Жизнь потихоньку идет к закату. Я радуюсь детям, живу ради них. Жалею, что с папой мало общалась; жалею, что до конца не боролась с пороками мужа – ведь он был хороший; жалею, что мало прочла книг; жалею о многом… Счастлива детьми, Аллах подарил мне их – здоровых, умных, добрых. Довольна тем, что руки мои возвращали многим людям здоровье.
Самая страшное для меня было то: знать, что медицина в каком-то случае бессильна, и мне приходилось врать, что у больного все хорошо.
Думаю, что болезни в большинстве случаев из-за страха и беспокойства, уверена, что человек сам нагнетает на себя недуги, изнутри настраивается на болезнь и тем самым усугубляет, как бы сам себя тащит к гибели – перекрывает все каналы-пути к выздоровлению.
Надо до последнего бороться с недугом. Если не вылечит кровь, то вылечит разум, ему помогут сердце и печень, почки и лимфы. Человеческий организм – самое совершенное и мощное создание Аллаха. Человек – это чудо.
А разрушают это чудо плохие мысли и переживания, и ещё вредные привычки, как курение, чрезмерное питье алкоголя, чрезмерная еда. Ведь и мусульманская религия – ислам говорит, что для человека Аллахом даны три вида пищи: воздух, вода и молитвы (мысли). Думаю, что человеку в день достаточно еды размером с его кулак. Нужно пить много воды, на ночь обязательно съесть по одному яблоку, лучше зеленые, я ем яблоко сорта “семерянка”, в ней много полезных аминокислот, подавляющих вредные и раковые клетки. И мысли о хорошем, улыбка и любовь должны питать душу каждого, тогда он будет здоров и счастлив.
Век живи, век учись
Как уже писала, у меня проблема с одним ухом, когда оно болит, я спасаюсь настойкой прополисом, вставляю вату, слегка смоченную этой целебной настойкой.
В деревне много было пожилых людей, у которых проблемы были с ногтями: мучились стричь. Помню одну старушку З., пришла к ней домой, на проверку, она лежит вся грязная, опухли ноги, я попросила её соседку, и та затопила баню. Я вымыла старушку, ногти выросли до невозможности – “аховые”... Соседка принесла ножницы, которыми стригут овец, не получается. Ломали с ней голову, чем бы стричь... Принесла она свежие листья алоэ, я туго приложила их к ногтям, полиэтиленом укутала, одела поверх простые носки, еще шерстяные носки и уложила старую женщину спать. Утром начала стричь – дело пошло, как по маслу. С тех пор я принимаю алоэ.
Был случай на прополке свеклы: одна женщина вдруг обмякла и упала на землю. Я сразу поняла: инсульт! Чтобы кровопускание сделать, не было под рукой большого шприца, да и времени нет на долгое раздумывание. Я от отчаяния воткнула иголкой все пальцы её руки, заструилась кровь, потихоньку начала делать ей уколы... Аллага шокер, спасла её. С тех пор знаю и всем советую, чтобы при признаках большого давления и угрозы инсульта просто проколоть кончики пальцев рук чистой иголкой.
Мои наблюдения как массажиста со стажем следующие: думаю, что от состояния позвоночника зависит все здоровье человека, так как спинной мозг связан с головным и с сердцем и другими органами, поэтому с самого рождения делала массажи детям и предупреждала развитие каких-либо отклонений в здоровье.
Все о детях
В молодости прочитала книгу о воспитании детей в семье Никитиных. Некоторые их приемы, действительно, хорошо помогли. Например, младенца с первого месяца надо брать за ручки и приподнимать несколько раз, массаж и гимнастика им здорово помогают, месячным детям можно читать книжки, показывать картинки, вообще, на прогулках с ребенком всегда обращать его внимание на что-то наверху – на листья, облака и т. д.
Думаю, как воспитаешь ребенка до 3 лет, таким он и будет жить всю жизнь. Когда я чистила картошку, говорила пятимесячному ребенку: вот пять картошек, почистили одну, осталась четыре – так постепенно учила их считать, когда ребенок учится сидеть, ползать, ходить, считаю время или его шаги. Все это делается ясно, спокойно, с одобрением его стараний и успехов. Еще самый ответственный момент, когда ребенок идет в первый класс учиться. От отношения к учебе, как к работе и удовольствию от этой работы зависит многое: как он будет относиться к труду, к своим способностям. Будет небрежное показное отношение к учебе ради оценок, ради учителя, то ребенок постепенно потеряет все внутренние, дарованные ему богом навыки к творчеству. Я дочь свою потихоньку учила вязать уже с трех лет. Главное, она поняла приемы вязания и с удовольствием освоила это дело.
С первых дней показывала детям игрушки, называя их: собаку – гав-гав, часы – тик-так, они, к моей радости, в четыре месяца правильно находили взглядом их.
Плач и нытье разве помогает?
Мне казалось, что все люди, многие осуждали меня за то, что “сдала” своих сыновей в кадетский корпус в городе Ишимбай. Никто не заглядывал в мое сердце, которое разрывалось от тоски по детям, от страха за них, что не смогу вырастить настоящих мужчин, что от отца-пьяницы они хорошему не научатся. Оставляя сыновей в кадетской школе, я ехала домой одна и всю дорогу плакала от жалости к ним. Утешала себя надеждой, что они получат хорошие знания, им легче будет поступить учиться в вуз.
А когда дочь Ляйсан оставляла в Уфе, в художественной гимназии-интернате, каждый раз всю дорогу в поезде я ревела белугой. Было обидно, что в самое нужное время, когда дети растут и учатся, нет рядом с ними ни отца, ни матери. Куда же мне их взять с собой – ни прописки, ни квартиры, и неизвестно, как и где я буду жить сама. Как у робота, у меня была одна мысль: надо заработать!..
Вот так без матери и отца росли мои дорогие дети. Все из-за того, что их отец не смог оторваться от бутылки. Он же сам рос избалованный, с двумя бабками. И я очень хотела, чтобы сыновья выросли самостоятельными, ответственными, чтобы снохи и внуки не обижались на меня...
Муж в пьяном угаре не раз сильно избивал меня, нанося телесные раны, и я могла бы его посадить в тюрьму, но подумала, что это повлияет на судьбу детей. Не знаю, откуда я это узнала, но никогда не писала на него бумагу в милицию. Действительно, когда сын стал работать анестезиологом в больнице, смотрели на судимость родителей.
“Мои Белоярские башкиры”
И дым Отечества сладок...
Александр Пушкин
Ведь как верно предрек мамин любимый поэт о том, что чужбина пробуждает в человеке самые нежные чувства к своей маме, отцу и родным местам...
В Белоярске мы организовали фольклорную группу “Хазина”, разучивали башкирские песни, танцы, мечтали сыграть даже спектакль на башкирском языке (как моя мама в далеких 60-х годах в Баймакском районе, в деревне Темясово организовала драмкружок).
Много хороших вспоминаний от работы в “Хазине”, про некоторые мероприятия я написала выше. Файма-апай была нашим главным организатором и вдохновителем. Она уехала жить к дочери – в город Пермь, а Венера с мужем переехали в город Учалы, в Башкортостан, остальные – здесь. Мы по средам встречаемся, репетируем по-прежнему, иногда организуем встречи, чаепития. По субботам убираемся в мечети, весной сажаем цветы вокруг него. Люди в Белоярске живут по-другому, мне кажется, что народ здесь добрее и мудрее – они ценят каждый светлый миг, благодарны за каждую улыбку, принимают советы, понимают просьбу... Я особенно поняла это после аварии. У меня столько помощников стало, они для меня – “Аллахы тэгэлэ илселэре”, ангелы-хранители, божьи посланники.
Да у нас на Севере сейчас и молодежь внимательная, отзывчивая. Иногда устанешь, где-нибудь остановишься, девушки или юноши подходят, спрашивают, чем помочь. Они помогут донести вещи, проводят до дома. Я не боюсь ходить вечерами по улицам. Шоферы уважительны к пешеходам, всегда пропускают, если сомневаешься и остановишься, то они машут рукой: проходите. Спасибо Вам, северяне мои дорогие, вы сохранили в суровом краю самое ценное – человечность. Просто главное условие выживания здесь то же самое: человеколюбие, терпимость, благородство души. Этому они научились у коренных народов – ханты, мансы, ненцы... Но я так скучаю иногда по своему Башкортостану. Хожу и представляю себе, что я на улицах Темясово, Назаркино, Максютово и в Уфе. Хорошо становится на душе, я разговариваю сама с собой на башкирском языке и всем улыбаюсь: “Добрый день вам, мои белоярцы, мои родные, мои башкиры!”
Продолжение следует...