишь небольшое по объёму, хотя и ёмкое словесное смыслообразование. Не в этом ли отличие подлинной гармонии от беспредельности цветных помоев попсовой околокультурной энтропийной безвкусицы, льющейся отовсюду.
Но зато это явление чего-то ещё не бывшего в искусстве прежде и вместе с тем более-менее внятно выражающее собой некоторую грань духа именно сегодняшнего времени и, может быть, признаки новой эпохи. Как знать?
Будем же и мы с тобой, читатель, благодарны «бедному художнику слова», по бессмертному выражению русского поэта, за этот явленный в наш мир по-новому прекрасный, вечно жизнеутверждающий смысл. Он дорогого стоит.
Варвара Малыгина пишет в рифму тоже, но сегодня перед нами небольшой цикл свободных стихотворений, по-своему удивительных. Песни нового, всегда трудного, но вместе с тем, индивидуального и оригинального опыта. И это – не песни массовой невинности.
Музыкантов любимой группы,
Ikea – островок Швеции в нашем городе,
Хоть и не всё, что там продается,
Действительно сделано в Швеции.
Но, тем не менее, скандинавский дизайн…
В тряской уфимской маршрутке
Настоящей скандинавской ручкой.
Идеальной ручкой, сделанной из бутылок.
И пусть надписи белым по красному
Она удобнее, чем все остальные ручки,
О сводах Кафедрального собора
Туманного дождливого Турку,
Вдоль бесконечных лесов и камня.
И о пароме «Viking Grace» тех же цветов,
На котором я купила её в такс-фри.
Скандинавский дизайн – лучший дизайн в мире.
Со всей теплотой и нежностью,
Своими холодными руками!»
Что если прикоснуться к огню,
Позже узнали, что сильнее огня
Теперь точно знаем: больно будет.
Не менее больно, чем в молодости.
Но также знаем, что это пройдет.
Всенепременно пройдет, и скоро!
И вообще, ты страдаешь всего лишь
От очередной несчастной любви!
Не от того, что кто-то умер,
Не от того, что тебе негде жить…
Это так здорово, и даже приятно:
Можно писать глупые стихи
И выкладывать в интернет,
Где их, может быть, даже кто-то прочтет.
Биографию кого-то великого
И в то же время, Мне удивительно,
Как давно Я живу на свете!
Заканчиваются десятые годы XXI века.
Я помню нулевые, девяностые
И даже немного восьмидесятые.
Помню больше, чем остальные.
Понимаю, что еще больше забыла.
А значит, этого, скорее всего,
И даже немного восьмидесятых,
Которые, каждый раз, как слышу их,
В места, которых нет больше,
К людям, которых уже не увижу,
К ушедшим забытым чувствам.
Их было так много! Не надо больше!
Женщины живут только любовью,
Но снова находят не того,
А я сочувствую этим женщинам
И думаю, что мне-то повезло:
Я научилась жить чем-то другим,
Любовью к чему-то другому!
Скрывая ото всех и, в первую очередь, от себя,
Всё та же любовь к мужчине.
Топовые блогеры, их комментаторы,
Просто интернет-пользователи в сообществах
Пишут, что женщины никому не нужны.
Нужны только юные девы, да и то…
Но женщины все равно верят, надеются, ищут.
Я давно ни на что не надеюсь и никого не ищу.
Мама говорила, что я такая никому не нужна.
Подруга, теперь уже бывшая, тоже сказала,
Потому что предлагала меня друзьям мужа –
Отвечаю: «Ну и что? Мне тоже никто не нужен.
Повторяю, как мантру: «Ты никому не нужна»
Но иногда на меня что-то находит.
Или меня кто-то зачем-то находит.
И тогда, в уверенности, что любой,
Кто со мной соприкоснется,
Спешу скорее разочаровать(ся).
Каждый раз, когда захожу во двор
Дома 19 по улице Гагарина,
Чувствую себя призраком, бесплотным духом,
Зачем-то явившимся в мир людей.
В мир, к которому сам некогда принадлежал,
В котором ему больше нет места.
Так и я стою невидимая, не осязаемая,
А вокруг – жизнь. Та жизнь, где меня уже нет.
Наступило новое лето. Окно на первом этаже открыто,
А ведь еще совсем недавно
Ходила по этим тропинкам,
Смотрела в одно из этих окон,
Писала стихи про серые многоэтажки,
И кто-то другой ходит по тропинкам,
Смотрит в окна и, может быть,
Хотелось бы крикнуть: «Эй! Я тут!»
Поговорить с бывшими соседями,
Проходят мимо и сквозь меня.
Смотрю на чьи-нибудь знакомые окна,
А потом разворачиваюсь и ухожу.
Одна девочка сказала мне,
Что, если подпирать ладонью щёку,
Твоя мама умрет. С тех пор я никогда
Не подпирала щёку ладонью.
Однажды моя мама все-таки умерла.
Значит, теперь уже можно.
Но всё равно, каждый раз,
Когда пытаюсь опереться щекой на ладонь,
Меня не покидает ощущение,
Что делаю что-то ужасное и неправильное.
Зареклась вступать в романтические отношения,
Поклялась быть «светской инокиней»,
В этом смысле, по крайней мере.
И у меня получается: уже ничего не нужно.
Но любви всё-таки иногда хочется.
Особенно, когда делать нечего.
(Нет, здесь ни при чем алкоголь,
Но каждый раз стараюсь отвлечься,
И убеждаю себя, что дружба лучше любви.
Хотя, скорее всего, дело в том,
Подготовил Алексей Кривошеев