Как-то Ф. Галяутдинов подошел ко мне с предложением самому поставить мелодраму К. Тинчурина «Голубая шаль». Постановкой именно этой пьесы Аургазинский, будучи еще самодеятельным драмкружком, получил статус театра.
– При условии новой трактовки, – согласился я.
– У меня есть замысел поставить пьесу по-новому, с твоей помощью, конечно. Дело в том, что народ просит.
Просьба народа – это важно. Наш зритель и по сей день с удовольствием смотрит музыкальные мелодрамы «Голубая шаль» и «Галиябану». Эти две пьесы не устаревают. Новую трактовку мы не нашли, но манера игры актеров, постановка массовых сцен, особенно беглецов в лесу, соответствовали достижениям современного театра.
Вскоре на дипломную практику приехал студент того же Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Лек Валиев. В качестве своей преддипломной работы предложил мою пьесу «Умырзая» («Подснежник»). Пьеса дождалась своего часа и своей героини. Ею стала студентка второго курса Уфимского института искусств Хана Мингажева, ей шестнадцать лет, а ее героине Альфие – четырнадцать. Салиму играла Р. Сайфуллина, Башира – Р. Баянов, Гаяза – Ф. Галяутдинов, Кашифу – М. Ямалетдинова.
На репетиции ходили, как на праздник. Все было как-то по-другому: пьеса, совершенно не похожая на прежние, демократичные отношения между режиссером и артистами, полное и безоговорочное право каждого актера на импровизацию. Творческий состав работал, как единый организм. Спектакль родился легко, артисты играли с удовольствием. Играли долгие годы, во-первых, удобный для гастролей, поскольку мало действующих лиц, во-вторых, очень полюбился зрителю.
Пьесу «Умырзая» поставил Татарский передвижной театр (современный Театр драмы и комедии имени К. Тинчурина). Они гастролировали по всем городам России, где проживает татаро-башкирское население. Ставили его также многие народные театры.
В качестве дипломного спектакля Л. Валиев предложил драму Виктора Розова «В день свадьбы». Можно сказать, что в те годы это была самая популярная пьеса. Быстренько перевели ее на башкирский язык и начали репетиции. В финале – массовая сцена, поэтому работал весь творческий состав. Не теряя той атмосферы единомыслия, зародившейся еще на репетициях спектакля «Обжалованию не подлежит», питая ее от спектакля к спектаклю, мы осваивали все новые высоты. Усердие не прошло даром: спектакль завоевал любовь зрителей, театральная общественность дала высокую оценку.
«Смелые девушки»
Прочитал трагикомедию Тажи Гиззата «Смелые девушки». Пьеса написана в 1930-е годы. Ставили ее и в Татарском академическом театре, и в Башкирском академическом – зритель не принял. Не трудно понять, почему: автор буквально издевается над религиозными служителями. Не может же он петь им гимны, если от Бога отреклась партия. Народу не нравилось, и не только не нравилось, народ боялся смотреть представление, в котором высмеиваются веками, из поколения в поколение воспитанные святые чувства. Их не выкинешь из сердца разом только потому, что приказала партия. Для этого нужно время, смена поколений. Время прошло, длившаяся десятилетиями пропаганда сделала свое дело. Мы стали атеистами. Все больше стало появляться сценических произведений, высмеивающих религиозных служителей. Мы с удовольствием смотрели их и от души смеялись. Мы стали неверующими. Неверующие будут смотреть «Смелых девушек» и, не боясь, смеяться. А еще пьеса Тажи Гиззата, несомненно, талантлива. Здесь так же, как и в классических произведениях, подняты вечные проблемы, и это дает нам возможность создать актуальный спектакль, поднимающий сегодняшние проблемы. Иначе зачем браться за устаревший материал, зачем смеяться над муэдзинами? Их ведь сегодня нет, и мы уже давно не живем по их указке. Народ и власть, которая, опираясь на какие-то законы, обманывает народ, – эта проблема, конечно же, актуальна и сегодня.
Сценическое оформление спектакля было следующим: окружность поворотного круга разделена на три части. Перегородки – это стены и двери, обитые красной и черной тканью. Три части – это михраб (ниша во внутренней части мечети, где стоит мулла), комната дочерей хазрата и двор его дома. Над сооружением – навес, повернутый открытой стороной в зрительный зал. Он не двигается при повороте круга. Это – потолок. На потолке – большая открытая книга (Коран), на его листе след от грязной галоши.
Спектакль «Смелые девушки» получился большим полотном, поднимающим смелые проблемы, много массовых сцен. Сказать, что он получился удачным – ничего не сказать, успех был ошеломляющим. Успех спектакля – это успех либо артиста, либо режиссера, либо художника. В данном случае, я бы сказал, что успех «Смелых девушек» – это успех Салаватского театра. Коллектив, собрав все свои приобретенные в последние годы знания и возможности, достиг доселе невиданных высот. Х. Фахриев, игравший батрака Байтиряка, Р. Баянов – хазрата Шайхзамана, Г. Насырова – абыстая Юмабику, Г. Амирханова, Р. Адельшина, Р. Сайфуллина, игравшие их дочерей Зулькизу, Зульсагизу, Зульхамизу, Л. Фахриева, В. Хасанова, Ф. Сафина – смелых девушек Бибкайнур, Бибимиляушу, Бибигайшу, Ф. Бахтияров – Казыя, И. Валиев – Хальфу, У. Качкин – Муэдзина – все они создали интересные, правдивые, незабываемые образы.
Наш репертуар
Спектакль «Смелые девушки» завоевал высокую планку в творческой биографии театра, открыл новую страницу в его истории. В коллективе зародилось духовное единство, понимание, что миссия артиста не в том, чтобы заставить зрителя смеяться или плакать, а в том, чтобы воспитывать его, духовно обогащать. В те годы московский театр «Современник» называли коллективом единомышленников. Мы тоже, подняв такой лозунг, поставили себе цель стать театром единомышленников. Не уклоняясь от этих высоких требований, мы стали один за другим выпускать хорошие спектакли: «Сын солдата» А. Мирзагитова, «С законным браком» А. Атнабаева, «Бай и батрак» Х. Ниязи, «Страна Айгуль» М. Карима, «Эзоп» Г. Фигейреду, «Иргиз» по роману Х. Давлетшиной, «Если счастье улыбнется» Х. Вахита, «Перед смертью» Ш. Рахматуллина.
Разнообразный по темам и жанрам, самобытный и богатый репертуар привлекал все дворцы городов республики, на наших спектаклях всегда были переполнены залы. Мы уже могли позволить себе не выезжать в глубинку в осеннее или весеннее распутье, план и без этого перевыполнялся. Зимние гастроли устраивали в каком-нибудь городе или районном центре на 5–6 дней с участием всего коллектива. Декорации, музыка, освещение – все это вывозилось в стационарном варианте. Театр стал по-настоящему профессиональным.