Все новости
МЕМУАРЫ
26 Января 2023, 15:20

Мой век. Часть четырнадцатая

Воспоминания и раздумья, статьи и интервью

Р.И. Батыргареев
Р.И. Батыргареев

Визиты Соломина и других знаменитых и, не побоюсь этого слова, великих деятелей искусства в наш дом и на дачу по сей день вспоминает моя жена. Вот ее рассказ о двух таких незаурядных событиях в жизни нашей семьи: «Мы с детьми собрались поехать на дачу скромно, по-семейному отметить мой день рождения. Дача крошечная, небольшой домик на участке в четыре сотки. Салавата не ждали, зная, что он на фестивале. Вдруг звонит: у Соломина два часа до самолета, приедем, надо накормить. Стол пришлось организовывать оперативно, из того, что было. Только накрыли на стол, приезжают... Не хотелось ударить в грязь лицом перед великим артистом, волновались, вдруг ему не понравятся наши башкирские яства, вдруг ему что-то нельзя. Но ему все понравилось, просил добавки. Потом немного погуляли по окрестностям, по берегу озера. Юрий Мефодьевич сетовал, что своей дачей не занимается, «а у вас тут – так хорошо.» Мы были благодарны Соломину за его простоту в общении и великодушие.

Вообще, годы работы Салавата Хурматовича в Министерстве культуры запомнились мне целой чередой встреч с незаурядными, а порой и выдающимися людьми, которые приезжали к нам в дом.

Вспоминаю визит Сергея Бондарчука – вошел, заполнив собой всю нашу немаленькую квартиру, седой красавец в красном шарфе поверх пиджака.

Время завтрака, но у меня с вечера остались курица, манты, все по башкирским рецептам. Я подаю на стол, как привыкла, – первое блюдо мужу. Он поднял бровь, мне мигает – гостю, мол, первому подавай. А я не могу – привычка! Следующее блюдо опять подаю первым Салавату. Бондарчук за столом промолчал, а перед уходом мне говорит: «Клара ханум, вы первая женщина, которая решилась подать мне блюда во вторую очередь, после мужа. А я ведь видел, как он вам подмигивал...» Я смеюсь: «Как бы он ни мигал – вы уедете, а я с ним останусь!»

Но вернемся к рабочим моментам моей министерской службы.

Хорошие, добрые отношения сложились у меня с творческим коллективом Башкирской филармонии. В состав филармонии входил Ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова, впоследствии мы его отделили от филармонии и создали самостоятельный коллектив. Об Ансамбле танца немало написано и снято фильмов, пересказывать их не вижу смысла, но на некоторых малоизвестных деталях его истории хотелось бы остановиться. Подчеркну: это мои личные ощущения и оценки. Весь коллектив ансамбля – большие трудяги, каждый день с утра физическая нагрузка на репетициях, затем переезд и концерт где-то далеко от Уфы или вообще за границей. Выдержать такую нагрузку не каждый может. При этом нужно всегда красиво выглядеть, счастливо улыбаться, ведь яркая улыбка – характерная особенность коллектива. Я восхищался юношами и девушками и выдающимися солистами, их работоспособностью и неунывающим характером, наблюдая их каждодневный труд во время совместной поездки на гастроли в Нидерланды. Руководили коллективом разные талантливые люди, но создал и навсегда привил образ жизни, которым жил коллектив, Файзи Адгамович Гаскаров – ученик знаменитого Игоря Александровича Моисеева, художественного руководителя Ансамбля народного танца. Файзи Гаскаров был человеком талантливым и всегда находился в поиске, как сделать лучше танец, для этого лично ездил по деревням, смотрел танцы на праздниках и свадьбах и вводил движения в новых постановках. Поэтому по сей день на сцене не оставляющий равнодушным зрителя танец «Гульназира», тонкие лирические танцы «Семь девушек» и «Зарифа» и многие другие. Уже нет Файзи Адгамовича, а танцы его и сегодня живы, современны и востребованы.

Башкирская государственная филармония
Башкирская государственная филармония

Многие годы филармонией руководил Равиль Ибатович Батыргареев. Человек, влюбленный в музыку, в свою работу, умеющий найти общий язык с непростым творческим коллективом филармонии. Непростой он потому, что каждый артист талантливый и гениальный, по собственной оценке, и заставить его работать в соответствии с программой филармонии – непростое искусство. С Р.И. Батыргареевым мы продолжили работать вместе и после моего ухода из министерства, я ему всегда полностью доверял.

Проблемы реорганизации в культуре и искусстве требовали решения кадровых вопросов. Можно было восхищаться ансамблем, но без отличной подготовки будущих танцоров и постановщиков танцев, без педагогов, репетиторов и т. д. улучшить качество ансамбля танцев, да и остальных коллективов, никак нельзя. Поэтому было принято решение направить за счет министерства в ГИТИС на обучение добровольцев, желающих получить высшую квалификацию. Нашлось таких 13 человек – это были в основном артисты ансамбля танца. 11 человек получили высшее образование и начали работать по специальности в различных коллективах, а трое – Гузель Абеаттарова, Рим Абдульманов, Айдар Зубайдуллин – и сейчас работают в Ансамбле танца им. Файзи Гаскарова. Некоторые выпускники работают в хореографическом училище, которое готовит наших, собственных, артистов балета и ансамбля танца. Училищем тоже в свое время пришлось заниматься – и материальной базой, и преподавателями, и методологическим усилением учебного процесса. В этом плане нам очень помогла Ольга Васильевна Лепешинская – ее мы вначале пригласили для консультаций, а впоследствии она неоднократно проводила уроки для преподавателей, мастер-классы, да и само присутствие легенды советского балета, народной артистки СССР в училище уже многое значило. Сегодня уже можно сказать, что хореографическое училище в Уфе состоялось, выпускники балета танцуют и в Большом театре, и в Лондоне, и в Париже, а выпускники отделения народного танца блистают во многих коллективах России и ближнего зарубежья.

Качественную работу проводил и коллектив преподавателей Уфимского училища искусств во главе с В.Н. Линник. История училища начинается с 1921 года и, если говорить о выпускниках учебного заведения, то это весь цвет культуры и искусства Республики Башкортостан. 70% народных артистов Башкирской республики – это выпускники Уфимского училища искусств. И сегодня училище искусств продолжает свою славную историю.

В те годы нам удалось значительно поправить материально-техническое обеспечение подведомственных средних специальных учебных заведений, музыкальных и художественных школ, снабдить костюмами и инструментами коллективы художественной самодеятельности. Все это удалось в силу того, что был пересмотрен в сторону увеличения бюджет Министерства культуры, в чем была заслуга правительства Башкирии и его председателя М.П. Миргазямова.

В эти годы нам удалось продвинуть давно назревшее в сфере культуры дело – создание собственной Башкирской киностудии. Энтузиасты кинодела в республике были всегда, и самым главным был Амир Габдульманович Абдразаков. Мы с ним и киношной общественностью много обсуждали эту проблему, и в 1990-м при Министерстве культуры решением Совета Министров была образована киностудия «Башкортостан». Сегодня, когда уже отметили 30-летие создания киностудии, кого только ни причисляют к создателям киностудии, но нет ни слова о роли Министерства культуры. Хотя, начиная с установления штатной численности, заработной платы коллектива, обеспечением всего необходимого для вновь созданного коллектива наряду с Амиром Абдразаковым занимались работники министерства. Более того, именно в те годы мы подобрали небольшую группу молодых энтузиастов, любящих кинопроизводство, и за счет средств бюджета министерства направили их учиться в Институт кинематографии. Получив образование, некоторые из них вернулись и сегодня продолжают работать на благо киностудии «Башкортостан».

В те годы мне пришлось активно работать с творческими союзами. Здесь интерес друг к другу был обоюдный. Мы как государственный орган нуждались в положительном имидже, которому могли способствовать писатели, музыканты, художники, актеры и режиссеры театров, а мы в свою очередь приобретали их произведения для музеев, библиотек и учебных заведений культуры и искусства. Могу констатировать, что мне удалось создать хорошую творческую атмосферу в наших взаимоотношениях. Я всегда с теплотой вспоминаю наши встречи с председателем Союза художников Иваном Фартуковым, председателем Союза композиторов Загиром Исмагиловым и руководителем правления СК Робертом Газизовым, председателем Союза театральных деятелей того времени Олегом Хановым. Особое место в моей деятельности занимали общение с Союзом писателей на их собраниях и индивидуальные контакты с писателями. Здесь есть и особая причина. Писатели – это и рупор общества, и его ведущие, это и хозяева мыслей, живущих в обществе. Поэтому, вне зависимости от таланта и величины того или иного поэта и писателя, он к себе со стороны государственного органа требует особого внимания. Неизгладимый след в душе оставили встречи и беседы с Мустаем Каримом, Асхатом Мурзагитовым, Зайнаб Биишевой, Ангамом Атнабаевым, Равилем Бикбаевым и особенно Динисом Буляковым, ставшим моим добрым другом.

На всю жизнь в памяти остался вот какой случай. Я, недавно назначенный министр, впервые пришел на собрание писателей со всей республики, которое подготовил их профессиональный Союз. То был 1988 год, и я подготовился к встрече на манер партийного функционера – выступил на русском языке и с некоторым уклоном в «постановку задач» для писательского сообщества. Был очень горд своей речью, а меня после нее несколько человек очень корректно, но серьезно поправили. Несколько выдающихся мастеров слова, в том числе Мустай Карим, сообщили мне, что собрания Союза писателей идут на башкирском языке и здесь недопустим менторский тон. В дальнейшем я всегда выступал только на башкирском и радикально пересмотрел тональность своих «спичей». Более за шесть лет работы я замечаний от писателей не получал.

И еще об одной стороне моей работы надо сказать, так как она в конечном счете серьезно повлияла на изменения в моей жизни через шесть лет работы министром. Большую долю моего рабочего времени занимали вопросы взаимодействия с отделами культуры городов и районов.

Слева направо: Булат Нигмаджанов, Олег Ханов, Радик Лукманов, я, Рифкат Исрафилов
Слева направо: Булат Нигмаджанов, Олег Ханов, Радик Лукманов, я, Рифкат Исрафилов

Министерство напрямую не назначало заведующих отделами культуры – то была компетенция местных органов власти, но они всегда согласовывали с нами кандидатуры, которые рассматривались на эту должность. Министерство осуществляло методическую помощь отделам культуры через Республиканский научно-методический центр (РНМЦ). Именно здесь были организованы учет и анализ деятельности отделов культуры, качество работы библиотек, Дворцов культуры, районных домов культуры, музеев, художественной самодеятельности. Работа министерства была разносторонняя в этой сфере, кропотливая и требовала постоянного контакта с руководством районов и городов. Территория Башкирии – 174 тыс. кв. километров, до некоторых районов и городов от столицы более 500 километров, вот эти расстояния мне пришлось проехать по нескольку раз, чтобы быть в курсе состояния дел в области культуры и искусства. Проведение различных фестивалей и праздников, дней культуры народов, проживающих в Башкирии, семинары культработников, проблемы обеспечения библиотек книгами, музыкальных школ инструментами – все это осуществлялось через РНМЦ Минкультуры. То, как эта работа изменилась за эти годы, – свидетельство выросшего авторитета Минкультуры. В обретении этого авторитета в республике моими верными друзьями и помощниками были Файруза Тугузбаева, Светлана Анисимова, Ирина Махмутова, Сажида Ишмухаметова, Наиль Гаитбаев, Рафаэль Шафиков, Ямал Исхаков, Рамиль Кильмаматов и многие другие работники культуры, которые преданно служили избранному делу.

Такое положение дел не могло всех радовать и удовлетворять. В таких случаях появляются завистники и просто люди, которым хорошее положение дел не нравится. Начали появляться различные публикации в периодической печати, звучала грубая критика в некоторых телевизионных передачах. Обо всем сейчас не хочется вспоминать, но вот одно обстоятельство придется вспомнить.

Продолжение следует…

Автор:Салават АМИНЕВ
Читайте нас: