Все новости
МЕМУАРЫ
5 Сентября 2022, 17:51

Предопределено судьбой. Часть пятая

Воспоминания

Учителя школы-интерната № 1 с выпускниками. Уфа, 1958 г.
Учителя школы-интерната № 1 с выпускниками. Уфа, 1958 г.

Начало трудовой деятельности

Итак, в конце июня 1956 г. каждый из нас, студентов исторического факультета, получил диплом по специальности «Учитель истории средней школы». Дальше куда? Перед каждым из нас возник этот серьезный вопрос, и каждый из нас решал этот жизненно важный вопрос по-своему. Большинство выпускников направили на работу в школы республики, меня по семейному положению оставили в городе. Сам должен был искать и найти работу. Министерство просвещения республики меня направило на работу в Республиканскую школу-интернат № 1 на улице Красина, 33, где на последнем курсе института я проходил педагогическую практику.

30 августа с приказом Министерства просвещения я явился в школу, где меня принял директор Исмагил Мухаметович Гафаров. Мне он понравился, это был человек высокого роста, лет 50 ему тогда можно было дать. Позднее я с ним познакомился поближе, и мне стало ясно, что мы с ним коллеги, он также учитель истории, участник Великой Отечественной войны, воевал в Крыму. Он с гордостью рассказывал, что был политработником, знал лично героя романа «Четвертая высота» Гулю Королеву. Сохранилась его полевая сумка с картой тех мест.

Исмагил Мухаметович имел боевые награды. До этого он был министром культуры. Он был очень вежливым, культурным руководителем. Я относился к нему с большим уважением. По его инициативе на базе Башкирского научно-исследовательского института сельского хозяйства (Уфимское опытное хозяйство) был организован лагерь труда и отдыха молодежи. Этот лагерь работал успешно, во-первых, учащиеся на каникулах могли отдохнуть и укрепить здоровье, во-вторых, всеми сельхозработами руководили научные работники института, дети получали хорошие навыки сельскохозяйственного труда, углубляли полученные в школе знания. После закрытия лагеря (сезон) Министерство просвещения РСФСР обобщило опыт работы школы-интерната № 1 по трудовому воспитанию учащихся, материалы были опубликованы в журнале «Народное образование» (1958 г.). Было предложено распространить опыт нашей школы на все российское образование.

В школе-интернате № 1 (с августа 1956 г.) тогда работал талантливый педагогический коллектив, здесь трудились лучшие учителя республики. Мне посчастливилось работать с ветеранами, которые работали с открытия этой школы. Поэтому мне повезло, если рядом с тобой трудится опытный, известный на всю республику учитель, можно сходить к нему на уроки, получить дельные советы. А у меня при поступлении на работу педагогического стажа работы вообще не было. За моими плечами было три зачетных урока на четвертом курсе и больше ничего. В школе большим авторитетом в коллективе учителей и учащихся пользовались учителя башкирского языка и литературы С.Х. Зайлалова, Л.С. Вагапова, учителя русского языка и литературы Л.А. Хасанова, Л.А. Галимова, Р.Х. Нигматуллина, А.К. Зиганшина, учителя физики М.И. Яхина, З.Б. Усманов, учительница биологии Ф.Ш. Ибрагимова, химии Н.И. Исмагилова, математики Н.Я. Хайруллина, географии М.И. Мухамадеева. Многие из них позднее стали Заслуженными учителями республики и Российской Федерации. Все они были достойны этих высоких почетных званий, я радовался их успехам.

Я близко общался с учителем географии, опытным педагогом, исключительно добрым, доброжелательным, бывшим заместителем директора школы Махмузой Исламовной Мухамадеевой, тем более мы с ней были в одном методическом объединении. Она ко мне относилась как к родному сыну, помогала, приглашала на свои уроки, посещала мои, давала советы, так постепенно набирал я опыта работы.

В 1956 г. в коллективе я был самым молодым учителем, мне было тогда 24 года. В те годы школа размещалась в 4-этажном здании на улице Красина, 33. Чувствовалась острая нехватка помещений, учебных классов. Первый этаж считался хозяйственно-административным блоком, где размещались столовая, склады, две мастерские, администрация школы. Около двухсот детей из детского дома № 5 занимались в нашей школе, а 180 учащихся проживали в интернате, их набирали ежегодно из районов, в основном из дальних. Для подготовки уроков не хватало классных комнат, поэтому дети готовили уроки в коридорах интерната (общежитие). На это количество детей было всегда два воспитателя, подготовку уроков контролировали Наиля Нигматовна Рахматуллина и опытный педагог Кашфий Фатыхович Мухаметзянов.

Несколько слов о контингенте воспитанников. Как известно, Башкирская республиканская школа № 9 в 1944 г. была открыта распоряжением председателя Совнаркома РСФСР А. Косыгина для детей-сирот, отцы которых погибли на фронте и детей инвалидов войны. Школа в те годы строго соблюдала эти требования указанного выше распоряжения. Необходимо добавить еще следующее. В распоряжении правительства России подчеркивалось: что эта «школа для детей из коренной национальности». Мне кажется, что в те годы в лексиконе людей не было таких понятий, как «сват и брат» (ҡоҙа-ҡоҙағый). Поэтому при приеме детей главным условием было – из какой семьи ребенок.

Первый директор школы-интерната № 1 И. М. Гафаров с выпускниками школы  1957/58 учебного года. Уфа, 1958 г.
Первый директор школы-интерната № 1 И. М. Гафаров с выпускниками школы 1957/58 учебного года. Уфа, 1958 г.

Министерство просвещения республики очень строго подходило не только к набору детей, но и к комплектованию школы педагогическими кадрами. Оно понимало, что основную часть контингента учащихся составляли дети-сироты и дети инвалидов войны. Поэтому на работу в школу принимали высококвалифицированных специалистов. В то же время учитывались их человеческие качества, в те годы в школе работали учителя и воспитатели, которые могли детям заменить их родителей, согреть их души родительским, материнским теплом. Я много лет общался с замечательным человеком, отличным учителем физики М.И. Яхиной. После института ее направили на работу в одну из школ г. Октябрьска, проработав там три года, она по семейным обстоятельствам вернулась в Уфу, пошла на прием к министру просвещения С. Алибаеву, который принял ее, выслушал и понял, что ее действительно можно направить на работу в школу № 9. Это было в 1949 г.

Я все это рассказываю для того, что объяснить читателю важность и значение этого учебного заведения, что его кадрами занимался лично Министр. Махтума Исламовна оправдала доверие министра, проработала в этой школе более 30 лет и стала одним из лучших учителей республики. Один только факт. Один из ее учеников по фамилии Саяхов стал призером международной олимпиады по физике в Болгарии. Подводя итоги работы школы-интерната за 1944–1955 гг., хочу сказать следующее. Несмотря на то, что это были очень трудный период, благодаря усилиям руководства и неутомимому труду высококвалифицированного, чуткого к детям педагогического коллектива, школа стала кузницей национальных кадров в республике.

 

Очень коротко об организаторах учебного заведения

 

1943 год. Еще во всю идет Великая Отечественная война. Тогдашний первый секретарь Башкирского Обкома ВКП(б) С.Д. Игнатьев, председатель Совнаркома Башкирской АССР С.А. Вагапов и Нарком просвещения С.С. Зайнашев обращаются в Москву в Правительство РСФСР с просьбой разрешить в Уфе открыть республиканскую башкирскую школу с пансионом (интернат) для детей-сирот, отцы которых погибли на фронте и детей инвалидов войны. Российское правительство отнеслось с пониманием к просьбам руководства республики, и в марте 1944 г. было подписано распоряжение Советского правительства, в котором подчеркивалось, что в школу должны приниматься дети коренной национальности (башкиры). Спустя 75 лет после открытия этого учебного заведения меня поражают следующие обстоятельства.

Я со своим классом  на берегу реки Белой.  Уфа, 1963 г
Я со своим классом на берегу реки Белой. Уфа, 1963 г

В первую очередь, их человеческие качества, забота о самой социально незащищенной части населения – детях-сиротах, величайшее чувство милосердия к ним. Во-вторых, эти руководители думали о будущем республики, ее народах. Выпускники школы направлялись руководством республики на учебу не только в высшие учебные заведения республики, но и в центральные вузы страны, и что особенно важно, именно в те вузы, где готовили специалистов, которых тогда еще не готовила сама республика. В-третьих, эти руководители оказались дальновидными политиками, они думали и о башкирском народе, о его развитии, о его будущем. Вот такие люди тогда руководили нашей республикой. Сегодня, спустя много лет с открытия школы, я хотел бы задать им такой вопрос: Уважаемые руководители республики! Как же вы не боялись того, что за обращение в Москву с просьбой открыть школу для детей-сирот коренной башкирской национальности вас могли обвинить? Тогда со времени Сталинских репрессий прошло всего 7-8 лет (1937–1939 гг.), когда, обвинив в буржуазном национализме, в массовом порядке была уничтожена башкирская интеллигенция – цвет нации. Нет, не испугались наши руководители. Мне кажется, что они своим поступком совершили гражданский подвиг. Башкирский народ сегодня им за это благодарен и склоняет перед ними головы.

Зимой 1960 г. в истории школы-интерната № 1 произошло очень важное событие. Руководство республики (первый секретарь обкома КПСС З. Нуриев, министр просвещения республики Ф. Мустафина) решило передать школе-интернату № 1 новое здание на улице Российская, 88. Я уже говорил, что на ул. Красина, 33 ощущалась нехватка помещений. Но тут возникла другая проблема. В те годы в городе шло грандиозное строительство жилых массивов, а социально-бытовых, культурных объектов не хватало, их строили еще мало. Поэтому городские власти строящееся учебное здание думали передать новой школе.

Тут исключительно большую роль сыграла имеющая вес в республике (до этого она 4 года работала в ЦК КПСС, оттуда была приглашена на работу в Башкирской обком КПСС), очень хорошо относящаяся к школе-интернату № 1 министр просвещения республики Ф. Мустафина, которая пошла на компромисс. Старое здание школы-интерната № 1 было передано городу, где была открыта новая школа № 91, а здания (к этому времени были построены и общежития) на ул. Российская, 88 были переданы нашей школе. Все были довольны.

Здание школы было типовое, рассчитанное на 960 ученических мест, рядом были построены два общежития на 600 детей, соединенные столовой на 300 мест. Нам повезло, зимой 1960 г. мы переехали в новое здание школы. Это уже стало новым этапом в развитии школы. Сменилось руководство школы, директором был назначен опытный организатор народного образования (зам. директора, директор, завроно) Тухват Халилович Аслаев. Старшим воспитателем был назначен Кашфий Фатыхович Мухаметзянов, через год директор на должность своего заместителя пригласил М.Г. Музафарова.

Серьезно обновился педагогический коллектив. Из старого состава часть учителей перешла в новое здание, а пожилые учителя, их там было не мало, не захотели перейти в новую школу. Пришли молодые учителя, увеличилось количество воспитателей. Заслуга нового директора состояла в том, что он сумел сохранить старый талантливый коллектив, плюс умел отбирать (новых) способных учителей и воспитателей.

 Продолжение следует…

Автор:Марат ХАФИЗОВ
Читайте нас: