Все новости
МЕМУАРЫ
9 Февраля 2023, 16:00

Мой век. Часть двадцать четвертая

Воспоминания и раздумья, статьи и интервью

С распадом СССР и выделением из него нового государства – Российская Федерация – были предприняты шаги по началу формирования принципиально новой налоговой системы. Во второй половине 1991 года были приняты законодательные акты – об основах налоговой системы в Российской Федерации и о конкретных налогах, в том числе Закон РФ от 07.12.1991 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». В дальнейшем в этот закон вносились многочисленные изменения и дополнения.

В рамках принятого курса на последовательную кодификацию законодательства Государственной думой была принята часть первая Налогового кодекса РФ (утверждена Федеральным законом от 31.07.1998 № 146-ФУ), а затем и часть вторая HK РФ (утверждена Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФУ). Указанные части HK РФ вступили в силу соответственно с 1 января 1999 года и с 1 января 2001 года.

В первой (общей) части HK РФ даны принципы установления налогов и сборов, их элементы, порядок уплаты, взыскания и возврата, определены понятия «налогоплательщик», «налоговый агент», «сборщик налогов и сборов», «налоговые органы», «налоговые правонарушения» и ответственность за их совершение, а также права и обязанности субъектов налоговых отношений.

Вторая (специальная) часть HK РФ объединяет главы, посвященные регулированию отдельных видов налогов. На 1 февраля 2004 года эту часть HK РФ составляли главы по 12 видам налогов: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, ECH, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, единый сельскохозяйственный налог, единый налог, уплачиваемый при применении ECH, ЕНВД, транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц регулируется главой 23 HK РФ. Реформирование налога на доходы физических лиц сейчас может происходить в относительно благоприятных условиях. Так, по данным Госкомстата России, в последнее время заметно растут сбережения населения – склонность населения к сбережениям после кризиса 1998 года повысилась с 15% в 1999 году до 19,2% в 2003 году.

В то же время следует учитывать, что кризис 1998 года подорвал доверие населения к сбережениям в рублевых финансовых активах. Так, если в 1997 году склонность населения к сбережению вообще и в финансовых активах в частности составляла соответственно 25,0 и 25,9% к их доходам, то в 2003 году эти показатели составили 19,2 и 8,23%.

Оплата труда, по данным Госкомстата России, в 2002 году составила 66,5% денежных доходов населения. Вместе с тем расходы населения на приобретение товаров и услуг составили 73,2% всех расходов, на сбережения – 10,4% и на приобретение иностранной валюты – 5,5%. Среднедушевой доход в месяц у 65,8% населения не превышал 4000 руб.

В 2002 году на 100 домашних хозяйств в России имелось: телевизоров – 129; холодильников – 114; легковых автомобилей – 30.

Отрицательную роль в сфере распределения доходов населения играет тот факт, что до настоящего времени минимальный размер оплаты труда в несколько раз меньше установленного прожиточного минимума (соответственно 600 руб. и 3208 руб. в месяц в I квартале 2004 года), а прожиточный минимум не отвечает реальным потребностям населения. В России более 20% населения находится за чертой бедности, а у 10% населения доходы в 14,5 раза выше, чем у 10% бедного населения. Доля фонда оплаты труда в ВВП США составляет 80%, а в России – всего 24%. Соответственно и порог бедности в США в 5 раз, а средняя зарплата в 11 раз выше, чем в России.

Рассмотрим теперь данные, показывающие динамику поступлений налога на доходы физических лиц в 1992–2003 гг. в целом по Российской Федерации.

Как видно из приведенных далее цифр, снижение поступлений подоходного налога произошло только в 1998 году (год экономического кризиса), при этом доля подоходного налога в общих налоговых посту­плениях возросла до 13,8% с 12,6% в 1997 году.

Доля налога на доходы физических лиц в ВВП в 1993–2003 гг. со­ставляла, %:

1993 г. – 2,7; 1994 г. – 2,8; 1995 г. – 2,3; 1996 г. – 2,5; 1997 г. – 2,9; 1998 г. – 2,7; 1999 г. – 2,5; 2000 г. – 2,3; 2001 г. – 2,8; 2002 г. – 3,3; 2003 г. – 3,6.

В 2003 году в бюджет поступило: по ставке 6% – 5,4% от общей суммы поступившего налога; по ставке 13% – 94,1%; по ставке 30% – 0,3%; по ставке 35% – 0,2%. Т. е. удельный вес доходов, облагаемых по ставке 13%, составил 98,8%, а налоговая база по всем другим налоговым ставкам (6, 30, 36%) вместе составляет всего 1,2%. Поступления налога, исчисленного по ставке 13%, составили 94,1%, а по другим ставкам – 5,9%.

Данные о поступлениях налога на доходы физических лиц за период 2001–2002 гг. и 10 месяцев 2003 года свидетельствуют о постоянном росте поступлений этого налога как в целом по Российской Федерации, так и по субъектам Российской Федерации.

В 2000 году (до введения главы 23 «Налог на доходы физических лиц») сумма подоходного налога с доходов физических лиц составила 174,3 млрд руб. В 2001 году поступления налога на доходы физических лиц по сравнению с 2000 годом увеличились на 81,3 млрд руб. и составили 255,6 млрд руб. В 2002 году этого налога поступило 367,8 млрд руб., или на 102,2 млрд руб. больше, чем в 2001 году. За 2002 год, по сравнению с 2000 годом, поступления налога на доходы физических лиц в абсолютной сумме возросли на 183,5 млрд руб. За 10 месяцев 2003 года поступления составили 355,1 млрд руб., т. е. на 77,8 млрд руб. больше, чем за аналогичный период 2002 года.

Удельный вес налога на доходы физических лиц в общем объеме налоговых платежей также постоянно возрастает: в 2000 году – 12,1%; 2001 – 13,1%; 2002 – 15,3%; за 10 месяцев 2003 года – 16,2%.

По удельному весу в общих налоговых поступлениях налог на доходы физических лиц с 2001 года занимает 4-е место (после налога на прибыль, НДС, единого социального налога).

В разрезе федеральных округов темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц также возросла.

В 2001 году в целом по Российской Федерации темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц составили 146,6%. Более высокие показатели достигнуты:

  • в Дальневосточном федеральном округе – 171,5%;
  • в Уральском федеральном округе – 158,3%;
  • в Южном федеральном округе – 153,0%;
  • в Сибирском федеральном округе – 151,0%;
  • в Приволжском федеральном округе – 149,2%.

Ниже среднего темпа роста, сложившегося в 2001 году в целом по Российской Федерации, темпы роста составили:

  • в Центральном федеральном округе – 133,1%;
  • в Северо-Западном федеральном округе – 146,3%.

В 2002 году в целом по Российской Федерации темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц составили 140%. Более высокие показатели достигнуты:

  • в Южном федеральном округе – 147,5% (снижение на 5,5%);
  • в Центральном федеральном округе – 146,6% (увеличение на 13,5%);
  • в Дальневосточном федеральном округе – 144,7% (снижение на 26,8%);
  • в Северо-Западном федеральном округе – 140,1% (снижение на 6,2%).
  • Ниже среднего темпа роста, сложившегося в 2002 году в целом по России, темпы роста составили:
  • в Уральском федеральном округе – 127,2% (снижение на 31,1%);
  • в Приволжском федеральном округе – 136,7% (снижение на 12,5%);
  • в Сибирском федеральном округе – 137,7% (снижение на 13,3%).

По итогам 10 месяцев 2003 года в целом по Российской Федерации темпы роста налога на доходы физических лиц составили 128,1%. Низкий темп роста поступлений налога отмечен в Уральском федеральном округе – 121,3%. Темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц в Приволжском и Сибирском федеральных округах также ниже среднего по Российской Федерации и составляют соответственно 124,0 и 125,2%. Немногим ниже среднего указанный показатель по Северо-Западному федеральному округу – 127,8%. Выше среднего темпа роста в целом по России темпы роста составили: в Дальневосточном федеральном округе – 134,9%; в Южном федеральном округе – 132,0%.

По субъектам Российской Федерации складывается следующая картина по поступлениям налога на доходы физических лиц.

В 2001 году более чем в 60 субъектах Российской Федерации темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц превысили средний темп роста – 146,6%, сложившийся по Российской Федерации.

Так, в Чукотском автономном округе налога на доходы физических лиц поступило 1,4 млрд руб., что на 1,2 млрд руб. больше, чем в 2000 году. Темп роста составил 654,79%. (замечание из 2022 года: Очевидно, на налоговый учет в округе перешел в ту пору губернатор Чукотки Роман Абрамович).

В Агинском Бурятском и Ненецком автономном округах, Республике Марий Эл темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц составили соответственно 250,4, 225,4 и 205,5%. Однако в общем объеме поступлений налога в целом по Российской Федерации упомянутые субъекты Российской Федерации имеют незначительный удельный вес: Чукотский автономный округ – 0,5%, а доля Агинского Бурятского и Ненецкого автономных округов, Республики Марий Эл составляет 0,3%.

В 26 субъектах Российской Федерации темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц – ниже среднего темпа роста по Российской Федерации.

В Республике Ингушетия (доля в общем объеме поступлений налога в целом по Российской Федерации составляет 0,04%) поступления налога снизились до 0,1 млрд руб., что составляет 94,89% к уровню 2000 года.

В г. Москве поступления налога на доходы физических лиц составили 43,6 млрд руб., темп роста поступлений налога ниже среднероссийского показателя на 28,2%. Доля налога на доходы физических лиц в общем объеме поступлений в целом по России составила 17,1%.

В Корякском автономном округе, Республике Адыгея (доля в общем объеме поступлений налога в целом по России – 0,1%) темпы роста поступлений в бюджет налога на доходы физических лиц составили соответственно 128, 1 и 129,1% к уровню 2000 года.

В Оренбургской области (доля в общем объеме поступлений налога в целом по России – 1%) поступило налога на доходы физических лиц 2,6 млрд руб., что на 0,6 млрд руб. (в 1,3 раза) превышает поступления 2000 года и составляет 130,1% к уровню 2000 года.

Продолжение следует…

Автор:Салават АМИНЕВ
Читайте нас: