Все новости
МЕМУАРЫ
20 Марта , 11:00

Последний романтик атомоходов второго поколения. Часть шестнадцатая

Приключения офицера-подводника

tvzvezda.ru Атомный подводный ракетный крейсер «Томск» проекта 949А входит в боевой состав Тихоокеанского флота России с октября 1998 г.
Атомный подводный ракетный крейсер «Томск» проекта 949А входит в боевой состав Тихоокеанского флота России с октября 1998 г.Фото:tvzvezda.ru

Допуск на самостоятельное управление подводной лодкой

С назначением на должность помощника командира постепенно осознаешь, что авторитетная и спокойная штурманская служба позади — началась командно-административная. Кроме суеты корабельной жизни начинаешь понимать, что назад хода нет, а впереди главная цель — стать командиром подводной лодки. Но это твое высшее предназначение обретет реальные очертания только после сдачи зачетов на допуск к самостоятельному управлению подводной лодкой. Ощущать над правым карманом кителя значок «командир подводной лодки» очень приятно. Понимаешь, что среди подводников ты чего-то стоишь. Отношение к тебе на корабле и среди профессионалов почтительное, несмотря на твою молодость.

Мы наконец получили однокомнатную квартиру на первом этаже в доме со всеми удобствами. Так получилось, что телевизор, который приобрели в кредит, и стиральная машина изготовлены в городе Горьком, как и наша подводная лодка. Володя, брат жены, прислал Андрюше из Певека (Чукотский автономный округ) черную шубку из овчины. Как раз для Заполярья, к тому же навырост. Жизнь налаживается.

В 1975–1980 годах на флоте было столько подводных лодок и надводных кораблей, что, казалось, моря не хватало. Плюс ко всему — высокая активность корабельного состава нашего вероятного противника. Гражданское судоходство и деятельность рыболовного флота тоже достигли апогея. Неудивительно, что происходило множество навигационных аварий, как в самых удаленных районах Мирового океана, так и в полигонах боевой подготовки родного Баренцева моря. На других флотах такая же картина. Соответственно, принимаются полезные и вредные организационные меры по ужесточению подготовки командиров кораблей.

На наше поколение выпал период особых строгостей. Для сдачи зачетов на самостоятельное управление кораблем торжественно вручался толстый альбом форматом А3, где были предусмотрены четыре этапа: сдача зачетов на своем корабле, потом в штабе дивизии, затем в штабе флотилии и наконец экзамены в штабе флота. Завершался этот долгий путь собеседованием с первым заместителем командующего флотом вице-адмиралом В. С. Кругляковым. Шансов проскочить «на халяву» практически нет.

После сдачи зачетов на своем родном корабле, как правило, спонтанно формируется группа, которая проходит дальнейший путь плечом к плечу. Особенно это важно на завершающем этапе. Нас было трое: два капитан-лейтенанта, Н. Ермаков и я, убывающие осенью на учебу в Высшие офицерские классы, плюс капитан 2 ранга В. Ямков [22], старший помощник командира одного из вторых экипажей. Ему с нами интересно: мы оба штурманы по специальности; а он, ракетчик, тоже нам подмога. Кроме того, Володя имеет возможность без проблем получать секретные документы для подготовки. Наши с Николаем экипажи находились в отпуске.

До объединения «в могучую кучку» (в рваном ритме корабельной службы, море — берег, вводные вечером, и утром должно быть все выполнено) сдаем зачеты в штабе дивизии и пробуем заход к некоторым флагманским специалистам штаба флотилии.

Лени нет места. «Грызли» самостоятельно подводную науку серьезно. Мне особенно трудно давалась материальная часть БЧ-5. В штабе дивизии дела идут неплохо, «флажки» [23] знают нас не первый год, заметно, что основная часть из них поддерживает и болеет за нас. Сами делятся секретами и тонкостями своей специальности. Командир тоже, в свою очередь, старается научить всему важному в практическом управлении кораблем. Конечно, в период службы на подводной лодке учишься каждую минуту нахождения в море и за шесть лет в подплаве насмотрелся и простых маневров, и исключительно сложных. Многие из них часто носили весьма неожиданный характер, как всегда бывает в море, да еще и в подводном положении. Изучил стиль каждого из своих командиров, особенно в период выполнения свойственных задач в море и предъявления их на зачетных мероприятиях.

sasssha85
Фото:sasssha85

Глубоко врезался в память случай, когда был еще командиром электронавигационной группы на К-302 с экипажем К-429 в подводном положении на отработке элементов задачи К-2. В ночное время старший на борту заместитель командира дивизии, капитан 1 ранга В. А. Хвощ заклеил листами бумаги все глубиномеры в ЦП и поставил горизонтальные рули на погружение. Легкая паника. Справились. Под килем было всего-то около 100 м, по штурманской части эхолот помог, а вот эхоледомер не смог. Потому что его включали очень редко. Наверное, по молодости, был еще лейтенантом, запомнил этот маневр на всю жизнь.

С трудом мы, экзаменующиеся, «одолели» штаб флотилии. Готовимся к заключительной беседе с начальником штаба флотилии контр-адмиралом Р. А. Голосовым. Одна неувязка — в наших альбомах нет подписи о сдаче зачетов по радиоэлектронной борьбе (РЭБ) в штабе дивизии. Уже и во флотилии сданы зачеты, а в дивизии никак. Предмет освоен, но подписи нет. По молодости, а может принципиально, не «поймем» причину. Назначены день и время встречи с начальником штаба флотилии. Вызывает нас замкомдива по подготовке командиров подводных лодок, капитан 1 ранга Юрий Борисович Белобородов и, в несвойственной ему манере, заботливо интересуется нашей готовностью: он будет представлять нас с Ермаковым начальнику штаба. Просмотрел наши альбомы — натыкается на пустую графу Ф-РЭБ. Грозно смотрит на нас. Докладываем, что нам не под силу одолеть капитана 2 ранга В. Толкачева.

Белобородов попросил нас покинуть кабинет, вызвал к себе флагманского специалиста. Нам в коридоре штаба все слышно, голос у него как у Шаляпина, только видимости нет. Но наше юное воображение в этом и не нуждается. Самые понятные и литературные обороты:

«Молодежь надо учить и поддерживать, в дивизии мало допущенных к самостоятельному управлению кораблем старших помощников, скоро некому будет в море ходить. Вы саботируете подготовку столь нужных кадров!»

И много, очень много такого, что не поддается описанию. Откуда Ф-РЭБ появился, куда идет, что он из себя представляет. И все это представление проходит на литературном языке, но командирским тоном. Только на флоте такие таланты существуют. Для этого надо пройти все ступени флотского развития. И то не всем дано. Классика.

Вышел просветлевший «флажок» с ясными глазами и совершенно новым взглядом на жизнь, молча, расписался в наших альбомах и пожелал удачи. Мои коллеги, наверное, и без фамилии догадаются, кого из флагманских специалистов РЭБ того времени я имею в виду.

Заключительную беседу в штабе флотилии проводил контр-адмирал Р. А. Голосов. Доброжелательный деловой тон. Несколько вопросов практического плана. Поучительные случаи из своей богатой подводной службы. Пожелания успехов. Чувствуя наше волнение, Рудольф Александрович решил нас поддержать и «вдохнуть» нам уверенности.

Учитывая, что мы с Н. Ермаковым убываем на учебу в 6 ВОК, решили вместо очередного отпуска подготовиться к поездке на флотскую экзаменационную комиссию, чтобы попытаться завершить процесс сдачи на самостоятельное управление и чтобы не пропал наш тяжкий труд. Семьи отправили на Большую землю к солнцу и фруктам. Моя Люда с трехлетним Андрюшей поехали «дикарями» в Севастополь — в экипаже пообещали помочь с устройством. Конечно, были некоторые неудобства, но в итоге поездка оказалась достаточно удачной. Солнце, теплое море, город Севастополь придали массу положительных эмоций. Тем более та поездка на море в нашей семье была первая в жизни.

А мы трое, Володя Ямков, Коля Ермаков и я, продолжили «восхождение». Ежедневный быт тоже на наших плечах. Однако мы с Николаем считаем, что готовить еду надо побыстрее и без затей — вполне достаточно консервов, в лучшем случае можно пожарить картошку. При этом Коля обязательно украсит стол полевыми ромашками или иван-чаем, сорванными прямо за домом. А у Владимира Дмитриевича стол должен был накрыт по высшему разряду. По пути с работы в городок набираем грибов и ягод. Из имеющихся продуктов и даров природы делается изысканный ужин. Наш старший товарищ оказался великолепным поваром. До этого никогда не мог подумать, что этот взрослый, по нашим с Колей меркам, капитан 2 ранга является кудесником на кухне. Прямо талант. Он готовит блюда, о которых я даже не слышал. Мы с Николаем чистили картошку, мыли все, что он скажет, сервировали стол. Скатерть, салфеточки, цветы и т. д. Перед тем как садиться за стол Володя ставил в свой проигрыватель пластинку Высоцкого — редкость в то время. Пили, конечно, спирт, который подходит к любому столу. Но в меру, потому что назавтра надо иметь свежую голову.

И вот мы в штабе флота. Первый день полностью штурманский. Тесты, которые тогда входили в моду, разбор навигационных аварий и контрольная прокладка. Были и неожиданности. Только раздали навигационные карты и задания на контрольную прокладку — один из испытуемых, отвернувшись, деловито достает из внутреннего кармана тужурки аккуратно сложенную навигационную карту и начинает разворачивать и разглаживать ее на столе. Тут подскакивает капитан 1 ранга Ю. И. Жеглов, заместитель флагманского штурмана флота, смотрит — а там уже выполнена прокладка, к которой остальные только приступают. Удаляет неудачника. Как же можно стать командиром корабля, если не сумел проявить выдержку и смекалку даже на этом этапе?!

____________

[22] В. Ямков — впоследствии контр-адмирал, командир 3-й дивизии АПЛ, начальник Учебного центра в Обнинске.

[23] Флагманские специалисты штаба дивизии.

Продолжение следует…

Автор:Б.С. ЗУЛЬКАРНАЕВ
Читайте нас: