В первую очередь нам нужны были пьесы национальных драматургов, отображающие сегодняшнюю действительность. И такая пьеса нашлась – драма Раиля Байбулатова «Во имя любви». В выборе пьесы мы не ошиблись. Зрителю спектакль пришелся по душе, он долго украшал афишу театра. Артисты Гульшат и Рим Зиязетдиновы, Ляйсан Габдрахманова, Гульсасак и Якуп Шариповы создали запоминающиеся жизненные образы. Это была первая, я считаю, удачная работа молодого режиссера театра Раушании Назаровой.
Далее последовала моя постановка трагикомедии Флорида Булякова «Похищение деда». Действующие лица – те же, знакомые уже нам по пьесе «Выходили бабки замуж» четыре бабушки, дед Абдулла и новый персонаж – дед Петр. Автор наделил сполна образ Петра яркими красками, а в мастерском исполнении молодого артиста Ильдара Валеева они заиграли всеми мыслимыми и немыслимыми оттенками.
Праздники, успешные спектакли вдохновляли коллектив, и он работал с полной отдачей. Но самым знаменательным событием за всю 60-летнюю историю Салаватского стало значительное пополнение творческого состава молодыми артистами с высшим образованием – спецкурсом театра. Одна краше другой девушки: Науфиля, Гульфира, Зульфира, Гульфина, Галия, Эльза, Лина. Фамилии не пишу, потому что они одна за другой стали выходить замуж и соответственно сменили их. Я не знал, радоваться этому или переживать. Праздников было много в театре, а тут прибавились свадьбы. Конечно же, я по-отечески был рад за них, но что мы будем делать, когда так же дружно они начнут уходить в декретные отпуска?
С ребятами – другие сложности. На курс было набрано семь парней, из них завершили образование четверо: Фатих Кульсарин, Хаким Муртазин, Ильшат Агзамов и Шавкат. Трое были отчислены еще на первом курсе. Но мы вышли из положения: восполнили потери за счет Сибайского спецкурса Рустэмом Фазыловым и супружеской парой Ишбулатом и Назгуль Исанбаевыми. Обеспечение ребят нашего спецкурса квартирами было заложено в план жилищного фонда города по договору Министерства культуры и Администрации Салавата еще в год его набора. Я бесконечно благодарен главе Администрации города Е.К. Бартеневу, обещанное было исполнено – всем вновь прибывшим артистам были предоставлены отдельные квартиры. Молодежь привезла нам два дипломных спектакля: комедию Кальдерона «С любовью не шутят» в постановке Гюлли Мубаряковой и «Маугли» Киплинга в постановке Хурматуллы Утяшева. Оба спектакля пополнили и украсили наш репертуар.
Раньше в репертуаре театра не было спектаклей для детей. «Маугли» стал для салаватских детишек необыкновенной радостью, мы его показали во всех общеобразовательных школах города и поняли, как необходимы городу детские спектакли. Обогатившись молодыми артистами, решили поставить еще одну сказку «Город без любви» Л. Устиновой. Над постановкой работала Назарова.
А сам я поставил «Таштугай» Ф. Булякова – один из моих любимых спектаклей, которым я горжусь. Игра артистов Ляйсан Габдрахмановой, Якупа Шарипова и Райсы Сайфуллиной, подобравших ключ к трактовке образа несчастной, но удивительно душевной деревенской семьи, подвергнутой нечеловеческим испытаниям, всегда вдохновляла меня на новые постановки с их участием. Я называл их «великолепной тройкой». «Таштугай» мы показали на Республиканском фестивале «Театральная весна – 1995». Райса была награждена призом фестиваля в номинации «За лучшее исполнение роли второго плана».
В Салаватском осталась последняя нерешенная проблема: подготовка творческого лидера – главного режиссера театра. Большие надежды подавал артист Ильдар Валеев, и мы вдохновили его пройти двухгодичное обучение в Российском институте переподготовки работников культуры и искусства по специальности режиссура в Москве. По возвращении он поставил два спектакля: «Прощай, я ухожу» Н. Гаитбаева и «Близнецы» А. Атнабаева, а через два года поступил на режиссерский факультет Российской академии театрального искусства – ГИТИС.
Пополняя репертуар Салаватского, молодые режиссеры республики ставили один за другим хорошие спектакли.
Назарова поставила комедию «Девушка с веснушками» К. Акбашева. Спектакль нашел своего зрителя.
По приглашению театра режиссер Байрас Ибрагимов поставил оригинальную комедию на злобу дня «Убью и уйду» Н. Гаитбаева.
Райса Сайфуллина предложила себя в качестве постановщика драмы Т. Миннуллина «Прощайте». Режиссурой она увлечена давно. Работая в Башкирском академическом театре, она долгие годы была руководителем самодеятельного драматического кружка в доме культуры Башкирского общества слепых, где поставила около десяти спектаклей. Драматический коллектив под ее руководством получил звание «народный театр». Мустай Карим дал высокую оценку ее постановке «В ночь лунного затмения». Ее предложение мы одобрили, и она оправдала наше доверие. Получился спектакль, заставляющий зрителя задуматься о собственной жизни. Я считаю, такие постановки в репертуаре театра необходимы.
Затем появились спектакли «Отчего девушки плачут» и «Цветок герань» по произведениям Булякова. Надо сказать, что Флорид Буляков стал своим драматургом и для артистов театра, и для полюбивших его зрителей. Постановки по его произведениям они с нетерпением ждали и с любовью воспринимали.
Наконец появилась возможность обогащения репертуара произведениями зарубежных авторов. Как будто угадав мои мысли, в Салават приехал Олег Ханов:
– В память о нашей совместной с Райсой-апой работе в Башкирском академическом я хотел бы поставить спектакль с ее участием, даже пьесу подходящую подобрал.
Речь шла о драме американского драматурга В. Дельмар «Дальше – тишина». Пьеса очень понравилась. В нашем переводе она получила название «Нет возможности быть вместе». Райса должна была сыграть роль Люси.
– А на роль Барклея Купера нет более подходящего типажа, чем вы, – убедил меня Олег.
В характере и переживаниях Купера я нашел много общего с самим собой. Согласился, и не жалею. Появилась возможность нам с Райсой вспомнить молодость, когда мы часто оказывались партнерами на сцене. Если раньше мы играли влюбленных, то сейчас нам надо было играть стариков, сохранивших любовь на всю жизнь. На Республиканском фестивале «Театральная весна – 1997», который проходил в Стерлитамаке, Райса за роль Люси получила приз фестиваля в номинации «За лучшую женскую роль».
Далее Олег поставил спектакль по пьесе Артура Миллера «Любовь под вязами». Наличие в репертуаре театра произведения драматурга мирового значения поднимает его статус. Стараниями режиссера и артистов И. Валеева, И. Алтынбаева, Г. Шариповой, искусно исполнивших главные роли, спектакль получился. Я бы сказал, что это была победа молодых артистов Салаватского.
Из работ молодых еще хотелось бы отметить удачную постановку артиста, увлекающегося режиссурой, Галима Салихова комедии Сулеймана Латыпова «Завидуй Америка, завидуй!».
Оглядываясь назад, с удовольствием могу сказать: с поставленной задачей справились. Театр живет. У него есть будущее!
Трудную профессию я выбрал, но не жалею об этом. Эта профессия заставила меня, человека скромного, неконфликтного, жить в постоянной активной борьбе, она научила меня слушать и слышать течение жизни во всех ее проявлениях, через призму драматических произведений с головой окунуться в жизнь многих народов и народностей. За полувековую творческую деятельность мне посчастливилось поработать с более чем двадцатью башкирскими драматургами, познакомиться с творчеством авторов произведений многих других национальностей.
В моем детстве каждое лето на краю нашей деревни ставили свои юрты киргизы. «Почему у них нет своего дома?» – спрашивали мы взрослых. «Они живут в степи, там нет деревьев, чтоб построить дом. Вот они и кочуют с места на место», – отвечали нам старшие. И этот народ подарил мировой литературе великого Чингиза Айтматова, драматургов Мара Байджиева, Токтобулата Абдумомунова. Герои их произведений – тонкие по натуре, искренние, милосердные люди, их невозможно не полюбить, они как подарок всевышнего, как красота природы, как живописное благоухание луговых цветов в летний солнечный день. У каждого народа своя красота.
Давайте представим, что по прихоти каких-то деятелей на земле осталась только одна нация. Каким скучным, тоскливым стал бы мир, если б не было зажигательных танцев башкирских джигитов с их красивыми елянами, роскошными лисьими шапками, стремительно летящих на кончиках пальцев ног танцев кавказских народностей. А необычайно красивая мелодия итальянских, татарских песен, пластика индийских, арабских танцев – все это исчезло бы! Человечество прокляло бы идеологов, сотворивших такое преступление, лишивших их неистощимого многообразия красоты мира. Исчезающие виды животных заносят в Красную книгу, что запрещает их истребление. Почему бы не принять такой закон по отношению к человеку? Почему, беспокоясь по поводу исчезновения уссурийского тигра, мы равнодушны к исчезновению папуасов, чукчей? Малые народности вправе рассчитывать на внимание и помощь развитых стран.
Мы все – дети природы. Мы должны учиться у нее, следовать ее законам. Природа – это бог. Она нас рождает, она дает нам все блага мира. В наше время люди не живут, а выживают, они не в силах даже прокормить себя. Это же позор 20 века! Когда слушаешь споры экономистов о бюджете, приходишь к неутешительному выводу: больше внимания уделяется не здоровью человека, а его уничтожению. Может, читатель воспримет мои размышления как мнение обывателя. Но я считаю, что театр не должен оставаться в стороне от этих животрепещущих острых проблем. Я обращаюсь к коллегам, потому что все еще слышу такие высказывания, что искусство для искусства. В советское время «чистое искусство» подвергалось критике. А почему сейчас мы отказываемся от этого? Во все времена самые передовые идеи всегда рождались в театре, лишь потом они становились достоянием общества.