Все новости
КИНОМАН
4 Июля , 13:00

«Человек с киноаппаратом» (1929 г.) – триумф кино над жизнью и наоборот

Афиша «Человек с киноаппаратом» (1929 г.)
Афиша «Человек с киноаппаратом» (1929 г.)

«Человек с киноаппаратом» — это немая экспериментальная картина Дзиги Вертова, выпущенная в 1929 году. В ней нет сценария, сюжета, нет надписей и интертитров, нет актеров и декораций. Этот фильм, судя по вступительному титру в начале — опыт кино-передачи видимых явлений. «Человек с киноаппаратом» — действительно важная веха в кино, и вот почему.

«Человека с киноаппаратом» считают величайшим документальным фильмом в истории кино. К документалистике я бы причислил его наполовину, важнее — это некое торжество мысли над реальностью и снятым материалом. Фильм действительно отображает обыкновенное течение жизни города: камера неустанно следит за тем, как люди просыпаются, идут на работу, толпы загружают улицы, люди работают, а после отдыхают, веселятся и занимаются спортом. И над всем этим ворохом присутствует еще один важный персонаж — это кинооператор, который фиксирует все на свою кинокамеру, выбирает нужные ракурсы, поднимается ввысь, даже рискуя своей жизнью.

С самого своего появления кинокамера фиксировала исключительно реальные события, без постановки, актеров и декорации. Самый же первый фильм в истории кино — это «Выход из фабрики Люмьер». Хотя, насчет документальности этой картины можно спорить, т. к. некая постановка все же была, учитывая что есть как минимум два варианта этого фильма. Драматургические элементы в кино появились чуть позже, но первоначально камера фиксировала именно эти самые «видимые явления», т. е. обыкновенную жизнь. Дзига Вертов отринул драматургию, театр и литературу и совершил настоящую кинореволюцию — вернул кино визуальное повествование. «Человек с киноаппаратом» — это не просто фиксация времени и жизни людей, это вариант создания произведения искусства буквально из воздуха.

В те времена фильм наверняка производил колоссальное впечатление. Дзига Вертов по максимуму использовал возможности съемки и монтажа. Камера снимает сверху, снизу, в движении, используется огромное количество необычных планов и ракурсов. Монтаж предполагает цельную сборку всего материала, использование наложения, наплывов, покадровую анимацию. С точки зрения именно эксперимента, это действительно выглядит как цельная картина с вшитой в нее огромной мыслью и внутренней драматургией, которая не построена на тексте, а основана на окружающем.

Может, сейчас я буду говорить какие-то банальности, на которые меня натолкнул этот замечательный фильм, и уж которые, наверняка, известны всем, ну да ладно. Фильм без сюжета и сценария предполагает то, что любой сюжет можно найти и в реальности, просто снимая происходящее на камеру. И таким образом можно выхватить маленькие и большие трагедии, счастье, здоровье и юмор. Но если это не зафиксировано на пленку, это и не станет фильмом. Так же не станет фильмом, если не смонтировать весь материал. «Человек с киноаппаратом» — это действительно триумф кино над жизнью, где вездесущий «киноглаз» фиксирует все происходящее и превращает его в кино. Но это так же работает и наоборот: жизнь диктует камере, что ей снимать.

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом», 1929 г.
Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом», 1929 г.

Фильм начинается с того, что в зрительный зал приходят люди, садятся на свои места и смотрят кино (надо думать то самое, которые и нам показывают). И в конце мы видим тот же зал, те же лица, расплывающиеся в улыбках. Надо думать, что зритель видит на экране самого себя или некую похожую версию себя. В кино важно и узнавание: когда в герое или в ситуации мы видим что-то похожее из нашей жизни, фильм сразу становится несколько ближе к нам. Но и еще подобный прием опять же показывает обыкновенную жизнь, как полнометражный художественный фильм. Камера здесь чуть ли не самый главный персонаж — она возникает в самых неожиданных местах, выхватывает из жизни кадры, которые монтажер потом смонтирует в правильном порядке, отсекая все лишнее. Оператор с камерой нависает над городом, становясь гигантским, и неустанно следит за человеческим коловращением. Сейчас подобное выглядит уже несколько в ином ракурсе, когда за нами следят уже камеры видеонаблюдения, но не для того, чтобы сделать из этого фильм, а скорее, чтобы поймать нас за правонарушения и прочие поступки (это уже какой-то криминальный фильм получается).

«Человек с киноаппаратом» пришел в тот момент истории, когда кино еще только-только зарождалось, и уже в тот момент начали изобретать те приемы, которыми кинематографисты станут широко пользоваться в будущем. Это действительно замечательная картина по своей мысли, свободе творчества и как некий памятник жизни тех времен. Конечно, в кино многое изменилось, и сейчас нас не удивить бессюжетными или абстрактными картинами, но «Человек с киноаппаратом» — это не просто набор кадров, это кино-жизнь, это кино в любой момент жизни. Кино вездесуще, пока есть камера.

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом», 1929 г.
Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом», 1929 г.

«Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова настоятельно рекомендуется посмотреть всем любителям кино, а особенно кинематографистам (как начинающим, так и профессионалам). Ведь порой для того чтобы сделать кино, нужно всего лишь взять камеру и снимать, а потом посмотреть весь материал и решить, что со всем этим можно сделать. Можно сказать, и я так делал и многое получалось. Но это не просто пособие по применению, это кино о жизни как одном большом фильме. О том, что иногда главное увидеть или посмотреть на что-то под другим углом, глазами кинокамеры. В мире существует и красота, и драма с комедией, и экшен и многое другое, что мы привыкли видеть через экран. Это всего лишь один большой, но не смонтированный фильм…

Оценка: 5 (по пятибалльной системе)

Автор:Егор ОКУНЕВ
Читайте нас: