Все новости
МЕМУАРЫ
13 Марта 2023, 19:08

Тернистый путь в искусстве. Часть девятнадцатая

Фарит Богданов

Фарит Богданов прочитал мне свою драму «Измена предкам». Волнуется как начинающий драматург. Ему совершенно не присущи, как многим, зазнайство, самодовольство. Прочитал пьесу не спеша и смотрит на меня, как будто ожидая приговора. Я молчу. Прошло некоторое время в полной тишине. Затем он тяжело вздохнул и засмеялся. И я засмеялся:

– Пьеса понравилась. Спектакль поставлю. А что скажет главный режиссер, вы же с ним вроде бы друзья?

Он снова засмеялся:

– Да, друзья. Но он хочет, чтоб эту пьесу поставили вы.

– Хорошо. Считайте, что мы работу уже начали. Меня затронула поставленная в пьесе проблема.

Богданов – серьезный драматург, никогда не приспосабливается к вкусам зрителя. В своих пьесах всегда поднимает самые насущные проблемы. И на этот раз он пишет о старушке Фатихе, живущей в деревне и отстаивающей древние обычаи. Районной следователь Шайхулов приезжает в деревню с целью демонтировать ограду деревенского кладбища. На руках у него документы, доказывающие, что она ворована. Но молодой следователь наталкивается на мощное сопротивление Фатихи. Противоборство затягивается надолго. В результате чего Шайхулов вынужден задуматься, а затем и изменить свои взгляды на жизнь. Душа его очищается. Наверняка мой читатель вспомнит, что к этой теме не раз обращались многие писатели, но надо сказать, что в нашем случае тема оказалась особенно актуальной. Мы достигли больших успехов в науке и технике, но забыли свои земные заботы. Если бы в спектакле остались только диалоги Шайхулова (Хурматулла Утяшев) и старушки Фатихи (Райса Сайфуллина), можно было бы сказать, что театр уже исполнил свой долг, а тут еще замечательные артисты Хай Фахриев, Зинера Атнабаева, Савия Сираева, Суфия Сафиуллина, Рива Исхакова, Резида Мурзабулатова, Шаура Дильмухаметова, Иршат Валеев, Ильшат и Ильфат Юмагуловы, Ильдар Гумеров значительно обогатили спектакль своей блестящей игрой. Премьера, как мы и ожидали, прошла успешно: несмолкаемые аплодисменты, взаимные поздравления.

Подходит ко мне главный режиссер:

– В комнате для гостей вас ожидает министр.

Нового министра культуры Башкортостана Аминева Салавата Хурматовича я видел один раз, когда он знакомился с коллективом Башакадемтеатра. Иду по коридору не спеша, вдруг дверь гостевой распахивается и оттуда навстречу мне выбегает, улыбаясь, Салават Хурматович. Он крепко обнимает меня. Я оторопел: впервые вижу такое! Конечно, министры и раньше поздравляли меня, и много раз, но как-то по-министерски: не забывая о своем величии, без эмоций, с серьезнейшим видом, а Салават Хурматович – воспринимая твой успех как свой, от чистого сердца, я бы сказал, даже по-детски. Неужели такие замечательные времена наступают, когда начальники, не надуваясь как индюки, ведут себя просто по-человечески? Дай-то бог!

Спектакль «Измена предкам» много гастролировал по республике, и везде, где мы бывали, видели красиво огражденные, ухоженные кладбища. Хочется думать, что это наш спектакль разбудил святые чувства и сподвиг живых к исполнению своего священного долга.

 

И снова в Казань

В июне – июле 1989 года в Казани состоялись гастроли Башакадемтеатра, посвященные его 70-летию. В репертуаре – 7 спектаклей, выпущенных за последние три года: «Стол на четверых» Н. Гаитбаева, «Миляш-Миляуша» Н. Асанбаева, «Старший сын» А. Вампилова, «Измена предкам» Ф. Богданова, «Дети мои» А. Атнабаева, «Четыре жениха для Диляфруз» Т. Миннуллина, «Голубая шаль» К. Тинчурина, из них моих спектаклей – 3.

Эти гастроли для нас с Райсой стали прощанием с казанским зрителем, особенно для Райсы. В трех спектаклях она исполняет главные роли: Карима Исхаковна, старушка Фатиха и Хазина. Целый месяц играли в двух театрах Казани и каждый день аншлаг! Обычно большие гастроли завершаются встречей с театральной общественностью. Так было и в этот раз. Больше говорили об успехах театра. Критик, выступавший с общим обзором спектаклей театра, сказал:

– В творчестве театра наблюдаются два направления. В спектаклях Вазиха Сайфуллина – реалистический психологический театр Станиславского, в спектаклях Рифката Исрафилова – поэтический символический театр Мейерхольда. Как я уже говорил, речь в основном шла об успехах театра, но в памяти остались также нелестные мнения критиков о спектакле «Голубая шаль», хотя они и были высказаны в мягкой форме, из дружеских побуждений.

В искусстве театра всегда бывают открытия. Поначалу они так и воспринимаются. Но это ненадолго. Как бы они ни назывались, со временем начинаешь осознавать, что это лишь поиски в рамках психологического реалистического или поэтического символического театров. Я не хочу сказать, что поиски нетрадиционных решений не нужны, что надо довольствоваться имеющимися. Стремление сказать новое слово в режиссуре – удел талантливых. Однако в процессе своих поисков они не должны забывать о неизбежных потерях при излишнем усердии. Конечно же, будучи флагманом в театральном искусстве Башкортостана, отражающим богатство его национального духа, Башакадемтеатр не должен был забывать о своей святой миссии: быть примером для всех театров республики.

Вот пишу о своих постановках в Башкирском академическом и думаю: а не покажется ли читателю, что несколько однобоко освещаю творчество театра, ведь в описываемый мной период там творили еще два режиссера? Может быть, и так. Для того, чтобы обрисовать полную картину, мне, помимо своего, пришлось бы анализировать и их творчество. Но ведь я не пишу историю театра, я пишу мемуары о своем личном вкладе в творчество театра. Башкирский театр поднимается на вершины по тернистой тропе. На мой взгляд, в активе режиссеров, творящих в эти годы, были спектакли и ставшие образцами высокого искусства, и средней руки, и ниже среднего. К сожалению, последних было немало, и они все еще появляются.

 

Возвращение на круги своя

В этот раз пришлось надолго оставить Салаватский театр. В течение трех лет им руководил Анвар Нурмухаметов. Театр ежегодно приезжал на отчетные гастроли в Уфу. Я приходил на все спектакли и высказывал свое мнение на итоговом совещании. Спектакли Нурмухаметова «Колос ржи» Ф. Исангулова, «Черноликие» В. Галимова и Г. Амири, «Матери ждут сыновей» А. Мирзагитова, «Там, где собираются друзья» Т. Миннуллина были удостоены высокой оценки критики. Пройдя стажировку в Москве, в театре Вахтангова, он обратился к классике. В репертуаре театра появились произведения Софокла, Вампилова, Гельмана.

Анвар воплощал в жизнь полученные знания. И это естественно. Только вот беда: внимание зрителя к театру стало ослабевать. Причины могли быть разными. Возможно, зритель не был готов к такой драматургии. Может быть, при составлении репертуара театра не учитывалось мнение коллектива. Но скорее всего причина непопулярности новых постановок была в типичном для многих театров конфликте: главный режиссер и директор не могут поделить пальму первенства. Тогда, считай, все пропало. Пока Анвар учился в Москве, местные драматурги заручились обещанием директора. А дальше все происходит само собой: и Шекспир теперь уже для них не Шекспир, даже если признать его величие, то наш зритель, мол, его не поймет, ему нужно что-нибудь попроще. В каком положении оказывается бедный режиссер? Ему приходится выбирать: или наступить на горло собственной песне и поставить-таки примитивную пьесу, или гордо уйти из театра. Анвар Нурмухаметов выбрал второе.

После его ухода главным режиссером в театр была назначена Гульдар Ильясова. С первых же постановок – «На краю пропасти» Л. Валиева, «Расстрелянный табун» Ф. Булякова, «Железная женщина» Т. Ташбаева – она заявила о себе как о талантливом режиссере. Я порадовался за Салаватский театр. Но, к сожалению, радость была недолгой: в коллективе произошел раскол. В таких случаях проигрывает послушная сторона, побеждает – агрессивная. Ильясова тоже была вынуждена покинуть Салаватский. Для театра это было катастрофой. Но Гульдар Музафаровне выпал счастливый билет: по решению главы администрации города Стерлитамак Спартака Ахметовича на базе Стерлитамакского русского драматического театра был создан новый государственный театр – Башкирский драматический.

Это здорово, что новый театр открылся именно в Стерлитамаке – прежней столице Башкортостана. По численности населения город уступает только Уфе, еще и поэтому коллектив Аургазинского театра, с которого я начинал свой творческий путь, мечтал о переезде в Стерлитамак, а не в Салават. В положительном решении вопроса создания нового театра большая заслуга принадлежит и министру культуры Башкортостана Салавату Хурматовичу Аминеву. Позже, когда я снова вернулся в Салаватский театр, говорил с ним о главной проблеме и Салаватского, и Стерлитамакского театров: об острой нехватке молодых артистов. Как вариант предлагал объединить два маленьких театра в один большой в Стерлитамаке. Салават Хурматович задумался на некоторое время и сказал:

– Возможно, так оно и будет. Время покажет. Сегодня это невозможно: неудобно перед Спартаком Ахметовичем. Он приложил много сил для создания в городе еще одного театра. Это хорошо, что в каждом городе имеется свой театр.

Продолжение следует…

Автор:Вазих САЙФУЛЛИН
Читайте нас: