Ничего невозможного нет,
иначе было бы неинтересно жить.
Светлана Пеунова, философ
Форс мороза не боится.
Поговорка назаркинцев
От составителя, Сарвар Суриной:
В Интернете написано кратко: “Деревня бурзян Назаркино относилась к тюбе Мунаш. В 1816 г. она состояла из 11 дворов. X ревизия показала 30 дворов со 180 жителями. Второе название деревни – Валиша.”
Башкиры называли еще “Эйек Наҙары” – “Назар на реке Ик”. Не зря деревни башкирские имели несколько названий. Чтобы от родного селения отвести беду, непрошеных гостей, сбить с толку карателей и чужеземцев, народ применял простую хитрость –давал деревне разные названия. Как бы там не было, всем известно, что деревня Назар – старинное поселение башкир из рода бурзян-монаш, на старом кладбище находили камни с высеченными арабскими буквами. Говорили, что надгробные камни поставлены до восстания Салавата Юлаева – “Салауат яуы”, то есть в начале 18-го века. Через деревню проезжал сам Емельян Пугачев.
После подавления восстания все башкирские деревни вдоль реки были сожжены. Потом они отстроились снова, на новых местах, но на своих же родовых землях. В начале 20-го века, в годы Столыпинской реформы, в Башкирию приехали много переселенцев – русские, мордва, мари, мишари, татары, чуваши. Они с жадностью бросились занимать плодородные, девственно красивые башкирские земли, строили села и города...
А земли у башкир были закреплены за каждым родом. И Белый царь – Иван Грозный смог привлечь башкирские племена к Русскому государству только на основе договоров – грамот. На этих грамотах четко указано, что башкиры имеют вечное право на свои земли, на веру, на свободное ведение хозяйства. За “дружбу” башкиры платили дань: мед, пушнина, лес и руда уходили в Русь, башкиры участвовали во всех войнах русского царя против иноземцев – бесстрашные и верные башкирские воины всегда были в авангарде русской и затем Красной армии. Башкиры создали 28 (!) полков против нашествия Наполеона в 1812 г. и первыми (!) вошли в Париж, Башкирия создала на народные средства 112-ю Башкирскую кавалерийскую дивизию, она прошла фронтовой путь от Сталинграда до Берлина, 78 воинов стали Героями Советского Союза! Ни одна дивизия на Великой Отечественной войне не дала столько Героев! Историки пишут, что башкиры – единственный народ, входивший в русское подданство с правом на земли, веру и свободу. Однако за пять веков дружбы и подданства башкиры болеё 70-ти раз (!!!) поднимались на восстания против злостных и коварных нарушений царскими наместниками этих грамот, численность башкирского народа сократилось в семь раз в борьбе за сохранение этих прав. И сегодня, в начале 21-го века, многие башкиры “бегут” из родных мест в поисках лучшей жизни, навсегда теряя свои земли, корни, язык и душу! Короче, “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!..”
Но пока мы читаем письма Анисы Иншаковой.
Перекочевала я к бурзянам
Я благодарила Аллаха сотни раз за то, что повернуло мою судьбу в сторону деревни Назаркино, она тянулась вдоль берега реки Большой Ик, была одним из отделений огромного совхоза “Октябрьский” Кугарчинского района Башкирской АССР. В Назаркино была большая ферма, зерноток рядом с автотрассой и перекрестком на станцию Тюльган, что в Оренбургской области, а село Исянгулово находилось в 13 км, до райцентра, села Мраково (от имени старика Морак) почти 55 км.
Уникальный говор русского языка
Итак, переехали мы в Назаркино. Семья моя – муж, двое детей. Я надеялась, что наконец-то отдалила своего муженька от максютовских самогоншиков. В первый день сижу на работе, улица пуста, никто не приходит в медпункт, наверное, забыли про его существование. Тогда я взяла сумку медицинскую, положила в неё все необходимое и пошла по домам. Зашла в первый дом, к дяде Роману, он был так удивлен, что медичка сама пришла к нему домой. Засмеялся, говорит, вот счастье навалило, теперь нам не дадут умереть, а ты, оказывается, такая красивая, простая и добрая...
Ласковые слова даже кошке приятны. Вот с таких “напутствий” началась моя работа в деревне Назаркино. Уж очень интересный был у них местный говор. Всегда с юмором, с пословицами да прибаутками, речь удивительно мягкая, певуче-игривая и оригинальная. Однажды, помню, пришла бабушка ко мне, говорит: “Ой-ой, дочка, сил моих нет, мослы, мослы болят!” Я никак не пойму, что же это такое “мослы”? Наконец догадалась спросить у неё: “Покажите, бабуленька, где больше болит?” – она показала... суставы. Слышу однажды, как мамаша девочку свою парное молоко заставляет пить: “Пей, грю, одни маклыки торчат! Худобишша! Стыдобишша! Хребтина-те, вон че! Ты вот, девка, не шибко удалась, вся в отцову породу, у тех вот тожа не ноги, а лытки! А мои, глянь-ко, хоть цалуй!"
Телесериалы в медпункте
Медпункт вскоре стал местом встречи бабушек со всей деревни. С улыбкой вспоминаю то время, когда шел показ телесериала “Богатые тоже плачут”. С утра пациентов нет – все повторно смотрят кино, а я успеваю бумажные дела сделать. После пополудня потихоньку собирается народ. Веду приём, делаю процедуры. В комнате ожидания разгорается спор, что сказал Луис Марии и почему он такое говорил и т. д. и т. п. Каждый повторяет слова из фильма, они галдят, как на птичьем базаре. Каждая баба по-своему анализировала сериал: кто-то одежду героев, кто-то характер, кто-то судьбу...
Мне всегда смешно было слушать их, но если мешали работать, просила прекратить разговоры. Как же они могли по-народному метко и умело обсуждать все кинофильмы, знать подробности из жизни любимых артистов и политиков. Телепередачи смотрели подряд, ничего не пропускали и говорили об этом так важно: "Смотрю по однерке", мол, по Первому каналу...
Но мне больше было по душе, когда они разговаривали о своей жизни, о рассадах, о погоде, о колядах... Старый новый год назаркинцы особенно ждали, называли Щедруха-обильный стол или Васильев вечер. Мне объяснили, что их святой Василий есть покровитель свиней, поэтому многие варили свиной холодец, варили свиную голову и разбирали по косточкам. Самое странное, что они умели гадать по кишкам и желудку свиньи, каким будет урожай. Говорили, что на Васильев вечер день прибывает на куриный шаг, то есть на один час. Выходили в полночь в сад и встряхивали яблони, для урожая. Еще в этот вечер люди боялись ведьм, даже мужчины не ходили одни, ходили гурьбой и пели, шумели, будто пугали и прогоняли нечистую силу.
Шеститка, семитка… и аллергия
Однажды пришла на приём старушка. Чистенькая, бойкая. Оказывается, приезжая, гостья чья-то. Она достала из кармана плаща кисет, в нем назначение на укол от врача из села Троицка, ампулы и таблетки. Я сделала ей укол, она осталась довольна и решила мне погадать, достала карты. В медпункте – не место для карт, я её попросила перейти на крыльцо. Она немного обиделась. И стала мне гадать, бросает ловко карты на крыльцо, у самой лицо то темнеет, то светлеет, сама беспрестанно шепчет: "шеститка, семитка, восьмитка". Я слышала, что так называют карты, когда играют, а когда гадают, то говорят: “король”, “валет”, дама”... И я взяла да отказалась слушать её дальше, и времени не было, и люди шли... До сих пор перед глазами её лицо. Зря я человека расстроила.
Один раз, летом, в полдень, сижу на приёме, вдруг резко открывается дверь. Мужчина падает на порог. Ужас: на глазах моих лицо его разбухает, увеличивается до невозможности! Я сразу поняла, что у человека аллергия. Бросилась к препаратам, оказала больному помощь. Еле отдышавшись, он уснул... Потом выяснилось, что его сжалила пчела: мужчина шел пешком из Максютово через тугай, там много цветов, много и пчёл. Если бы не зашёл в медпункт, он бы умер от отёка.
Жили-были в Назаркино божьи человеки...
Привет от старых “щиблет”!
Помню, в деревне Назаркино жил дед, Максим Калядин, он инвалид ВОВ – Великой Отечественной войны. Такой веселый был, гармонист. Когда я приходила к нему, он здоровался: “Привет от старых щиблет!” (от слова “штиблет”*) и всегда шутил, что научит меня танцевать “краковяк”**. Я, конечно, соглашалась, обещая, что как только будет у него полное выздоровление, приду и научусь танцевать с ним. А пока у него правая кисть не работала, а он – искусный мастер-плотник, трудоголик, и домик у него был самым красивым, и дети его выросли – все красивые, как на подбор: добрые и открытые.
Когда жена умерла, его дети не бросали, ухаживали и заботились о нём. И умер дед Михаил тихо, спокойно. Перед смертью он при мне позвал зятя и попросил его, чтобы при выносе его тела из дома зять обязательно играл на гармони! Зять сдержал слово, на проводах покойника поклонился народу, передал им последнее желание тестя и заиграл на гармоне незабываемые, любимые народные мелодии... Весь народ плакал, особенно его ровесники – ветераны Великой Отечественной, рабочие совхоза...
__________
* Штиблеты – мужские ботинки на шнурках или с резинками по бокам.
** Краковяк – это задорный польский танец, станцевать который под силу и профессионалам, и любителям.
Продолжение следует...