Все новости
МЕМУАРЫ
3 Октября 2022, 16:35

Предопределено судьбой. Часть двадцать четвертая

Воспоминания

Р.А. Амантаев. Руководитель центра "Амантай"
Р.А. Амантаев. Руководитель центра "Амантай"

Народный артист Республики Башкортостан Рафаэль Амантаев

 

Рафаэля Амантаева в Башкортостане знают как талантливого артиста-танцора, который солировал в самых разных танцах Государственного Академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова: «Медный каблук», «Косари», «Играй, гармонь!», «Охота на беркута», «Три брата», «Жених» и т. д. Обратим внимание на корни этой яркой личности.

Его дедушка Габдулла Сахипгареевич Амантаев – башкирский поэт, литературовед и фольклорист, общественный деятель, учился в Ленинградском институте философии и лингвистики, знал семь языков и его готовили послом в арабские страны Востока.

Габдулла Амантай прожил короткую, но насыщенную и бурную жизнь, которую резко прервал арест и расстрел в 1938 г.

Профессор З. Шарипова писала, что Габдулла Амантаев внес огромный вклад в развитие просвещения в республике. Кроме своих прямых обязанностей директора Института истории, языка и литературы он преподавал в Башкирском государственном пединституте, составлял учебники, учебные программы по башкирской литературе.

З. Шарипова приводит воспоминания Касима Азнабаева, волею судеб оказавшегося в заключении вместе с Габдуллой Амантаевым: «Несмотря на то, что я был старше его на два года, я его считал своим учителем (остаз). Помню митинг 1917 г., проходивший в нашей деревне (Оренбургский край), на нём взрослые выступали с пламенными речами. Вижу, десятилетний Габдулла, выйдя на середину площади, кричит: «Да здравствует революция!» и поёт «Марсельезу».

Современники отмечают удивительные человеческие качества Габдуллы Амантая. В 1930-е гг. в Уфу был сослан ректор Московского университета, академик Матвей Кузьмич Любавский. Габдулла Амантай прекрасно знал, что это выдающийся историк и устроил его на работу в Институт, поддерживал его материально, а это было совсем небезопасно в те годы.

Будучи директором Института, Г. Амантаев (1932–1937 гг.) сумел сделать много для развития башкирского языкознания, фольклористики, теории литературы и культуры.

В годы учебы Рафаэля Амантаева в средней школе № 20 я, будучи директором школы, был знаком и с его отцом – Альбертом Амантаевым. После ареста отца (1938 г.) он воспитывался в детском доме, там же учился, позднее окончил сельхозтехникум, служил в армии по специальности «техник-механик». С 1968 г. работал в НПО «Нефтехимавтоматика» в качестве ведущего инженера. Награжден медалью «Ветеран труда». Я помню Альберта Габдулловича как человека высокой культуры и национального самосознания, он принимал активное участие в открытии в Уфе первой городской башкирской школы № 20, в которой затем учился его сын Рафаэль Амантаев.

Хорошо помню маму Рафаэля – Розу Абдрахмановну, которая, часто бывало, в школе интересовалась делами сына, входила в состав родительского комитета. Роза Абдрахмановна была разносторонне развитым, образованным и интересным человеком. В молодости увлекалась альпинизмом, работала редактором газеты «Учитель». Имела два высших образования: БСХИ и БГУ заочно. Защитила кандидатскую диссертацию по биологии, преподавала в БМИ, БГПИ, БСХИ и УАИ. Кругозор её интересов не ограничивался только преподовательской деятельностью, она увлекалась историей родного края и работала ответственным секретарем Президиума Республиканского совета Общества охраны памятников истории и культуры. Роза Абдрахмановна часто брала Рафаэля на экскурсии, которые проводила сама, водила на выставки и в музеи, тем самым прививая ему любовь к истории и культуре родного края с юных лет.

Жизненный путь Рафаэля Амантаева можно четко разделить на 2 части: первая часть – публичная, яркая в качестве танцора и солиста гаскаровского ансамбля, это его зажигательные танцы.

Автор книги «Созвездие талантов» (Уфа, 2010) Алла Докучаева в статье «И созидание наполняет грудь» так описала этот период жизни Рафаэля Амантаева:

«Оказалось, что увлечение танцем развивала в мальчике Фая Сахиповна Гареева. Все, что доводилось слышать об этой талантливой женщине, заставляет сделать вывод о ее выдающемся вкладе в развитие танцевального искусства в нашей республике. В то время, когда первоклассником Рафаэль пришел во Дворец пионеров, она руководила там детским танцевальным коллективом, и до своего подросткового возраста мальчик занимался под ее патронатом. А дальше – то ли в седьмом классе мальчишки начинают считать танцы более подходящим занятием для девочек, то ли это связано было с уходом Фаи Сахиповны в студенческий коллектив сельхозинститута, а может, сыграло роль и то, и другое, но факт остается фактом: Рафаэль Амантаев предпочел перейти в спорт, в легкую атлетику. Однако не такова была Фая Гареева, чтобы забыть о своих способных учениках. В 1978 г. при Башкирском государственном ансамбле народного танца открылась студия, и Фая Сахиповна немедленно разыскала Марата Асадуллина, Гузель Аллаярову (Мамину), Халиля Ишбердина, Рафаэля Амантаева, и они вместе с ее сыном Айдаром Зубайдуллиным участвовали в конкурсе, который был очень большой – 50 человек на место. Четыре сотни претендентов, три отборочных тура. Забегая вперед, можно отметить, что подготовка велась в студии очень серьезная, не все выдержали каждодневные нагрузки, учебу в студии завершило всего пятнадцать человек.

Но это были действительно лучшие, которые прошли курс классического балета у Майи Тагировой, музыкальное образование получили у композитора Рафаэля Касимова, народный танец им преподавал Фрат Ахметшин».

В 1979 г. гаскаровский коллектив занял первое место на конкурсе государственных ансамблей в Москве, это открыло «окно в Европу», вообще подняло авторитет студии и ребята сами, конечно же, стремились занять среди артистов достойное место. Рафаэль Амантаев заканчивал среднюю школу, одновременно учился в студии и имел уже практику в самом ансамбле. Через два месяца после окончания студии его, единственного из выпускников, взяли на гастроли в Испанию. Стажируясь в ансамбле во время учебы в студии, он успел уже войти в восемь танцев. Последние полгода в студии репетировал с ребятами Николай Осипов, и его практические уроки оказались очень полезны. В Испании за два месяца успели дать 80 концертов при том, что бывали длительные переезды на расстояния более ста километров. И раньше студийцев назначали дублерами профессионалов и пробовали на не слишком ответственных площадках, но здесь, за рубежом, уже все происходило по-настоящему, с великой ответственностью, и Рафаэль Амантаев этот экзамен успешно сдал.

С 1981–1983 гг. в его биографии, как и у некоторых других молодых танцовщиков, была служба в Приволжском военном ансамбле песни и пляски. Потом возвращение в Уфу, бесконечные репетиции, концерты, поездки. Сибирь, Дальний Восток, Поволжье, Средняя Азия – карта страны была выучена наизусть, как, впрочем, и маршруты зарубежных гастролей: Турция, Франция, Голландия, Америка, Англия, азиатские страны. Рафаэль Амантаев блестяще солировал в самых разных танцах: «Медный каблук», «Косари», «Играй, гармонь!», «Охота на беркута», «Танец аргентинских пастухов». В знаменитом «Женихе» танцевал самого жениха. В «Трех братьях» исполнял партию среднего брата. В 1993 г. в Самаре за татарский танец, поставленный Ривкатом Саттаровым, Рафаэль Амантаев, со своей супругой народной артисткой республики Башкортостан Фанией Амантаевой, стал лауреатом (1 место) на II Всероссийского конкурса исполнителей народного танца. Звание Заслуженного артиста Республики Башкортостан Р. Амантаеву было присвоено в 1995 г., еще через два года он стал Народным артистом Башкортостана. В течение двух лет занимался индивидуальным творчеством, выступая в разных концертных коллективах. Выйдя на пенсию, во Дворце культуры завода РТИ поставил десяток номеров для детского танцевального коллектива, но не на этом поприще нашел себя Рафаэль Альбертович в свои посттанцевальные годы.

Вторая часть жизненного пути после выхода на пенсию в 2003 г. Рафаэля Альбертовича кажется более размеренной, но не менее яркой, не менее творческой. Теперь он руководит Творческим центром «Амантай», названный в честь знаменитого деда Габдуллы Амантая. Второй талант Рафаэля Амантаева – это декоративно-прикладное искусство со многими направлениями, особенно важным из которых является реконструкция и изготовление башкирского национального костюма.

Из воспоминания самого Рафаэля: «Сколько я помню, всё свободное время папа занимался домашним хозяйством. Своими руками собирал домашнюю мебель, чинил технику радио и телевизор, шил нам с сестрой одежду, прекрасно готовил разнообразную домашнюю еду. Думаю, это сказывалось его детдомовское детство, когда приходилось надеяться только на себя и на свои руки. А руки у него были «золотые». Глядя на папу мне всегда хотелось, беря с него пример, сделать что-нибудь своими руками. В 7 классе папа принес домой медный лист и самодельные инструменты и показал, как делать чеканку. С тех пор я сильно увлекся прикладным творчеством: чеканкой, резьбой по дереву, моделированием, плетением и т. д. И всему этому научил меня мой папа Амантаев Альберт Абдуллович!».

Любовь к истории и традициям родного края привела Рафаэля в ряды движения военно-исторической реконструкции Башкортостана.

А вот что рассказывает о деятельности Рафаэля Альбертовича Амантаева в последние годы его друг и товарищ по военно-исторической движению Башкортостана председатель правления Военно-исторического клуба «1-й башкирский конный полк – «Любизар» Республики Башкортостан Ильдар-туря Шаяхметов:

«Имя Рафаэля Амантаева я раньше слышал в СМИ. Примерно знал, что он талантливый солист-танцор из ансамбля имени Файзи Гаскарова. На этом для меня он был всего лишь одним из многих. Несколько раз я видел концерты по телевидению с его участием и в суматохе своих забот особого значения не придавал его личности. С ним меня познакомил его друг, одноклассник, видный график-иллюстратор, художник Азат Кужин, который вошел в новое военно-историческое движение, руководимое мною, в 2005–2012 гг. Через Азата Кужина я узнал, что есть такой талантливый мастер-ювелир, который и пояса умеет делать, и камчи-нагайки может сплести. Это меня заинтересовало больше всего.

В 2012 г. передо мной встала задача сплотить вокруг себя добровольцев, интересующихся военно-исторической реконструкцией, так как нужно было вместе поехать на юбилейный военно-исторический фестиваль «День Бородина», который ежегодно проводится в Московской области. Нужно было приготовить аутентичные реквизиты, отремонтировать детали исторических костюмов, ремни, пояса и др. Для этого со своими единомышленниками мы стали готовиться и искать, привлекать добровольных участников, которые могли бы сами же представлять переодетых в исторические восстановленные костюмы башкирских воинов, так называемых «северных амуров».

Окончание следует…

Автор:Марат ХАФИЗОВ
Читайте нас: