Все новости
ПИКСЕЛЬ
26 Января 2020, 20:05

Homo Ludens

Прикрываясь деревянным щитом, я подумал: «Тролль запросто пробьёт мою защиту, нужно что-то покрепче». В ближнем бою с троллем лучше не встречаться, но первоначально мои стрелы не нанесли большого урона, и противник сумел подойти вплотную. Теперь я мог рассчитывать только на свою удачу. Несколько крепких ударов пробили мою защиту. Следующий шаг определял исход битвы. Три тысячи золотых – сумма немалая. Мне очень хотелось их выиграть.

Но силы были неравны. Мой эльфийский клинок мог только ранить, зато дубина тролля валила с одного удара. Тут я вспомнил о магическом свитке, который я предусмотрительно купил перед битвой. Свиток «Малый Армагеддон», используется при пятом уровне магии. Манны как раз оставалось на использование свитка. Заклинание, подхваченное ветром, подействовало мгновенно. Противник рухнул наземь, даже не осознав произошедшего. Я стоял над изуродованным телом и шептал: «Мне просто повезло… просто повезло…».
Многие уже наверняка вынесли вердикт всему вышесказанному – очередная сказка. Но, смею вас заверить, эти события происходили на самом деле. И не когда-нибудь, а в прошедшие три месяца. Я поделился только самыми яркими воспоминаниями, но за кадром остались тысячи других событий, на основе которых можно написать не одну книгу в жанре фэнтези. Всё это было в реальности, всё это я переживал и при каждой жаркой стычке обливался потом. Есть, правда, небольшой нюанс – реальность эта была виртуальной. Но кого это сейчас беспокоит? Главное – впечатления, ведь правда?
Три месяца в он-лайн мире. А конкретно – в он-лайн игре. Вы удивитесь: «Разве такое возможно?». С полной уверенностью отвечу, что возможно. Виртуальный мир совершенно ничем не отличается от реального, даже имеет несколько плюсов. Абсолютная идентичность между on-line и off-line мирами достигается благодаря социальной составляющей. Человек не может жить без общения. В реальности немногие люди находят общий язык друг с другом. В он-лайн мире ты можешь освободиться от своих предрассудков, но самое главное – ты становишься частью мира, который понимаешь. У тебя появляются вполне конкретные цели, и ты способен их реализовать. Начинается нападение на твою территорию – ты берёшь оружие и идёшь в бой, неизвестный персонаж пристаёт к твоей девушке – ты вызываешь его на дуэль, твой противник сильнее тебя – ты «прокачиваешь» своего героя. Тебе нужно лучшее оружие или доспехи – заработай. Можно получить лицензию фармацевта, кузнеца или повара. Всё понятно, и всё достижимо. Вокруг тебя – твои соратники. Их тысячи – кого только здесь нет: вездесущие студенты и школьники, менеджеры фирм и веб-дизайнеры, журналисты и психологи, преподаватели и переводчики… Игроки со всего мира, разных национальностей и вероисповеданий, но здесь, в конкретном месте и в конкретное время, все равны.
Недавно я вышел из игры. Звучит так, словно слез с иглы. Отчасти это верно. Проблема игромании сегодня актуальна как никогда. Практически все могут купить себе компьютер, половина из купивших может позволить себе подключение к Сети, треть – имеет широкополосный доступ. Здесь особенно важно наличие Интернета. Скажем, такие игрушки, как «NFS Underground 2», «Half-Life 2», «Doom 3», «Myst IV» и многие подобные обладают самоограничивающей природой. То есть, по прохождении игра такого типа теряет былую привлекательность. На смену им приходят другие игры, но и они скоро приедаются. Совсем иначе дело обстоит с играми, поддерживающими on-line режим. Игры типа «EverQuest», «Dark Age of Camelot» или «Diablo II» относят к разряду heroinware. Такое сравнение совсем не случайно. При помощи наркотика человек отрешается от реальности, точно так же при помощи on-line игр геймер отрешается от реального мира и погружается в виртуальный. Я провёл в игре всего три месяца. Это ещё не так страшно. Инженер по сетям из Индианы Деннис Беннетт забросил учебу в колледже, брак его дал трещину, а годовалый сын рос практически без отца. Зато его персонаж в онлайновой ролевой игре «EverQuest» – Мэдрид, Великий Шаман Севера, – дошел до 58-го уровня. И я этому не удивляюсь. За три месяца я встретил в игре множество взрослых людей, занимающих ответственные посты. И эти люди имели стаж втрое больший, чем мой.
Итак, мы имеем проблему – heroinware. Разрешить её совсем не просто. Кто-то предложит ликвидировать подобные игры, но это просто невозможно. Упомянутая «EverQuest», издателем которой является «Sony Online Entertainment», насчитывает более 400 тысяч платных подписчиков. Индустрия on-line игр приносит ежегодно 1,8 млрд. $. Ничто не способно перекрыть такой поток денег. Игры будут появляться и в дальнейшем, этому воспрепятствовать нельзя. Тогда подумаем, почему on-line игры привлекают такие массы. Я уже упоминал, что идентичным реальному виртуальный мир становится благодаря социальной составляющей. Это достигается благодаря наличию чата. Скрываясь за маской своего персонажа, ты общаешься с другими людьми. При этом твоё поведение может кардинально отличаться от реального. Здесь – идеальное место для стеснительных или одиноких людей. Также это идеальное средство для снятия стрессов, намного эффективнее, чем употребление алкоголя. Наконец, это идеальное место для времяпровождения. На своём примере скажу, что игра, в которой я пребывал («Wizards World»), была для меня местом времяпровождения и интересного общения. Почему я из неё вышел? Нашёл альтернативу. Но это удается далеко не всем, поэтому многие до сих пор живут в on-line игре.
Известный голландский философ XX века Йохан Хёйзинга сказал: «Homo ludens, человек играющий, появился раньше, чем Homo faber, человек созидающий». Он и не мог предположить, что деятели игровой индустрии, извратив смысл его фразы, сделают её свои девизом. Не вглядывайтесь в толпу, там вы не увидите ни одного представителя Homo ludens. Этот вид живёт только у экрана монитора.
Айваз ГАЛЯУТДИНОВ
Читайте нас: