Корэш: в новом Дворце борьбы
Все новости
МЕМУАРЫ
15 Марта 2023, 15:00

Тернистый путь в искусстве. Часть двадцать первая

Возрождение Салаватского театра

Вскоре в поле моего зрения оказалась комедия Михаила Задорнова «Последняя попытка». В переводе Ильшата Юмагулова «Отдай мне мужа». Действующих лиц всего трое. Мы достаточно быстро выпустили забавную комедию. Затем последовала постановка трагикомедии Флорида Булякова «Выходили бабки замуж», написанной мастером-новатором. Она вызывает у зрителя смех сквозь слезы. Повествует о четырех вдовах, потерявших своих любимых на войне, не успевших даже испытать счастья материнства, всю жизнь отдавших строительству коммунизма. Пьеса шикарная, но для ее постановки нужны опытные артисты.

Все жалуемся, что в театре нет молодых артистов, но если уж на то пошло, оказывается, и возрастных, опытных – тоже нет. Пригласил недавно ушедших на пенсию Галию Амирханову, Муниру Занину, Финзиру Сафину, составлявших ранее ядро труппы. Не пришли: жизнь есть жизнь, у каждого свои заботы, свои проблемы. Однако Райсе удалось уговорить вернуться в театр Муниру Занину. Райсе поручили роль Аклимы, Мунире – Салимы, Рафаэлю Салихову и Риму Аминеву – старика Абдуллы, Венере Хасановой – Фатимы, Зухре Аминевой – Ханы, Якупу Шарипову – председателя.

Начали работу с этюдов – действенного разбора содержания пьесы. Спектакль начинается с первого этюда: на переднем плане на своей кровати сидит Аклима и грустным взглядом окидывает комнату, в которой живут все старушки. «Куда нас поселили? Это же не общежитие, это тюрьма, – говорят ее глаза. – Почему я согласилась?» Сожаления, отчаяние все усиливаются и в конце концов завершаются всплесками бешенства. Она бросается из стороны в сторону. Испуганные старушки пытаются успокоить ее, атмосфера накаляется. Салима и Фатима тоже приходят в сильное возбуждение. На Салиму находит временное помешательство, Фатима, чтобы как-то остановить Аклиму, бросается на нее с поднятым стулом. Этот этюд явился ключом к раскрытию образов героев спектакля, обстоятельств, в которых они существуют, проблем и конфликтов, которые их окружают.

Не зря я решил подробно описать этот эпизод. Дело в том, что Райса Сайфуллина – лидер среди актеров. Она задает тон, градус спектакля, остальные идут за ней. Так было и на этот раз. Известно, что творческий коллектив растет, когда артисты учатся друг у друга, появляются новые лидеры. В результате формируется талантливый коллектив.

Весной того же года произошло невероятное событие. Руководство города, считавшее невозможным обеспечение театра своим зданием на пике его творческих достижений, приняло решение передать в собственность театра городской дворец «Строителей», когда коллектив практически распался. Неожиданная радостная весть взволновала меня. Театр получил собственное здание, то есть стационар, который необходимо ежедневно заполнять зрителем, показывая спектакли. Каков же должен быть при этом репертуар! Какие артисты должны творить в этом театре! А где их сейчас найти?! Для всего этого нужно время. Надо думать! Ой как надо думать! Думай, Кашапыч! Ты должен вытащить театр из руин. Значит, не сетовать надо, а бросить все силы на решение поставленных задач.

Административный состав занялся ремонтом здания дворца. Все, необходимое для этого исправно финансировалось под пристальным вниманием Салавата Хурматовича. Работу начали буквально с крыльца. У прежнего были разбиты плиты, а между ними проросли лебеда и крапива. Стены здания покрасили, испорченные места облицевали заново. Сцену увеличили за счет оркестровой ямы, в середине и по бокам ее построили закругленные лестницы, спускающиеся в зрительный зал. Это украсило сцену, появилась возможность непосредственного общения со зрителем во время спектакля. Вместо 700 металлических стульев установили в зрительном зале 500 мягких кресел, обитых зеленым бархатом. Здание дворца культуры стало похоже на здание театра. А в это же время творческий состав выехал на гастроли с тремя спектаклями: новыми «Отдай мне мужа» и «Выходили бабки замуж» и поставленным до моего возвращения «Зрителю зрителя». Гастроли прошли неплохо.

Наконец все готово! В декабре мы провели вечер, посвященный открытию своего здания. Полувековая мечта артистов Салаватского о собственном доме воплотилась в жизнь. На праздник собрались представители всех театров республики. Вообще надо сказать, что в начале 1990-х годов искусство Башкортостана переживало Возрождение: создавались новые театры, филармонии, музыкальные школы. Это были годы победы национальной политики Башкортостана и ее президента Муртазы Рахимова.

Вскоре начальник отдела искусств Министерства культуры Башкортостана Дина Гатуевна Давлетшина пригласила меня к заместителю министра Наилю Асхатовичу Гаитбаеву. Поинтересовавшись делами театра, он осторожно спросил:

– Учалинский район готовится к своему 30-летию. Руководство района предлагает провести в Учалах театральный праздник, что-то вроде фестиваля. Составляется график, каждый театр приезжает на 2-3 дня. Если мы внесем в афишу праздника Салаватский театр, у вас будут спектакли, которые вы могли бы показать учалинцам?

– На три дня – возможно, – отвечаю я. – Привезем две новые постановки и концерт хороший подготовим.

– Отлично. Согласуем с учалинцами дату вашего приезда и сообщим вам.

– У меня есть ответное предложение. А что если провести в Салавате республиканский фестиваль театральных коллективов? Театры покажут свои лучшие спектакли, а мы таким образом разбудим салаватского зрителя. У театра свое здание, поэтому сейчас главная его задача – привлечь зрителя.

– Интересная мысль!

Учалинцы встретили нас прекрасно, а мы оправдали их доверие: трехдневные гастроли прошли успешно, при полном зрительном зале. Успехи окрылили нас и вдохновили на дальнейшие свершения.

Но первостепенной нашей задачей все еще было пополнение творческого состава. В то время, когда открываются новые театры, искать артистов на стороне – бесполезное дело. Единственно разумный выход – собрать специальный курс для Салаватского театра в Уфимском государственном институте искусств. И эту задачу решили: набрали очень интересных юношей и девушек. Руководителем курса была назначена Гюлли Арслановна Мубарякова, финансирование взяло на себя Министерство культуры. В преподавательском составе работали талантливые артисты Башакадемтеатра Нурия Ирсаева, Рафиль Набиуллин, Хурматулла Утяшев. В каждый приезд в Уфу я обязательно посещал их уроки, радовался успехам наших студентов. Однако их еще надо ждать четыре года. А сегодня? Как поставить спектакль, который пришелся бы по душе зрителям, без молодых героев? В спецкурсе для Туймазинского театра мне очень понравилась Ляйсан Габдрахманова, она на профессиональном уровне играла этюды. Рискнул позвать ее в театр:

– Соглашайся к нам на работу. Институт окончишь заочно. Я поговорю в ректорате.

В ректорате вошли в наше положение, согласились. Ляйсан оказалась смелой девушкой. Окончив второй курс, она приехала в Салават и сыграла великолепные роли. На следующий год, завершив учебу, творческий состав театра пополнили Галим Салихов и Риза Магадеев.

В начале 1993 года поставили драму Наиля Гаитбаева «У обрыва». Произведение построено на остром конфликте, подняты злободневные вопросы. Артисты Ильдар Валеев, Альмира Абдисова, Якуп Шарипов, Гульнур Янбердина, Гульсасак Шарипова и Рим Аминев, работая в едином ансамбле, великолепно справились со своими ролями. Зрителям спектакль пришелся по душе, он долго украшал репертуар театра.

Как-то во время игры произошла техническая ошибка. По содержанию пьесы между братьями и сестрами идет борьба за наследование отчим домом. Время весенней распутицы. В результате ежегодного подмывания берега реки дом оказывается на самом краю оврага. В финале берег обваливается, и он падает в воду. По задумке сценографа спектакля Азамата Гиляжева дом был подвешен на колосники тросами. Когда колосники спускали, он падал. В описываемый вечер монтировщики свалили его раньше времени. Представьте себе: вместо дома – большая куча мусора и облако пыли, а родственникам предстоит еще минут десять делить наследство.

Лишь мгновение артисты были в шоковом состоянии: о чем дальше спорить? Но, поразительно, они настолько быстро сориентировались, зритель даже не понял, что дом свалился раньше времени. Не теряя градус напряжения, они нашли реплики, соответствующие неожиданным обстоятельствам, дошли до финала и сорвали гром аплодисментов. Этот случай стал испытанием артистов на прочность, показал, насколько гармонично они живут на сцене.

Министерство культуры предложило нам для постановки драму Кол-Давлета «Светловолосая». Мне она понравилась, но все герои пьесы – молодежь, а она в нашем театре в дефиците.

– Пьеса понравилась. Поставим позже, когда приедут в театр выпускники нашего спецкурса, – пообещал я Наилю Асхатовичу.

– Найди возможность и поставь спектакль как можно скорее. Состояние здоровья автора очень плохое, он должен успеть увидеть на сцене свое творение, – ответил заместитель министра.

Что ж, придется найти выход из положения. Во время летних каникул пригласил в театр студентов, окончивших I-й курс института искусств, и подготовил с ними все массовые сцены спектакля. Артисты летом были на гастролях. Осенью, договорившись с институтом, пригласили снова студентов, и, за короткое время подготовив спектакль, сыграли премьеру. Зимой в Уфе успели показать спектакль и автору.

1993 год ознаменован в биографии Салаватского театра как год торжественных праздников и творческих побед. В мае наши планы, похожие разве что на мечту, воплотились в жизнь. В Салавате, в новом здании театра стартовал Республиканский фестиваль «Театральная весна – 1993». В программе фестиваля был расписан весь день коллективов: утром – участие в заседаниях коллегии московских и уфимских критиков, вечером показ или просмотр спектакля, а после спектакля творческие встречи в кафе. О таких фестивалях давно мечтали все театралы республики. Всеобщая радость была безмерной.

Артисты почувствовали себя полноправными, достойными уважения членами театрального сообщества. Забывший дорогу в театр салаватский зритель буквально повалил на спектакли. Он не умещался в 500-местном зале, каждый вечер на улице оставалось еще не менее 500 человек. Мы открыли фестиваль спектаклем «Выходили бабки замуж». Как только спектакль закончился и под шквал аплодисментов закрылся занавес, на сцену гурьбой двинулись журналисты. Шаура Гильманова взяла интервью у артистов, режиссера и драматурга. Флорид Буляков сказал:

– Я видел много спектаклей поставленных по этой пьесе, все они хороши, но ближе всех к моей задумке и роднее всех – ваш!

Жюри фестиваля вручило мне приз в номинации «За создание актерского ансамбля». Семь дней длился настоящий праздник. Салаватский вновь завоевал любовь своего зрителя, а Салават снова стал театральным городом. Вот теперь стационар меня не пугает! Главное создавать спектакли высокого качества, и зритель у театра всегда будет.

После летних гастролей мы все получили премии. Часто рассказывая про премии, я, наверное, утомил читателя. Но что поделать, премия – единственный источник повышения уровня жизни актера. В то же время – это оценка нашей работы. Будучи руководителем театра, я всегда заботился об этом, будь то Салаватский или Башкирский академический.

А осенью отметили 60-летие Салаватского театра. Еще один праздник. Готовились основательно, с большим воодушевлением. В театре много поющих артистов. Гульсасак Шарипова – звезда республиканского масштаба. Риза Магадеев великолепный исполнитель башкирских и татарских народных песен. Я уже не говорю о легендарных поющих звездах Салаватского еще с 1950-х – 1960-х годов Райсе Сайфуллиной и Рафаэле Салихове. Среди гостей были представители всех театров, руководящих органов городов и сельских районов республики. Салават Хурматович вручил многим артистам нашего театра почетные звания.

Театр возродился, вздохнул полной грудью, проблемы с кадрами решаются в плановом порядке. Итак, мы готовы приступить к подготовке высокохудожественного репертуара, и я приступил к привлечению к постановкам молодых режиссеров республики.

Продолжение следует…

Автор:Вазих САЙФУЛЛИН
Читайте нас: