Все новости
МЕМУАРЫ
30 Января 2023, 14:00

Мой век. Часть шестнадцатая

Воспоминания и раздумья, статьи и интервью

12 декабря 1993 года в Башкортостане прошли первые президентские выборы. Они совпали с общероссийским референдумом, который решал важнейшие вопросы для судьбы страны: принималась новая Конституция и избирался парламент – Федеральное собрание в составе двух палат, Совета Федерации и Государственной думы.

Институт президентства в Башкортостане был учрежден 30 октября 1991 года на IX сессии Верховного Совета республики 12-го созыва, его правовое положение в структуре государственных органов власти сформулировала новая Конституция Республики Башкортостан, принятая взамен Советской конституции. По новой конституции должность высшего должностного лица – президента Башкортостана – была учреждена на смену должности председателя Президиума Верховного Совета республики.

Однако первые президентские выборы, назначенные на 15 декабря 1991 года, не состоялись. Надо представлять тогдашнюю обстановку в стране, чтобы понять, почему в республике было не до выборов. Тяжелейший экономический кризис, вызванный «шоковой терапией» российского правительства, политическое противостояние ветвей власти – Верховного Совета с властью исполнительной во главе с Президентом Российской Федерации. После того как политические противостояние завершилось в октябре 1993 года победой исполнительной власти и роспуском Верховного Совета, началось реформирование государственной власти. Для субъектов Федерации вопрос установления твердой власти у себя стал первостепенным вопросом.

4 ноября 1993 года Верховный Совет республики внес изменения и дополнения в законы, определяющие правовой статус президента Республики Башкортостан, порядок его избрания, и назначил на 12 декабря 1993 года выборы президента. 64% избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовали за Муртазу Губайдулловича Рахимова. Хочу рассказать, как удалось добиться такого впечатляющего результата в голосовании. Для этого придется немного вернуться назад.

Как я уже подчеркивал ранее, авторитет Министерства культуры рос из года в год. Этого не могли не видеть руководители республики. В связи с приближением выборов президента на это обратил внимание и М.Г. Рахимов, в ту пору председатель Президиума Верховного Совета республики. Он пошел на сближение со мной, приглашал к себе для бесед и решения ряда вопросов, а затем предложил создать штаб по поддержке его кандидатуры на президентских выборах. Я такой штаб создал, в него вошли многие авторитетные и уважаемые люди того времени: Ю.А. Маслобоев, председатель фонда социального страхования, А.Х. Турьянов, министр здравоохранения республики, С.А. Кильдин, председатель комитета по телевидению и радиовещанию, видные ученые, артисты, писатели. Мы регулярно собирались в Министерстве культуры и решали текущие актуальные вопросы предвыборной борьбы. Наличие большого влияния на средства массовой информации позволяло оперативно освещать те или иные достижения нашего кандидата и промахи конкурента. А конкурентом был президент банка «Восток» Р.Ф. Кадыров, весьма популярный в народе в эти годы. Можно сказать, это были первые и последние более-менее честные выборы президента республики. По крайней мере, в те годы еще не использовались различные сомнительные технологии выборов, как было в последующем.

М.Г. Рахимов под впечатлением успешно проведенной выборной кампании заявил, что видит именно меня руководителем Администрации президента сразу после выборов. И 6 января 1994 года я был по Указу Президента утвержден руководителем Администрации.

Первое, что надо было срочно сделать, – сформировать Администрацию как численно, так и функционально. Для этого нужно было подобрать единомышленников, с которыми предстояло решать общегосударственные задачи, которые вел президент республики. До этого в аппарате Верховного Совета, который работал с Рахимовым М.Г., трудилось много людей, некоторых я знал по предыдущей работе, но у нас были новые задачи и нужны были новые исполнители. Поэтому из аппарата Верховного Совета к нам пришли единицы. Вторая, более тяжелая задача была поставлена передо мной Рахимовым: замена глав районов и городов, которые проголосовали против него, а их набралось 18 человек. Ситуация усугублялась тем, что все предназначенные к увольнению главы городов и районов были уважаемыми, грамотными и авторитетными людьми. Меняя их, нельзя было устраниться от их трудоустройства. В каждом случае местному активу нужно было объяснить причину смены. Ну и главный вопрос: а на кого менять?

То были самые тяжелые для меня дни. Пришлось мотаться по всей нашей огромной республике и, что самое главное, – нелегко было на душе из-за сомнений в необходимости этой смены. Дело шло тяжело, но могу и сейчас положа руку на сердце сказать: мне удалось остаться рукопожатным со всеми, кого мне пришлось снимать с работы.

Кроме этих сложных дел, были и рутинные хозяйственные вопросы, начиная с размещения людей по кабинетам и заканчивая организацией питания и обеспечения всех необходимой оргтехникой. Полагаю, в этих оргвопросах мне тоже многое удалось – хотя бы потому, что в течение десятилетий Администрация президента РБ организационно работает точно так, как мы ее настроили в далеком 1994 году.

За год работы в Администрации было много важных, запоминающихся дел. Довелось общаться с высоким начальством федерального уровня. Серьезные переговоры были с С.А. Филатовым, тогдашним главой Администрации Президента Российской Федерации, с Ю.В. Скоковым, секретарем Совета Безопасности Российской Федерации. Приходилось общаться с депутатами Федерального собрания, крупными бизнесменами.

В 1994 году интерес к республике был большой со стороны управленческих и деловых структур, каждый лоббировал чьи-либо интересы, кто-то стремился приватизировать или, проще говоря, прибрать к рукам плохо лежащее предприятие или объединение. Именно в начале 1990-х годов из-под влияния республиканских властей, а точнее правительства Башкирии, ушли многие предприятия и объединения, а некоторые просто прекратили свое существование вообще. «Салаватнефтеоргсинтез» перешел под управление «Газпрома», крупнейшие предприятия Стерлитамака, Октябрьского, Туймазов, Белебея, Уфы, Кумертау, Мелеуза, Сибая, Учалов были либо приватизированы фактически бесплатно, либо проданы, и в конечном итоге просто закрылись. Бывшие на слуху Уфимские предприятия – химический завод, завод стекловолокна, приборостроительный завод, фирма «Мир», трикотажный, хлопчатобумажный комбинат и многие другие заводы и комбинаты просто исчезли. То же самое произошло со Стерлитамакским станкостроительным заводом, Белебеевским заводом «Автонормаль», Октябрьским заводом низковольтной электроаппаратуры, Башкирским медно-горным комбинатом, Белорецким металлургическим комбинатом и многими другими коллективами. У каждого предприятия, безусловно, была своя судьба, характер их исчезновения был разным, но факт остается фактом: сегодня их практически нет в том виде, в каком они были на начало 1990-х годов, а многих просто не существует вообще!

Проработав год в Администрации президента, я был вынужден уйти с этой работы и перейти в 1995 году в налоговое управление по Республике Башкортостан, заместителем начальника управления. Ранее я давал краткую характеристику людям, а точнее руководителям, сыгравшим в моей судьбе значительную роль, вот и сейчас хочу в какой-то степени охарактеризовать мои взаимоотношения с Муртазой Губайдулловичем Рахимовым. Я уже писал, что в период подготовки выборов президента Республики мы довольно часто встречались и общались по многим вопросам, и у нас сложились довольно теплые, пожалуй, и дружеские отношения. В то время я был нужен М.Г. Рахимову, и поэтому претензий ко мне, как к человеку, имеющему собственное мнение на важные события и явления, у него еще не было (или, может быть, я их не замечал). Впоследствии, когда мы работали вместе и общались ежедневно по разным текущим вопросам, разногласия начали проявляться.

Начну с того, что по характеру Муртаза Губайдуллович был мелковат для своей должности. Он был любителем выслушивать различные сплетни, в том числе о себе, любил всевозможные интриги и живо ими интересовался. Кроме того, он очень внимательно прислушивался к мнению своей жены, это если говорить мягко, а вернее, был типичным «подкаблучником». Во многих решениях, даже государственного характера, мнение жены для него было доминирующим. И еще одно... Нет у него широты души, доброты, присущих башкирскому народу. Я не помню за время нашего общения с его стороны какого-либо доброго поступка, просто человеческого, от души, жеста. Возможно, после моего ухода из Администрации они были, но я не слышал.

Большинство бывших руководителей республики оставили после себя добрый след: и З.Н. Нуриев, и М.З. Шакиров курировали лично грандиозные стройки в республике, находили решения по их обеспечению необходимыми ресурсами. А после М.Г. Рахимова республика, являвшаяся донором бюджета страны, осталась дотационной, просящей денег с протянутой рукой.

Как у нас заведено, пока тот или иной руководитель находится на высоком посту, множество положительных эпитетов сопровождают его в публикациях в газетах и на телевидении. После ухода тональность в отношении человека меняется, в основном в отрицательную сторону. В печати, в интернете о Рахимове написано много – и хорошего, и плохого. Я не буду вступать в полемику ни с теми, ни с другими оценками, и в своих воспоминаниях пользуюсь своими личными впечатлениями и выводами.

Характерно поведение Рахимова в отношении людей, которым он чем-то обязан. Начну с того, как он отблагодарил людей, которые работали для его избрания на первый срок президентства – штаб по выборам, который возглавлял я. Да, сразу после выборов был для нас накрыт хороший стол в ресторане, организовывал банкет Рамиль Бигнов, бывший в то время кассиром Рахимова. Но впоследствии все участники штаба были отодвинуты от общения с новоизбранным президентом и многим пришлось покинуть свои посты и уехать из республики. Покинул свой пост Ю.А. Маслобоев, были освобождены со своих постов С.А. Кильдин, А.Х. Турьянов и впоследствии я и многие другие. Также пострадали люди, ранее работавшие с ним вместе бок о бок на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе. Целая история, как Рахимов избавлялся от руководителей республиканского правительства. М.П. Миргазямов, председатель Совета Министров, был главным инициатором выдвижения Рахимова на пост президента, а ранее лоббировал его избрание председателем Верховного Совета Башкирии и депутатом Верховного Совета СССР. Сам ездил по районам, агитировал за него... Так вот, Миргазямова самым циничным образом убрали из Совмина и отправили работать на умирающий завод резинотехнических изделий. Та же история произошла и с пришедшим на смену А.Я. Копсовым, он также был освобожден от должности, проработав чуть более полутора лет.

Сейчас, оглядываясь на прошлое, я могу уже сделать вывод, что Рахимов просто не терпел рядом с собой людей, имеющих свое мнение. Именно поэтому были освобождены эти два предсовмина. Последующие главы правительства при Рахимове были, мягко говоря, более покладистыми, если не сказать более послушными, и никогда не смели возразить башкирскому «хану». Я знаю по совместной работе и Р.С. Бакиева, и Р.И. Байдавлетова, и Р.С. Сарбаева. Со всеми мне приходилось общаться, а в судьбе Бакиева и Сарбаева даже принимать личное участие. Так что я отвечаю за свои слова. Все они были прекрасными, высокопрофессиональными людьми – но ни один не смел и подумать о том, чтобы отстоять свое мнение перед вышестоящим начальством.

Любовь Рахимова к сплетням и интригам приблизила к нему таких людей, как М.А. Аюпов, человек, на мой взгляд, весьма беспринципный, У.Н. Бакиров (помощник Рахимова, причем с моей подачи). Они стали главными советниками президента в закулисных делах.

Продолжение следует…

Автор:Салават АМИНЕВ
Читайте нас: