«Мой путь, моя судьба...» Часть первая
Все новости
МЕМУАРЫ
8 Марта , 13:00

Последний романтик атомоходов второго поколения. Часть девятая

Приключения офицера-подводника

Поход в гидрографическую службу флота

 

В профессиональном становлении командира ЭНГ, кроме сугубо морских элементов, имеются весьма специфические задачи. Например, периодические выезды в Гидрографическую службу Северного флота в поселке Роста. Особенно они увлекательны в зимнее время. Замечу, что в то время личные легковые автомобили в городке можно было пересчитать по пальцам, поэтому на такой комфортный транспорт не приходилось рассчитывать.

Поездка случается, как правило, спонтанно. Нельзя предугадать, когда может выйти из строя тот или другой элемент навигационного комплекса или срочно понадобятся навигационные карты какого-нибудь Богом забытого района Мирового океана. О том, что завтра с утра убываешь в Мурманск, чаще всего узнаешь поздно вечером, на закате рабочего дня. Получив от старшего помощника командира заветное командировочное удостоверение, следуешь на подводную лодку, где забираешь из гиропоста [16] чувствительный элемент гирокомпаса [17], упакованный в деревянный ящик кубической формы весом около 15 кг и размером 50×50×50 см, с широкой лямкой для переноски.

После объяснений с дежурными, которые назначены из береговых подразделений и о чувствительных элементах не имеют ни малейшего представления, проходишь через оба КПП. Никаких транспортных средств не имеется. Чертыхаясь, перекидывая ящик с одного плеча на другое, тащишься в городок. Дома жена дополнительно «загружает» заказами – например, просит купить стеклянную трубочку для отвода газов у малыша, какие-нибудь редкие лекарства, а также, если попадется, пару банок майонеза к празднику.

Утром за полчаса до отхода автобуса на Мурманск уже стоишь на остановке, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу, и, волнуясь, высчитываешь шансы на попадание в автобус – не зря же в Военно-морском училище изучал высшую математику и теорию вероятностей. Спокойно садятся в автобус те, у кого билеты приобретены заранее, потом те, у которых на руках билеты на самолет на Большую землю. А командиру ЭНГ с ящиком и портфельчиком чаще всего не удается туда втиснуться. Не принимаются во внимание такие аргументы, как боевая готовность подводной лодки или грядущая проверка штабами разного уровня.

Автобус ушел, и испытание командира ЭНГ продолжается. Он невесело, не чувствуя заполярного мороза и секущего лицо ветра, шагает со своим грузом к повороту на большую дорогу в Мурманск, где установлен памятник военному строителю с отбойным молотком, и «голосует», взывая к совести и душевной доброте водителей проезжающих мимо грузовых автомобилей. Рано или поздно кто-нибудь из них все равно остановится. Быстро забрасываешь ненавистный ящик в кузов и забираешься сам. Для сведения: в Военно-морском училище в городе Баку учили, что чувствительный элемент гирокомпаса – сложнейшее и нежнейшее создание человеческого ума. Обращаться с ним надо крайне аккуратно. Перевозить его предписано в специальном автотранспорте – все-таки в штатном режиме работы этот прибор выдает 30 тыс. оборотов в минуту…

Тебе невероятно повезло: автомашина с тентом – это сильно выручает. Ты ведь во флотской шинели, хорошо, если не в фуражке. Теплого нижнего белья, конечно, не надел, хотя жена все утро жужжала, что зимой без него нельзя. Но ты ведь надеялся на комфортабельный автобус. А теперь судорожно ищешь, что бы такое на себя накинуть из того, что имеется в кузове. Повезло и в том, что грузовик едет до города Колы – это первые 70–80 км пути. А там с радостью и трепетом садишься в теплый городской автобус до автовокзала Мурманска. Жизнь постепенно возвращается в застывший молодой организм. Начинаешь с нескрываемым интересом всматриваться в лица горожан – в окне автобуса виден большой город с жителями, которые куда-то спешат. На автовокзале первым делом приобретаешь в заветном окошке обратный билет – компенсация за испытанные мучения.

Далее, городским автобусом движешься в поселок Роста. Это район Мурманска, где расположены многие флотские объекты: судоремонтный завод, Гидрографическая служба Северного флота, некоторые подразделения тыла флота и т. д. По пути прихватил в киоске или буфете несколько плиток шоколада – количество зависит от того, сколько вопросов нужно решить с участием работниц гидрографии.

И вот вваливаешься ты со своим скарбом в Гидрографическую службу. А там уже обед. Имеют право. Но основная часть испытаний пройдена; главное, ты уже здесь и радостно предвкушаешь скорое освобождение от своего ящика. А обед у них когда-нибудь закончится. Наконец сытые и шумные работницы распахивают двери и окна выдачи. Вообще-то они нас понимают, поскольку многие из них сами жены морских офицеров, которые в свое время прошли аналогичные испытания. Сдаешь свой прибор и, если повезет, тут же получаешь другой, технически исправный, оформляешь документы. Ящик такой же неудобный, зато благодаря ему (вернее, его содержимому) есть шанс с честью пройти все проверки перед выходом в море. Хорошо, если не надо получать навигационные карты и пособия. Во-первых, за ними надо ехать в другое место, а во-вторых, придется упаковать в рулон так, чтобы можно было закинуть за спину, как революционный матрос свою винтовку. А это очень затрудняет возможности для выполнения последующих поручений – не служебных, но лично для тебя жизненно важных.

Итак, официальная часть визита завершена.

Теперь обратно в Мурманск. Аптека, гастрономы. Кроме заказов жены, несмотря на чисто физическую загруженность до предела, нужно обязательно прихватить бутылок шесть прекрасного мурманского пива (говорят, вода здесь особого качества). Привыкший к пиву в период обучения в Баку организм лейтенанта не может пройти мимо таких радостей. Умудряешься заскочить на рынок, выбрать букетик красных гвоздик для любимой. Любовь никто не отменял, даже при таких условиях. Затем – на автовокзал; билет на шестичасовой автобус в родной Североморск-7 у тебя в кармане. Перекус на скорую руку в автовокзальном буфете. На сытый желудок приятнее под шум мотора более чем на три часа забыться в теплом чреве автобуса здоровым сном. Довольный, почти счастливый, возвращаешься домой часов в 10–11 вечера, в зависимости от состояния зимней дороги. Заслужил похвалу от жены.

Утром обремененный тем же ящиком, привычно штурмуешь «скотовозку», как мы называем между собой грузовые автомобили, идущие до базы, и появляешься на службе с видом победителя. На корабль из казармы ящик бережно несут штурманские электрики. Ты опять командир группы. За подвиг тебя не похвалили, но зарубки поставили: этот может.

 

Глава 4

 

Командир штурманской боевой части

 

Весной 1974 года я был все еще командиром ЭНГ. У штурмана, капитана 3 ранга Е. В. Переверзева никак не получалось перевестись в Учебный центр в Обнинск – соответственно я не мог занять его место и стать штурманом на нашем корабле. Оставаться более двух лет на должности командира ЭНГ, имея за плечами опыт боевых служб и боевой подготовки, считается неприличным. Было принято решение назначить меня командиром БЧ-1 на однотипную подводную лодку К-25. На этом первый этап вхождения в когорту настоящих подводников завершился. Когда я в первый раз вошел в штурманскую рубку, было чувство страха: казалось, едва отойдем от пирса и тут же случится навигационная авария. Приходил в себя, лишь когда корабль ошвартовался к родному пирсу. Со временем окончательно понял и почувствовал, как хорошо в море. Привык сладко засыпать на диване в штурманской рубке у автопрокладчика под его мерный перестук. Появилась уверенность в себе, в технике, в экипаже и в корабле, почувствовал комфорт в его отлаженном непростом быте. Приобрел практические навыки по прокладке пути корабля из базы в любую точку земного шара, где есть море. Самостоятельно изучить маршрут, его особенности, обеспечить навигационными картами, пользоваться картой-сеткой и много чему еще можно научиться только в море. Началась серьезная служба – хождение по морям на ответственной должности штурмана атомохода.

Подводная лодка К-25 является третьим корпусом в серии из 11 подводных лодок 670-го проекта, тогда как моя родная К-429 была десятой, предпоследней. Техническое состояние лодки соответствовало этому номеру: находясь в дивизии с 1968 года, она давно ждала отправки на средний ремонт. Командир, капитан 1 ранга Владимир Сергеевич Макаров периодически напоминал нам, что в свое время этим кораблем командовал адмирал флота К. В. Макаров, возглавлявший Главный морской штаб ВМФ.

Экипаж высокопрофессиональный, сплаванный, можно сказать, матерый. Офицеры, да и мичманá служат на должностях не первый год. Многие офицеры привлекаются в состав флотских комиссий, принимающих новые корабли от промышленности; в этом качестве снискали себе у заводских сдатчиков уважение, смешанное с легкой ненавистью.

К штурманам относятся, как и везде, хорошо. Только с расположением экипажа немного не повезло. Раньше мой экипаж располагался на пятом этаже береговой казармы; лифта не было – не каждый проверяющий до нас поднимался. А теперь располагаемся на первом этаже в соседней казарме, как раз напротив штаба дивизии, то есть из его окон просматривается практически все, что у нас происходит. Это не очень комфортно – чувствуешь себя как в аквариуме. Нарушена одна из аксиом флотской службы: «Держись подальше от начальства и поближе к камбузу».

 

_______

[16] Гиропост – выгородка, где находятся приборы навигационного комплекса и другие штурманские приборы, располагается боевой пост штурманских электриков.

[17] Гирокомпас – механический указатель направления истинного меридиана, предназначенный для определения курса объекта пеленга (азимута) ориентируемого направления.

 

Продолжение следует…

Автор:Б. С. ЗУЛЬКАРНАЕВ
Читайте нас: