Все новости
МЕМУАРЫ
6 Сентября 2022, 16:00

Предопределено судьбой. Часть шестая

Воспоминания

Коллективная фотография выпускников исторического факультета Башкирского государственного педагогического института имени К. А. Тимерьязева. 1956 г.
Коллективная фотография выпускников исторического факультета Башкирского государственного педагогического института имени К. А. Тимерьязева. 1956 г.

Забегая вперед, хочу сказать, что в 1960-е годы школа-интернат № 1 стала флагманом национального образования, настоящим центром распространения передового педагогического опыта. В 1958 г. после окончания МГУ имени М.В. Ломоносова в нашу школу в качестве учителя пришел бывший выпускник нашей школы Анвар Закирович Асфандияров, он стал моим самым лучшим другом, дружили мы с ним почти 50 лет. Это был удивительно талантливый учитель, его глубоко уважали все: учителя, учащиеся, родители.

В новом здании кроме уроков, преподавательской работы я увлекся внеклассной работой. Вовлек в эту работу большое количество учащихся, которые для будущей Ленинской комнаты собирали фотографии, воспоминания участников гражданской войны, других исторических событий. Результатом такой большой работы явилось открытие в школе Ленинской комнаты, которая была оформлена учителем рисования и черчения Амином Ахметовичем Хасановым. На конкурсе Ленинских комнат города наша школа заняла второе место после школы № 3.

В начале 1960-х годов в стране развернулась подготовка к 20-летию Великой Победы. Тогда ЦК ВЛКСМ объявил конкурс на участие в походах по следам героев войны. У меня возникла идея организовать поход детей по местам прославленной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии под командованием генерала Шаймуратова. Около года шла большая работа по подготовке к походу. Тогда еще многие ветераны дивизии были живы, проводили встречи с комполка дивизии Героем Советского Союза генералом Т. Кусимовым, комиссаром дивизии М. Назировым и многими ветеранами. Я решил организовать поход на автобусе (школьный автобус ПАЗ), скомплектовал группу из 23 человек и одного руководителя. Директор школы Т.Х. Аслаев одобрил мою идею, мне выдали на питание детей наличные деньги в сумме 1 500 рублей. Тогда эта была огромная сумма. Поход был рассчитан на месяц. В итоге мы проехали 4500 км пути. Маршрут похода мне подсказал бывший комиссар полка С. Алибаев.

Из Уфы мы выехали в середине июня 1965 г. Началось наше большое путешествие со станции Дема, где в конце 1941 – весной 1942 г. формировалась дивизия. На стене Первомайского клуба висела мемориальная доска о формировании дивизии. Дальше наш путь лежал в Москву, т. к. заодно я решил детям показать Москву, где мы за три дня пребывания успели увидеть многое. Из 23 человек до этого никто Москву не видел. Успели побывать в мавзолее Ленина. Впечатление получили неизгладимое. Изучение боевого пути наших земляков началось с мест первых боев на территории Липецкой, Воронежской областей.

Встречались с участниками войны, побывали в краеведческих музеях, местных школах. Летом 1942 г. в районе с. Тербуны (Липецкая область) наши земляки вели тяжелые бои, потери были огромные, погиб в этих боях командир полка майор Нафиков. В местной школе был открыт музей, где собрано большое количество трофеев, экспонатов. Там нам подарили саблю наших конников, найденную на местах сражений.

В одной из деревень Липецкой области, проходя мимо одного двора, я увидел противотанковое ружье (ПТР), установленное в забор вместо столба. Хозяин дома выслушал меня, понял, кто мы такие, вытащил ПТР и подарил нам на память. У нас очень сильные впечатления остались от посещения места сражения наших земляков недалеко от г. Белая Калитва Ростовской области. Эта важная высота 79,9 была занята немцами. Перед группой в 30 человек наших конников командованием была поставлена задача выбить противника с высоты и занять ее, т. к. наши войска из-за этой высоты не могли продвинуться дальше. Пользуясь темнотой, группа неожиданно ворвалась в укрепления и, выбив немцев с высоты, заняла ее. Скоро немцы опомнились, поняли, какую важную точку потеряли, утром следующего дня начали наступление на высоту. Защищая ее, все 30 воинов погибли, но не отдали врагу высоту.

Выпуск 1965/66 учебного года школы- интерната № 1. Фотография сделана во дворе школы. Уфа, 1966 г.
Выпуск 1965/66 учебного года школы- интерната № 1. Фотография сделана во дворе школы. Уфа, 1966 г.

Тем временем подошли основные силы, которые удержали высоту. А проводником нашим был тогда участник войны, подполковник, военком г. Белая Калитва Ирзабеков, который показывал учащимся все эти места. Мы с большим интересом осматривали эти места, поднимались на высоту именно в тех местах, по которым в январе 1943 г. двигались наши земляки. Конечно, мы очень волновались.

В середине июля 1965 г. мы благополучно вернулись из похода. Вернулись не с пустыми руками, привезли оттуда много трофеев, экспонатов: ПТР, саблю наших конников, каску солдатскую, крупнокалиберную гильзу снаряда, неразорвавшийся снаряд. В 1965 г. их на местах боев можно было находить немало.

Однажды мы остановились ночевать в Сталинградской области в районе г. Калач, где в конце ноября 1942 г. соединились войска двух фронтов, тем самым окружив 6-ю полевую армию фельдмаршала Паулюса. Девочки начали готовить ужин, а мальчики пошли в лес за дровами. Кто-то из них там обнаружил неразорвавшийся снаряд и притащил его. Я страшно был напуган, вдруг он разорвется. Тихо подняв с земли, снаряд аккуратно отнесли обратно в лес. И такие бывали случаи в походе.

С нами в походе был наш фотограф, ученик 9-го класса Зуфар Хисматуллин, который после похода распечатал фотографии, получили отличные снимки. Хасанов А.А. нам оформил интересный, содержательный альбом с фотографиями, который я отправил в Москву в ЦК ВЛКСМ (условия участия на конкурсе были такие). В Москве наш поход высоко оценили, признали нас победителями походов по местам боев. Школу наградили Дипломом 2-й степени ЦК ВЛКСМ и прислали нам путевки для участия в 1-м Всесоюзном слете победителей походов по местам боев, который прошел в сентябре 1965 г. в городе-герое Бресте. За этот поход меня наградили значком «Отличник просвещения Российской Федерации».

Рассказ о работе школы-интерната № 1 в 1960-е годы хочу закончить с изменениями, произошедшими в составе контингента учащихся. Дело в том, что школа № 9 была вначале открыта для детей-сирот и детей инвалидов войны. Руководители школы и само Министерство образования республики строго соблюдали этот принцип при приеме детей в школу. Так продолжалось дело до конца 1959 г., а вот с начала 1960 г., когда школа перешла в новое здание, ситуация изменилась коренным образом. Мне трудно судить, чем это было вызвано, в архивах я не обнаружил документов, направленных на изменение социального состава воспитанников. Но эти изменения все-таки произошли, и притом в худшую сторону.

Новое руководство школы-интерната взяло курс на резкое сокращение количества детей из детских домов, несколько детских домов тогда было закрыто, в школу стали принимать преимущественно детей, имеющих родителей. Резко увеличилось количество детей сельской интеллигенции (учителей, руководителей школ, врачей, работников государственных и партийных органов и др.), т. е. более в материальном отношении обеспеченных слоев населения.

В 1960–1968 гг. я работал с новым контингентом детей, а 1956–1960 гг. на Красина – с детьми из детского дома № 5. Скажу откровенно, что подготовка к школе детей, имеющих родителей, несравненно была высокая, что они почти все были мотивированы на продолжение своего образования после школы в вузах. Этот факт не требует объяснения. Дело в другом. Социально справедливо ли было пойти на такое резкое изменение социального состава учащихся в 60-е годы? Тогда все это прошло тихо, спокойно, никакой реакции на это в обществе не последовало.

 

Годы работы в школе № 77

Летом 1968 г. меня к себе пригласил заведующий Калининским РОНО Алексей Семенович Перлов и предложил должность директора средней школы № 52. Для меня это предложение было совершенной неожиданностью. У меня таких планов на карьерный рост не было, в школе мои учительские дела шли хорошо, и я отказался от данного предложения. Для отказа у меня была еще одна серьезная причина. Дело в том, что моя жена тогда находилась в больнице на обследовании, у врачей ее здоровье вызывало серьезные опасения. Заведующий РОНО отнесся к моему объяснению с пониманием, так мы расстались.

Скоро выяснилось, что опасения врачей по поводу состояния здоровья жены не оправдались, и я продолжал работать учителем истории в школе-интернате № 1. Скоро я понял, что Алексей Семенович не хочет отступиться от меня, что он серьезно взялся за меня. Думаю, что кандидатура моя была согласована с Калининском райкомом партии, т. к. кадровые вопросы без партии в те годы не решались. В середине декабря 1968 г. меня снова приглашает зав. РОНО и предлагает мне должность директора другой школы. На этот раз я дал согласие, хотя об этой школе я ничего не знал.

Совместная фотография с выпускниками средней школы № 77 г. Уфы. 1972 г.
Совместная фотография с выпускниками средней школы № 77 г. Уфы. 1972 г.

Это была средняя школа № 77 на улице Фурманова, 39. 19 декабря 1968 г. у меня на руках был приказ по Уфимскому гороно о моем назначении директором указанной школы. В этот же день меня представили педагогическому коллективу (приняли меня хорошо), и я приступил к выполнению обязанностей директора. В школе обучались всего 710 учащихся, занятия проводились в 2 смены. Здание школы было построено в начале 1950-х годов, это было двухэтажное кирпичное здание, столярные и слесарные мастерские находились во дворе в отдельном помещении. Было тесновато, но для организации учебного процесса все условия были.

Заместителем директора по учебно-воспитательной работе работала длительное время Вера Владимировна Савельева, опытная и как учитель математики и как замдиректора. Будучи на пенсии, давно собиралась уйти с работы, но прежний директор ее каждый раз отговаривал. С нового учебного года она уволилась, на свое место она предложила учителя химии, человека энергичного, требовательного, ему было тогда за 30 лет. Скоро выяснилось, что у него в семье непорядок. Теща писала жалобы во все инстанции, и он вынужден был уйти с работы. На его место я пригласил учителя математики, дочь Веры Владимировны, Тамару Александровну, которая успешно справлялась со своими обязанностями.

Продолжение следует…

Автор:Марат ХАФИЗОВ
Читайте нас: