Все новости
МЕМУАРЫ
1 Февраля 2023, 17:00

Мой век. Часть восемнадцатая

Воспоминания и раздумья, статьи и интервью

В марте 2001 года меня назначили заместителем министра по налогам и сборам. Должность зам. министра утверждается премьер-министром России, мне пришлось пройти согласование в Правительстве РФ, познакомиться с руководителями страны. В министерстве мне поручили вести вопросы налогообложения физических лиц и внебюджетные фонды. Если налогообложение физлиц было сферой уже состоявшегося и авторитетного управления, то вопросы внебюджетных фондов были новыми и требовали большой организационной работы.

В отличие от вхождения в коллектив налогового Управления, где я отмечал особую теплоту и внимание коллег, здесь ситуация была несколько иной. Во-первых, у некоторых моих коллег проявилось желание подчеркнуть собственную столичность и мою провинциальность. Был, скажем, такой случай. Первые сотрудники, пришедшие познакомиться, никак не могли выговорить мое имя и отчество. Тогда я предупредил своих подчиненных, что все, кто не в состоянии выговорить мое имя, отчество и фамилию, могут заходить с заявлением об увольнении. И вот ведь чудо – в дальнейшем все стали правильно обращаться ко мне!

Но не только эти мелкие недоразумения были в начале работы в министерстве, были и серьезные экзамены компетентности со стороны работников правительства и других органов власти – а ведь особого времени на изучение тех или иных вопросов, порученных мне, практически не было. Как раз начало моей работы совпало с двумя очень серьезными вопросами. Во-первых, в те годы принимался закон о плоской шкале налогообложения физических лиц, в 13%, во-вторых, шла бурная дискуссия по сбору социального налога. Я тогда впервые столкнулся с депутатами Госдумы, с думской комиссией по финансам и налогам. Должен сказать, что многие решения, которые тогда принимались правительством и Госдумой, меня очень удивили. Казалось иногда, что очевидные вещи интерпретируются в интересах узкого круга людей, а интересы большинства не берутся в расчет. Например, существующая плоская шкала налогообложения хороша для людей богатых, поскольку альтернативный подход с прогрессивной шкалой, зависящей от величины доходов, бьет непосредственно по состоятельным гражданам.

Мои коллеги до моего прихода в министерство полемизировали с Минфином и правительством по вопросам установления налоговой ставки, и мне пришлось только констатировать факт в виде принятого Госдумой закона со ставками, существующими и сегодня. Оппоненты объективного рассмотрения этого вопроса объяснили свою позицию тем, что это выведет из тени заработную плату большой части граждан. Частично это так и есть, работодатели того времени, только начавшие богатеть, искали любые пути минимизации расходов, в том числе уход от налогов. Но выход из этого есть – ужесточение наказания за сокрытие налогооблагаемой базы, как это делается, скажем, в странах Европы. Есть и другие меры принуждения к выводу зарплаты из «тени».

Но у нас такие методы не нашли понимания ни в Минфине, ни в правительстве. Мы приводили расчеты преодоления бюджетного дефицита через прогрессивную шкалу для территорий страны, ведь подоходный налог полностью поступает в бюджет республик, краев и областей. Меня удивило тогда еще одно принятое при мне решение – по отмене закона о контроле за крупными покупками граждан. Я в рамках выполнения этого закона успел поработать на территории. В чем была суть закона: если гражданин РФ покупал что-то значимое по стоимости (границы были определены в законе) – квартиры, дома, машины, дорогие украшения – он должен был налоговым органам объяснить происхождение денег. Мы уже год работали по этому закону, несколько оптимизировали формы и методы контроля, в какой-то степени приучили граждан. Вдруг правительством принимается решение об отмене этого закона, с объяснением, что для него требуется очень дорогое администрирование, а дает он незначительный эффект. Идеологом отмены закона был Алексей Леонидович Кудрин, в то время министр финансов и одновременно вице-премьер Правительства РФ. Тогда я начал понимать, что не все так гладко в нашем королевстве в плане налогов. Думаю, всем понятно: остался бы закон о гос­контроле за крупными покупками, и количество легальных миллионеров и миллиардеров было несколько меньше, а доходы бюджета для решения социальных проблем были бы неизмеримо больше. И сегодня много призывов со стороны видных ученых-экономистов по введению прогрессивной шкалы налогообложения, которая уже назрела, но противодействие властных структур не дает хода принятию справедливого решения.

Особое место в начальный период моей деятельности занимал ЕСН (Единый социальный налог). Суть его в том, что отчисления работодателей, исходя из фонда оплаты труда и конкретного заработка работника, свели в один налог и отказались от перечислений в Пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования. Процесс передачи этих налогов из фондов в налоговые органы проходил очень болезненно. Причина во многом была в том, что от фондов, их руководства уходил очень серьезный рычаг влияния на плательщиков. Взаимоотношения между фондами, с одной стороны, и предприятиями и организациями, с другой, уже устоялись, а мы их своим вторжением ломали. У фондов был такой рычаг, как прощение части долга или его отсрочка. В налоговых органах таких возможностей у плательщиков не стало. ЕСН стал таким же налогом, как все остальные – как НДС, налог прибыль и т. д., и взыскивался ЕСН также без каких-либо условий, как все остальные.

Чтобы организовать цивилизованную передачу дел из фондов в налоговые органы, мне приходилось каждый день начинать с бесед с руководством фондов и как минимум раз в неделю участвовать в совещаниях, которые проводила Валентина Ивановна Матвиенко, тогда вице-премьер Правительства РФ. Руководители фондов: Пенсионного – М.Ю. Зурабов, социального страхования – Ю.А. Косарев, медицинского страхования – А.М. Таранов, как могли, сопротивлялись грядущим изменениям в работе, но процесс шел нормально, и мы в конце концов обо всем договорились. Хочу сразу сказать, что эти баталии, которые проходили еженедельно у В.И. Матвиенко или у А.Л. Кудрина, в какой-то мере нас сдружили. У меня сохранились добрые отношения с Михаилом Юрьевичем Зурабовым и Юрием Алексеевичем Косаревым (более детально я этой темы коснусь ниже).

Еще одним положительным обстоятельством для меня лично было приобщение силовых структур к общему налогообложению физических лиц. Мне пришлось лично разъяснять суть изменений начальству Генерального штаба Министерства обороны РФ, директору ФСБ и СВР, министру внутренних дел Российской Федерации. Кроме обычного, человеческого интереса к этим людям, занимавшим высокие места на российском Олимпе, был второй результат – мои знания о структуре и особенностях этих ведомств и знакомства с людьми, там работающими. Было еще одно условие этой работы – доклады о ходе выполнения у руководства Администрации Президента с участием Министерства финансов и экономического развития. Мне тогда пришлось общаться и с Д.А. Медведевым, и с С.Б. Ивановым, и с Г.О. Грефом, и многими другими руководителями высокого ранга. И это общение меня еще раз убедило, что все «небожители» – обычные люди со всеми человеческими качествами, как хорошими, так и не очень.

Безусловно, в решении поставленных задач сыграли огромную роль работавшие со мной руководители департаментов, их заместители и все работники соответствующих департаментов. Мы достигли в те годы полного взаимопонимания, «приработались» друг к другу.

Хотел бы остановиться еще на одной обязанности, которую возложили на меня, как на заместителя министра: курирование деятельности налоговых управлений Дальневосточного федерального округа. Это поручение показало мне, насколько тесно все взаимосвязано в нашей стране, такой, казалось бы, огромной. Ранее, в юности, я по стопам отца поработал и в Мурманской области, и в Карелии, где воевал отец в Великую Отечественную. В зрелом возрасте прошел я по тропам, проложенным моими родителями: Приморский край – вторая родина моей мамы, на Дальнем Востоке отец завершил свой фронтовой путь.

Для меня эта обязанность имела и познавательное значение. За 4 года я побывал во всех республиках, краях и областях Дальнего Востока по нескольку раз. Было принято в министерстве, чтобы кураторы, как правило, раз в месяц, посещали в курируемые федеральные округа. Если у большинства коллег это были краткосрочные поездки, то у меня так не получалось. Лететь на Чукотку, Камчатку, Сахалин, Магадан нужно 8–9 часов, и, естественно, проделав такой путь, хотелось пообщаться с коллегами побольше, вникнуть в проблемы дальних территорий, тем более что и проблемы у них были специфические. Я, как правило, старался встречаться с большим числом наших работников, общаться с руководством регионов, отладить взаимоотношения руководства и нашего управления, ведь вопросов всегда было немало.

С особой теплотой вспоминаю я посещение Приморского края. Во-первых, это край, где выросла моя мама, я повстречался с родственниками, посмотрел их быт и условия жизни. Во-вторых, вместе с начальником Управления по налогам и сборам Приморского края Тамарой Бутовой мы побывали в таких замечательных местах края, как Бухта Провидения и других, без преувеличения легендарных местах.

На всю жизнь осталось в памяти посещение Камчатского края, как его называют жители, «молодой земли» нашей страны. Вулканы, Долина гейзеров, заполненные рыбой реки, медведи, бродящие по огромным лагунам, окруженным зарослями диких ягод, – такое действительно мало где в нашей стране встретишь. В.Н. Фарион, киевлянин, после окончания института был по собственному желанию распределен на Камчатку в финансовые органы и вырос там до начальника Управления по налогам и сборам. Василий Николаевич, влюбленный в Камчатский край, всегда в таких живописных красках описывал достопримечательности, что не поехать их посмотреть было просто нельзя. И действительно, как можно забыть идущую на нерест горбушу, в серебряный поток превращающую малые реки, или эдакий мост из чавычи в устье реки, впадающей в Охотское море? Да, название «молодая земля» не случайно – поистине нетронутая, первозданная природа! Такого огромного количества рыбы в реках, диких зверей в тайге я более нигде не видел! И сами звери, и рыба размером поболее обычного. Я, как охотник, заявляю: на Камчатке медведи, лоси где-то в полтора раза больше, чем на Южном Урале.

Много примечательного и порой неожиданного довелось увидеть на Чукотке и в Магаданской области. Я благодарен судьбе за знакомство с начальником управления по Чукотке Петром Борисовичем Митропольским, человеком необычной судьбы. Закончив геологоразведочный институт, он пешком, ночуя в палатках, прошел всю Чукотку. После 25 лет работы геологом был приглашен на работу в созданную на Чукотке налоговую службу, где и проработал до пенсии. Мы с П.Б. Митропольским однажды поехали на охоту во время прилета на полуостров гусей и уток. До места добирались через покрытый льдом лиман на танкетке, транспорте геологов. Был май, и местами на льду были большие проталины. Все чукотские привычны к таким дорогам, но для меня это было весьма неожиданно. Представьте море до горизонта – лиман, по льду которого мы мчимся, и танкетка ныряет в воду по самую крышу... Или когда стаи перелетных гусей закрывают поднимающееся над горизонтом солнце – это незабываемо.

На каждой дальневосточной территории во время моих визитов были свои необычные истории и удивительные открытия природы этих краев, знакомых далеко не каждому россиянину. Не оставляют равнодушными берега Амура, широта самой реки в Амурской и Еврейской автономной областях. А берега и скалы на необычайно огромной и мощной реке Лене в Якутской республике! Очень красиво на Сахалине, на побережье Охотского моря. Все эти места достойны восхищения, и они описаны прекрасными писателями и поэтами, соревноваться с ними у меня не получится. Могу сказать одно: я благодарен судьбе, что мне посчастливилось увидеть все своими глазами, пообщаться с местными жителями, приобщиться к величию нашей Родины.

Начало 2000-х годов было временем серьезного становления налоговых органов, и нерешенных проблем было очень много. Из главного в ту пору: шел процесс всеобщей компьютеризации нашей службы, и вопрос был не только, как говорят айтишники, в «железе», а в обеспечении огромной службы единым программным продуктом. К началу 2000 года во всех областях, республиках и краях в налоговых было свое программное обеспечение, а это усложняло процесс администрирования налогов, т. к. не все программы обеспечивали работу надлежащим образом. А главное, это очень усложняло контроль со стороны министерства и отчетность территориальных органов. Были большие сложности взаимодействия со смежными государственными органами, прежде всего с существовавшей тогда налоговой полицией, органами министерства финансов и т. д. Вот решение этих задач и было главным в курировании федеральных округов со стороны заместителей министра по налогам и сборам.

Все наши контакты и отчеты по результатам поездок очень тщательно обсуждались и прорабатывались в центральном аппарате министерства, и они ложились в основу принимаемых решений руководства по совершенствованию налогового администрирования в России.

Здесь уместно будет упомянуть и об изучении иностранного опыта работы. Я лично бывал в Швеции, Дании, Германии по изучению проблем имущественного и транспортного налогообложения физических лиц. Многое мы почерпнули у них и потом применили у себя в работе, тем более что у них в этой части был большой опыт.

Со своей стороны, мы также делились с коллегами из бывших союзных республик. У нас в те годы работал консультационный совет, и мы периодически собирались на обмен опытом в какой-нибудь из стран, но чаще всего на нашей базе в Подмосковье.

Министерство по налогам и сборам укреплялось, становилось влиятельным государственным органом, обеспечивающим наполнение бюджета государства. На деятельности министерства, кроме сбора налогов, была большая ответственность за разъяснение налогового законодательства и подзаконных актов, выпущенных самим министерством. Это обстоятельство повышало роль министерства и требовало соответствующей квалификации работников. В этом направлении тоже было немало сделано: были открыты ежегодные постоянно действующие курсы с привлечением работников в пансионате «Подмосковье», проводились расширенные коллегии министерства с участием руководителей управлений, внедрялись разнообразные формы обучения. К 2004 году в Российской Федерации сформировалась, без преувеличения, квалифицированная, профессиональная, хорошо организационно оформленная налоговая служба.

Продолжение следует…

Автор:Салават АМИНЕВ
Читайте нас: