Все новости
МЕМУАРЫ
10 Февраля 2023, 17:00

Мой век. Часть двадцать пятая

Воспоминания и раздумья, статьи и интервью

Увеличение поступлений налога на доходы физических лиц в 2001 году связано с рядом факторов. Существенно изменилось законодательство о подоходном налогообложении:

  • повышен размер минимальной налоговой ставки с 12 до 13%, который применяется в основном к вознаграждениям за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполнение работ (услуг) по договорам гражданско-правового характера, доходам в виде материальной выгоды и натуральной форме. В отношении доходов, полученных в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами и процентных доходов по вкладам в банках, установлена максимальная налоговая ставка в размере 35%;
  • расширен размер налогооблагаемой базы в связи с отменой льгот по доходам отдельных категорий физических лиц (военнослужащих, судей, прокуроров, работников таможенных органов и органов налоговой полиции).

В 2002 году динамика поступлений налога на доходы физических лиц по субъектам Российской Федерации изменилась. Более чем в 50 субъектах Российской Федерации темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц превысили средний показатель, сложившийся по Российской Федерации.

Так, в Республике Адыгея темп роста поступлений налога на доходы физических лиц составил 197,8% (удельный вес налога в общем объеме налоговых поступлений составляет 0,1%). В бюджетную систему поступило 0,5 млрд руб., или на 0,2 млрд руб. (в 2 раза) больше, чем в 2001 году.

В Республике Мордовия темп роста поступлений налога составил 177,3% (удельный вес налога в общем объеме налоговых поступлений составляет 0,3%). Поступления налога увеличились на 0,45 млрд руб. (в 1,8 раза) и составили 1,0 млрд руб.

В то же время в 27 субъектах Российской Федерации темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц ниже среднего темпа роста по Российской Федерации.

Наиболее низкие темпы роста поступлений налога наблюдаются в следующих субъектах Российской Федерации: Ханты-Мансийском автономном округе – 115,3% (снижение на 52,3%), Красноярском крае – 121,6% (снижение на 17,1%), Республике Калмыкия – 122,2% (снижение на 38,1%), Ульяновской области – 125,2% (снижение на 60,3%).

Основными факторами, обеспечивающими рост платежей налога в 2002 году, являются увеличение денежного содержания военнослужащих, увеличение поступлений налога с дивидендов (с введением ставки в размере 6%), повышение оплаты труда госслужащим, снижение в некоторых регионах задолженности по заработной плате.

Снижение же темпов роста налога в отдельных субъектах Федерации связано с ликвидацией организаций, сокращением рабочих мест, спадом в некоторых отраслях промышленности.

За 10 месяцев 2003 года примерно в 50 субъектах Российской Федерации темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц превысили средний темп роста – 128%, сложившийся по Российской Федерации.

Высокие, по сравнению со средними по России, темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц сложились в Республике Адыгея (доля в общем объеме поступлений налога в целом по Российской Федерации составляет 0,3%). Поступления налога в этой республике увеличились на 0,7 млрд руб. (в 2,7 раза) по сравнению с аналогичным периодом 2002 года и составили 1,1 млрд руб. (270,4%).

Наиболее высокие темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц наблюдаются в субъектах Российской Федерации, имеющих незначительный удельный вес в общем объеме поступлений налога в целом по Российской Федерации. Так, в Чукотском автономном округе (удельный вес 0,5%) поступления налога увеличились на 1,1 млрд руб. (в 2,7 раза) и составили 1,7 млрд руб. (267,2% относительно аналогичного периода 2002 года).

В Чеченской Республике (доля в общем объеме поступлений налога в целом по Российской Федерации составила 0,1%) поступления налога увеличилась на 0,15 млрд руб. (в 1,5 раза) и составили 0,5 млрд руб. (147,9% относительно аналогичного периода 2002 года).

В Республике Ингушетия (удельный вес в общем объеме поступлений налога в целом по России – 0,05%) темп роста поступлений налога на доходы физических лиц относительно аналогичного периода 2002 года составил 143,6%.

В г. Москве темп роста поступлений налога на доходы физических лиц превысил среднероссийский показатель и составил 132,5%. Поступления налога в этом субъекте Российской Федерации составили 64,5 млрд руб., а доля налога в общем объеме поступлений в целом по России – 18,2%, что на 15,8 млрд руб. (в 1,3 раза) превышает поступления за аналогичный период 2002 года.

В г. Санкт-Петербурге (доля в общем объеме поступлений налога в целом по России – 4,8%) поступления налога составили 17,2 млрд руб., или на 4,3 млрд руб. (в 1,3 раза) выше уровня соответствующего периода 2002 года. Темп роста поступлений налога по сравнению с аналогичным периодом 2002 года составил 133,4%.

Однако по 40 субъектам Российской Федерации темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц ниже среднего темпа по Российской Федерации.

Наиболее низкие темпы роста поступлений налога наблюдаются по Таймырскому, Агинскому Бурятскому автономным округам. Удельный вес поступлений налога на доходы физических лиц в указанных субъектах Российской Федерации в общем объеме поступлений налога в целом по России составляет 0,1%.

В Таймырском автономном округе поступления налога уменьшились на 0,03 млрд руб. (91,6% относительно соответствующего периода 2002 года).

В Агинском Бурятском автономном округе аналогичный показатель составляет 110,4%.

В Ханты-Мансийском автономном округе (доля в общем объеме поступлений налога в целом по России составляет 4,6%) поступило налога на доходы физических лиц 16,3 млрд руб., или на 1,6 млрд руб. (в 1,1 раза) больше, чем за соответствующей период 2002 года. Темп роста поступлений составил 110,5%.

Следует отметить, что темпы роста экономики по большинству основных показателей в текущем году превышают темпы роста прошедшего года. Выпуск продукции и оказанных услуг базовых отраслей экономики за 9 месяцев 2003 года увеличился на 6,7% по сравнению с соответствующим периодом 2002 года. Общий объем производства промышленной продукции за январь-сентябрь текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года увеличился на 6,8%.

Как в целом по Российской Федерации, так и по субъектам Российской Федерации в 2001, 2002 годах и за 10 месяцев 2003 года наблюдается устойчивая тенденция к росту поступлений налога на доходы физических лиц. Причинами этого являются стабилизация экономики России, рост доходов населения.

Значение налога на доходы физических лиц обусловлено рядом факторов. Во-первых, это личный налог, т. е. налог, объектом которого является доход, действительно полученный плательщиком, а не предполагаемый усредненный доход, который мог бы быть получен в данных экономических условиях (на основе усредненного дохода устанавливают реальные налоги – на землю, на имущество и т. п.); он затрагивает интересы более 80 млн граждан. Во-вторых, налог на доходы физических лиц позволяет в максимальной степени реализовать основную задачу (помимо фискальной), стоящую перед налогообложением физических лиц, – обеспечение всеобщности и равномерности распределения налогового бремени.

В то же время наблюдается некоторое замедление темпов роста поступлений налога на доходы физических лиц. Так, если в 2001 году этот показатель составлял 146,6%, то в 2002 году темп роста снизился до 140,0%. За 10 месяцев 2002 года темп роста поступлений налога составил 128,1%. В 2003 году на снижение темпов роста поступлений налога оказало влияние замедление роста оплаты труда.

Так, по данным Госкомстата России, отношение начисленной (номинальной) средней заработной платы на одного работника в 2001 году к 2000 году составляло 145,7%, в 2002 году к 2001 году – 135%, а в январе-августе 2003 года к соответствующему периоду 2002 года – 124,7%.

Время от времени Правительство РФ, учитывая мировой опыт, делает попытки централизовать в федеральном бюджете часть подоходного налога с физических лиц (в 1995 году – 10%; 1999 – порядка 25%; 2000 – 16%; в 2001 году – 1%). С 1994 года налог чаще всего полностью поступал в бюджеты субъектов Федерации. Это касается 2003 и 2004 годов, так как в соответствующих законах о федеральном бюджете предусмотрено полное поступление налога в бюджеты субъектов Российской Федерации. Надо учитывать, что, в отличие от большинства развитых стран, в России подоходный налог имеет весьма скромный удельный вес в налоговых доходах бюджетной системы – только 10%, что связано прежде всего с низким уровнем оплаты труда. Среднемесячная заработная плата при введении налога на доходы физических лиц в 2001 году составляла 3 282 руб., или чуть больше 100 долл. США. В перспективе, по мере повышения оплаты труда, возникнут условия и для централизации соответствующей доли налога на доходы физических лиц. Пока же его целесообразно полностью направлять в территориальные бюджеты.

Вместе с тем реформирование налоговой системы Российской Федерации в 2003–2004 гг. привело к существенному сокращению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. В составе местных налогов оставлены лишь налог на землю и налог на имущество физических лиц. При этом налог на землю распределяется по всем уровням бюджетной системы, а налог на имущество физических лиц планируют включить в налог на недвижимость, который входит в состав налогов субъектов Российской Федерации. Таким образом, в перспективе за местными бюджетами сохранилось минимальное количество собственных источников и они окажутся в полной финансовой зависимости от субъектов Российской Федерации. В этих условиях было бы правильно законодательно закрепить за местными бюджетами какую-то часть налога на доходы физических лиц.

В сегодняшних российских условиях налог на доходы физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что в общей сумме всех доходов бюджета наблюдается рост поступлений из этого источника и по объему поступлений в бюджет налог на доходы физических лиц занимает 3-e место, его доля в доходах консолидированного бюджета явно недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран поступления от подоходного налога физических лиц занимают более весомое место. Так, в среднем по странам ОЭСР они составляют около 27%. В отдельных странах поступления от подоходного налога существенно превышают эту величину. Например, в США доля подоходного налога в доходах бюджета доходит до 60%, в Великобритании – до 46%. Недостаточная роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:

  • низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России;
  • задержками выплат заработной платы части работников как сферы материального производства, так и бюджетных организаций;
  • неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • наличием теневой экономики и уходом от налогообложения работников, а также лиц с относительно высокими доходами. Основную долю налога обеспечивают поступления от доходов малообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

По сравнению со странами, имеющими развитую рыночную экономику, в России налог на доходы физических лиц занимает скромное место в доходах бюджетов – по причине все еще заметно более низкого уровня жизни. Вместе с тем он играет огромную социальную роль, затрагивая интересы более 80 млн человек.

Очевидно, дальнейшее развитие налога на доходы физических лиц на основе применения фундаментальных принципов налогообложения и его увязка с конкретными экономическими и социальными условиями страны является приоритетным направлением налоговой политики любого правительства.

P.S. Прошло почти 20 лет, но основные положения налогообложения физических лиц не изменились. Есть, безусловно, изменения по поступлениям налогов по территориям, т. к. количество закрытых, а точнее, прекративших свое существование предприятий везде разное. Отсюда и уровень собираемости, и объем НДФЛ везде разный. Но принципиальных изменений, таких как введение прогрессивной шкалы налогообложения или расширения налоговых льгот, не произошло. Поэтому все приведенные здесь данные и соображения по-прежнему остаются актуальными для изучающих вопросы налогов и сборов в нашей стране.

Продолжение следует…

Автор:Салават АМИНЕВ
Читайте нас: