В качестве председателя СК я всегда чувствовал внимание Президента. Он всегда по-доброму относился ко мне лично, и когда у меня возникали проблемы, помогал. Например, я задумал провести концерт Союза композиторов в Москве. Возникло много нюансов, которые нужно было преодолеть. Я обратился с письмом к Президенту, и нам помогли с дорогой и оплатой исполнителям.
Наш член в Москве Диляра Габитова, очень интересный человек, чья музыка звучит за рубежом, начинавшая когда-то заниматься у меня по композиции, а потом закончившая Московскую консерваторию как композитор и дирижер, прекрасно организовала исполнительский состав в Москве. Все репетиции состоялись, и концерт прошел на солидном уровне. Нам удалось вывезти 12 композиторов и организовать концерт при хорошо заполненном зале. В концерте приняли участие музыканты из оркестра Спивакова. Звучала камерная музыка наших авторов в исполнении высококлассных музыкантов. Присутствовал секретариат СК России, и отзывы были положительные. Это тоже был хороший опыт.
2006 год для меня лично был ознаменован и тем, что я сам съездил на конкурс для композиторов-инвалидов. Поначалу все было помпезно и почетно – мероприятие проходило в галерее Зураба Церетели.
Но потом я почувствовал холодок неискренности во всем происходящем. Видно было, что устроителям и организаторам нужны были не инвалиды, а сам факт проведения конкурса. В качестве призов раздали статуэтки, холодные и тяжелые. Деньги же получили только через полгода, и чисто символическую сумму. У меня конкурс оставил очень печальное негативное впечатление. Потом, когда я поделился своими размышлениями с Агафонниковым, он мне сказал, что не нужно участвовать в подобных мероприятиях, поскольку сейчас за это дело берутся люди не столько из соображений нравственных, а скорее, прагматичных и меркантильных.
Совсем другое отношение я почувствовал на конкурсе в Чехии, когда поехал получать вторую премию. Во всем я видел заботу, участие и уважение. Для конкурсантов были созданы все условия. Мы, приехав в Марианские Лазни, без лишней волокиты и заполнения документов сразу отправились в номер. Нас покормили, удовлетворяли все просьбы. Вручение дипломов лауреатам было организовано торжественно и красиво, а денежные призы мы получали в ресторане, в непринужденной и теплой обстановке. Настолько все это было хорошо, что и сейчас приятно вспомнить.
Несмотря на новые обязанности в СК, я в 2006 году задумал новую оперу. Поводом для этого стала одна встреча с молодым, очень интересным человеком, Артуром Сакаевым. Он тогда работал в библиотеке имени Заки Валиди, а сейчас – в библиотеке имени Ельцина в Санкт-Петербурге. Мне его порекомендовала Альфия Кульсарина из министерства культуры. Артур – человек, знающий литературу, особенно древние труды писателей Востока и Запада. И найдя в его лице понимание, предложил ему следующую структуру для своей будущей оперы: одна сцена описывает жизнь прошлую, а другая – наше время. И мне хотелось поставить проблему в связи с будущим – как мы сможем пройти через безобразие, безумие нашего мира, очиститься и переплавить руду в золото. Из меня выплескивалось негодование по поводу своего времени, мало событийного, порой мелочного, насыщенного негативом, вне идеалов. Попробуй в такой обстановке остаться самим собой!
И вот стал появляться замысел «Наки». Наки – это имя мальчика, мессии, лидера, пророка, человека, равного по силе духа Богу. Он должен прийти, чтобы очистить Землю и наши души от смрада, грязи, всего нечистого, наносного. Он призван начать с чистого лица новый период жизни. Наверное, это мечта, утопия. Но я в нее верю.
И нашёлся человек, который это почувствовал. Уже после премьеры, когда мы обсуждали оперу, Раиль Мирваевич Асадуллин (?) заметил: «Какой надо обладать смелостью, чтобы в таком произведении высказаться устами Халиля о единой направляющей и примиряющей силе».
Когда зрела будущая опера, я хотел донести в ней события современности так, чтобы встряхнуть людей и заставить их посмотреть на то, что происходит рядом. И вот мы с Артуром Сакаевым и Рустемом Галеевым решили создать такую оперу как крик души, разбудить в людях веру. Но продвигалась эта опера очень тяжело – трудно работалось, сложно ставилась, вышла на премьеру с недоделками. Что было во время постановки! Такое противодействие внутри театра, начиная с солистов и хора! Какой-то негативный ажиотаж охватил театр. Доходило до того, что кассиры не продавали билеты в кассе, объясняя это тем, что премьера отложена! Может быть, это происходило потому, что в нас самих не хватало веры в свое произведение.
Сейчас я думаю, что в случае с «Наки», которую после трех постановок практически сняли, такая бурная реакция – хороший показатель. Я поставил задачу философскую, и она воспринимается труднее, чем в концепции «Мементо». Там есть элементы драматического театра, рок-оперы и мюзикла, которые упрощают восприятие. «Наки» же требует более серьезной работы и от зрителей, и от солистов. Значит, ее надо заново осмыслить, заново поставить, чтобы донести содержание. Для этой оперы нужно созреть, иметь жизненный опыт, а в «Наки» пели, в основном, молодые ребята.
В творческой среде говорят: «О чем пишешь, то с тобой и происходит». И у меня в период работы над «Наки» параллельно столько случилось! Мало мне было оперы, так я еще и юбилей задумал провести, и не просто одним концертом, а целой серией!
Он должен был открыться концертом хоровой и симфонической музыки. Затем друг за другом следовали песенный (в котором участвовали много солистов, и не только уфимских), вечер мюзикла и рок-оперы (где прозвучали фрагменты из «Звезды любви» и «Половинки»), вечер романсов в Шаляпинском зале Академии искусств, а потом два вечера подряд в оперном театре шли оперы – «В ночь лунного затмения» и «Мементо». И завершилось все третьего марта, в мой день рождения, большим концертом в БГТОиБ.
Мероприятие было задумано грандиозное, и оно требовало много денег и энергии на подготовку. В Союзе композиторов мы взяли из фонда 25 тысяч, а остальное искали, где могли. Очень хорошо сработали продюсеры Рената Муратова и Альберт Самигуллин. На торжественный вечер приехали Владислав Игоревич Казенин (СК России), Рашит Фагимович Калимуллин (СК Татарстана), мои самые желанные люди. Я приглашал многих, но вопрос упирался в деньги.
Этот юбилей, как лакмусовая бумага, выявил отношение ко мне людей. Кто-то призадумался, кого же избрали председателем СК, кто-то совсем не пришел, а кто-то порадовался за меня, как например, Сабитов и Березовский. Во время фестиваля была организована очень хорошая поддержка со стороны музыковедов – Лиля Латыпова, Светлана Платонова написали статьи. Кстати, Светлана Михайловна тоже была принята в члены СК России. Телевидение тоже не оставило без внимания мои концерты, и в целом, я был доволен тем, как осуществилось все, задуманное мною.
Следом за моим, в декабре 2007 года таким же методом мы провели три авторских вечера Андрея Березовского – прозвучала хоровая музыка, состоялся концерт в оперном театре, и с симфоническим оркестром.
Я был избран секретарем СК России, и теперь у меня появилась возможность бывать в Москве. Это помогло мне познакомиться с московскими коллегами, поближе узнать их жизнь. Дело в том, что написать сочинение – это далеко не всё. Это только 25% работы. А остальное – найти исполнителей, напечатать, и т. д.
В Москву я теперь ездил один, и мне очень помогало наше полпредство. Меня встречали, возили, помогали с мелкими бытовыми делами, за что я очень благодарен работникам этой организации, и прежде всего, Азату Маратовичу Гафурову, который курировал спорт и культуру. Кстати, он очень помог нам в организации зрителей на наших концертах.
Деятельность представителей полпредства не ограничивается рабочим днём – они всегда готовы помочь и днем, и ночью. Это настоящий островок родного Башкортостана в Москве – там все очень удобно и комфортно. Там просто рай. Я там жил в номере 502, и всегда приезжал туда не как в гостиницу, а как в дом. Везде меня окружали такие отзывчивые люди, а уж в буфете тётя Шура знала все мои привычки, вплоть до уровня заварки чая.
В 2007 году мне предстояло принять фестиваль «Между Волгой и Уралом». Он состоял из семи концертов: симфонической, камерной, песенной музыки, и должно было прозвучать как можно больше музыки наших гостей. Но фестиваль – это не только концерты, это и встречи-проводы приезжающих, их благоустройство и т. д. А их было немало – это и все председатели Союзов композиторов – Татарстана, Марий-Эл, Чувашии, Удмуртии, Коми и Мордовии, и композиторы, и почетные гости – Евгений Бикташев из Саратова, Марк Левянт из Самары, Владислав Казенин, Андрей Устинов, Кирилл Уманский и Владимир Купцов из Москвы.
Потом в докладе на Московском секретариате отметили, что в Уфе мероприятие прошло на самом высшем уровне, но чего это нам стоило – знаем только мы. Наша команда дневала и ночевала в Союзе. Я даже домой несколько дней не приходил – нужно было встречать и провожать гостей. Но главное в другом. Все произведения, что были заявлены на фестивале, прозвучали успешно. Звучала музыка композиторов Даниила Хасаншина, Рафика Сальманова, Рафаила Касимова, Дилары Габитовой, Руслана Латыпова, Валерия Скобелкина, Газиза Давлетбердина, Нура Даутова, Рустема Сабитова, Розы Сахаутдиновой и других.
А за год до фестиваля «Между Волгой и Уралом» в Уфе прошел концерт молодых композиторов Башкортостана. Я всегда считал это направление – одним из приоритетных в работе Союза композиторов. У нас в тот период было много ярких личностей – Даутов, Сабитов, Касимов, Каримов, Кубагушев, Березовский, причем все проявились как интересные композиторы еще в молодости, и если бы нам не помогали композиторы старшего поколения, каково нам было бы? А сейчас у нас появилась молодёжь, которой тоже нужны наши советы – как исполнять, как ладить с исполнителями, как находить средства. И среди них ведь есть очень талантливые люди, но не все могут проявиться и приспособиться к реалиям сегодняшнего дня по разным причинам – наша композиторская специальность не в большой чести, и просто людям не хватает выдержки и терпения дождаться своего звездного часа. Мне очень жаль, что не реализовались или не попали в Союз Ильшат Халилов, Урал Идельбаев, Лилия Баярс (кстати, тоже ученица Земцова), Света Миннибаева… А в 2007 году в СК появился Раит Гайсин, которого с третьей попытки приняли в СК России.
Продолжение следует…