Все новости
МЕМУАРЫ
28 Сентября 2022, 18:00

Предопределено судьбой. Часть двадцать вторая

Воспоминания

Известный общественный деятель Г. Х. Валеев
Известный общественный деятель Г. Х. Валеев

В 1960 г. Галиахмет Валеев был назначен директором средней школы № 15 г. Уфы, где он за короткий срок много сделал для повышения качества учебно-воспитательной работы. Вскоре он был выдвинут на работу в Башкирский обком КПСС в качестве инструктора. Параллельно работал над кандидатской диссертацией на ученую степень кандидата исторических наук, после защиты перешел на преподавательскую работу в Башмединституте, где также вел большую общественную работу в партийной организации института.

Галиахмет Хажиахметович совместно с ректором (ректором тогда работал приглашенный из Москвы Зайни Ихсанов) приложили много сил для укрепления кадрового состава института, благодаря этому в значительной степени изменился национальный состав заведующих кафедр, деканов и т. д. Талантливые ученые из башкир были выдвинуты на руководящие должности. Заметно изменился национальный состав студентов института. Все это было воспринято секретарем по идеологии Башобкома КПСС как усиление националистических тенденций в институте. Это был тяжелый период в жизни республики, когда даже открытие первой башкирской школы в Уфе (1970 г.) воспринималось руководством республики как проявление национализма. Деятели обкома КПСС (Ахунзянов) тогда обвинили Галиахмета Хажиахметовича Валеева в национализме, Галиахмет Хажиахметович вынужден был покинуть республику, уехать в Курган. Здесь он трудился и жил до ухода на заслуженный отдых. После выхода на пенсию вернулся в родные края, в Учалинский район.

Несколько слов о его человеческих качествах. Всевышний послал Галиахмету Хажиахметовичу очень тяжелые испытания, которые тот благодаря своему стойкому характеру преодолел. У него была большая, дружная семья. Со своей женой Мунаварой-апай они вырастили прекрасных детей. Младшая их дочь Альфия в свое время училась в 20-й башкирской школе (я тогда был ее директором), закончила ее с золотой медалью и поступила в Башмединститут, после окончания которого работала по специальности. Сын Ильдар тоже окончил Башмединститут, защитил кандидатскую диссертацию и стал преподавать в родном институте.

Галиахмет Хажиахметович и его жена Мунавара-апай обладали прекрасными человеческими качествами, главное из них – оказывали посильную помощь всем знакомым, своим родственникам и др. людям. Мой бывший ученик, ныне директор фирмы «Семигорье» Кадурий Абдрахимович Фазлетдинов приходится племянником Галиахмету Хажиахметовичу, он сегодня тепло отзывается о своем дяде. В 1960 г. он поступил учиться в школу-интернат № 1 г. Уфы. Приехал в последних числах августа, но школа еще не была готова принять детей, Галиахмет Хажиахметович и его жена Мунавара-апай приняли его к себе как родного. В те годы Галиахмет Хажиахметович время от времени приходил в школу, интересовался учебой племянника. После окончания института Кадурий женился на своей однокласснице Минзяле. Свадьбу сыграли в родной деревне невесты в Сурае (Альшеевский район), с проведением свадьбы сильно помогли Галиахмет Хажиахметович и Мунавара-апай.

Галиахмета Хажиахметовича и Мунавары-апай давно нет в живых, но добрая память о них жива в наших сердцах.

 

Генерал-майор И. Г. Тангатаров
Генерал-майор И. Г. Тангатаров

Боевой генерал

Я более 60-ти лет близко общаюсь с Ильгизом Газизовичем Тангатаровым, с личностью известной на всю республику. Родился и вырос в Баймакском районе, в 1967 г. окончил школу-интернат № 1 г. Уфы. У Ильгиза славная родословная, которой он заслуженно гордится. Его деды и прадеды были связаны с военной службой, посвятили себя профессии защитников Родины. Ильгиз тоже посвятил свою жизнь этой профессии.

Учился в школе прекрасно, окончил ее на золотую медаль. В 1965 г. я организовал поход по местам боев наших земляков – 112-й Башкавдивизии под командованием генерала М.М. Шаймуратова. Ильгиз в походе был моей опорой, вел бухгалтерские дела (для организации похода мне в бухгалтерии выдали большую сумму денег, и расходы были немалые, надо было считать каждый рубль, сохранять подтверждающие расходы документы, всеми этими делами и занимался Ильгиз. В результате нам удалось сэкономить, непотраченные деньги были сданы в бухгалтерию).

Ильгиз поступил учиться в Уфимский авиационный институт, но, поняв, что его призвание – военная служба, он поступает в Саратовское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск, позднее закончил Ленинградскую артиллерийскую академию. Военную службу начал в 1973 г. в качестве командира взвода, а закончил командиром ракетной бригады в звании генерал-майора. Служил он в Астрахани, на Дальнем Востоке, на Кавказе. После демобилизации работал начальником автомобильной школы в Сибае, а в 2000 г. назначен председателем ДОСААФ.

Ильгиз обладает прекрасными деловыми качествами, он требователен к себе и к подчиненным, как профессиональный военный, исполнителен. В то же время он очень душевный, мягкий человек, внимателен к людям, уважителен.

На должности председателя ДОСААФ Ильгиз Тангатаров сделал очень много для подготовки военных специалистов на базе техникума ДОСААФ, директором которого длительное время успешно работал известный педагог Фазылов Ахмадулла Адигамович.

 

У. Г. и Р. Б. Ураксины на моем 75-летнем юбилее. Уфа, 2006 г.
У. Г. и Р. Б. Ураксины на моем 75-летнем юбилее. Уфа, 2006 г.

Урал и Расима Ураксины

Я часто вспоминаю Урала и Расиму Ураксиных. Урал родился и вырос в Оренбургской области, а Расима – в Давлекановском районе, учились они в одном классе, полюбили друг друга и поженились.

Урал выбрал профессию архитектора и поступил в Московский архитектурный институт, а Расима выбрала профессию учителя, поступила на филологический факультет Башпединститута.

В 1991 г. я, будучи директором Башкирской республиканской гимназии-интерната № 1 имени Рами Гарипова, пригласил Расиму из Сибая работать у нас учителем башкирского языка и литературы. Исключительно талантливый учитель, отличалась творческим отношением к работе. Позднее она увлеклась башкирским детским фольклором, издала несколько интересных книг об этом, защитила кандидатскую диссертацию. Ей были присвоены звания Заслуженного учителя и Заслуженного деятеля искусств Башкортостана.

После окончания архитектурного института Урал длительное время работал в качестве архитектора, затем главным архитектором Сибая, позднее перешел на работу в Уфе. Много лет он работал заместителем министра строительства и архитектуры Башкортостана. Это яркая и талантливая личность, человек искренний, душевный.

 

Известный педагог М. З. Валеева
Известный педагог М. З. Валеева

Моя однокурсница

Много лет я общаюсь с замечательным, талантливым учителем английского языка Миляушой Закуановной Валеевой. В 1952–1956 гг. мы учились в Башкирском пединституте им К.А. Тимирязева, в 1958 г. Миляуша Закуановна поступила на работу в школу-интернат № 1, а в 1970 г. перешла на работу в среднюю школу № 20. В 1973 г. меня назначили в эту школу директором. Она считалась одним из лучших учителей нашей школы, примером для всех остальных. Ее ученики, имея прочные знания, успешно поступали на факультет иностранных языков, многие ее бывшие ученики сегодня являются прекрасными учителями английского языка. Она работала на совесть, на результат, поэтому ее уважали и любили ученики.

И сегодня она пользуется глубоким уважением и любовью своих учеников.

Миляуша Закуановна отличалась прямотой, имела свою точку зрения, высказывала ее, невзирая на лица! У нее много родственников, с которыми она тесно общается, она очень внимательна к ним, всегда приходит на помощь в любую минуту.

 

Я в гостях у одного из учредителей Республиканского башкиро-турецкого лицея фирмы «Серхат». Турция, 1997 г.
Я в гостях у одного из учредителей Республиканского башкиро-турецкого лицея фирмы «Серхат». Турция, 1997 г.

Годы работы в башкирско-турецком лицее

В свое время я около десяти лет общался с турками (1992–2003 гг.).

Это связано с открытием и работой в Уфе Республиканского башкирско-турецкого лицея. В мае 1992 г. неожиданно в Башкирскую республиканскую гимназию-интернат № 1 имени Рами Гарипова (я тогда работал директором) приехали министр образования республики Р.Т. Гарданов и известный религиозный деятель России Талгат Таджутдин. В ходе беседы министр предложил открыть на базе гимназии башкирско-турецкий лицей, для меня это было неожиданностью.

Мне кажется, идея открытия такого учебного заведения исходила от муфтия, который только что вернулся из Турции. В тот же день я поехал в Башкирский народный центр «Урал», встретился с его руководством и сообщил им о предложении министра. Я еще сказал, что турецкая фирма «Серхат», которая выступала одним из учредителей лицея, обещает ежегодно посылать 2-3-х наших выпускников на учебу в Турцию и страны Европы. Руководство центра дало добро, и я тоже дал свое согласие министру образования на открытие Республиканского башкирско-турецкого лицея.

Открытие на базе Башкирской республиканской гимназии-интерната № 1 имени Рами Гарипова нового учебного заведения создало для нас огромное количество серьезных проблем, в первую очередь проблему с помещением для лицея, так как для лицея в учебном корпусе понадобилось выделить один этаж с пятью учебными кабинетами. Кроме того, для проживания лицеистов, преподавателей и воспитателей, приехавших на работу в лицей, мы вынуждены были отдать одно крыло общежития, сократив количество принимаемых гимназистов. Надо было обеспечить лицей квалифицированными специалистами по некоторым предметам и т. д. И за питание ответственность несла гимназия.

В результате размещения лицея в гимназии численность учащихся гимназии сократилась на 150 человек. На следующий, 1993–94 учебный год лицей планировал новый прием учащихся, это означало сокращение числа гимназистов еще на 150 человек. Тогда в СМИ появились статьи, обвиняющие директора гимназии в том, что он намерен закрыть гимназию. Тогда я обратился с письмом к Председателю Совета министров Башкортостана А.Я. Копсову с предложением перевести лицей в другое здание, что и было сделано к новому учебному году. На совещании у А.Я. Копсова министр образования республики Р.Т. Гарданов предложил оставить лицей в гимназии еще на год, я категорически выступил против этого предложения. Это привело к резкому ухудшению моих отношений с министром.

У Республиканского башкирско-турецкого лицея всегда были серьезные проблемы с помещением. Два года лицей работал в помещении индустриально-педагогического училища, только в январе 1996 г. лицей получил отдельное помещение на ул. Кольцевая, 74 (здание СПТУ № 51). Я не могу сказать, что учителя, приехавшие из Турции, были высококвалифицированными специалистами, конечно, нет, это были только что окончившие различные вузы Турции молодые люди. Но работали они на совесть, к тому же фирма «Серхат» хорошо оплачивала их труд. Они не считались со временем, учащиеся это хорошо понимали, относились к ним с большим уважением, поэтому результаты были налицо. Турки работали индивидуально, учитывая способности каждого. Между учителем и учеником не было дистанции. Учителя своей первейшей задачей считали формирование интереса у учащихся к предмету.

Одновременно в обучении широко применялись новые технологии. Уже в 1995 г. в лицее успешно работал компьютерный класс, где целый класс мог получить навыки работы с компьютером, выходить в интернет, получать необходимую разнообразную информацию. Впервые в Башкортостане турецкие преподаватели ввели в обучение методику тестирования и т. д.

Турецкие учителя были очень внимательны к своим ученикам, регулярно в общежитии устраивали чаепитие, отмечали дни рождения своих учеников. В тесном контакте работали с родителями учащихся. В каждые каникулы они выезжали в районы, бывали в домах и квартирах своих учеников, встречались с их родителями. Все это дало хорошие результаты. В 1996 г. Республиканский башкирско-турецкий лицей сделал свой первый выпуск, тогда лицей окончили 36 человек. В том же году все они поступили в высшие учебные заведения республики и других регионов, притом в самые престижные вузы.

В Республиканском башкирско-турецком лицее серьезное внимание уделялось изучению иностранных языков (английский и турецкий). В лицей принимали детей строго по конкурсу, в 7-й класс принимали самых способных мальчиков со всей республики. Иногда на одно место претендовало 10 учеников. Лицей тогда стал очень популярным, престижным учебным заведением.

К окончанию лицея (11 кл.) учащиеся в совершенстве владели английским и турецким языками. Этому в значительной мере способствовало преподавание основ наук по естественным предметам на английском языке (математика, физика, химия, биология и информатика). Английский язык наряду с турками вели два англичанина.

Продолжение следует…

Автор:Марат ХАФИЗОВ
Читайте нас: