Крестили ее в Михайло-Архангельской церкви села Михайловка (эта церковь советский период не пережила ни в каком виде). Образование получила в объеме семи классов сельской школы. Где-то в начале тридцатых годов Анна Степановна Краева перебралась в большое село Иглино (тогда там проживало около трех тысяч человек).
В Иглино она познакомилась с Филимоном Ивановичем Барановским, моим дедом, он был сельским шофером. В дореволюционную эпоху православная девушка вряд ли бы связала свою жизнь с парнем из старообрядческой семьи, но в тридцатые годы конфессиональная принадлежность перестала иметь значение. В 1939 году в Иглино Анна Степановна родила первого сына, мальчика назвали Владимиром. В 1939-1940 гг. мой дед участвовал в советско-финской войне. Во время Великой Отечественной войны он перегонял грузовики с передовой в тыл и обратно, был ранен осколком в голову. После войны Филимон и Анна поселились в поселке Куженкино Бологоевского района Калининской (ныне Тверской) области. В Куженкино Анна Степановна родила двух детей – в марте 1948 года моего отца, а в декабре 1950 года девочку, которую назвали Татьяной в честь бабушки. В советское время на православные святцы перестали обращать внимание.
Татьяна Филимоновна
Из двух дочерей Анны Степановны только Татьяне «удалось» передать эстафету митохондриальной ДНК будущим поколениям (Наталья родила двух сыновей). Детство и школьные годы Татьяна Филимоновна Барановская провела в Иглино. В Уфе стала работать продавцом. В молодости была красавицей, в нее влюблялось немало мужчин. Сама Татьяна полюбила совсем молодого, но задорного парня, он был моложе ее на два с половиной года. С 1971 по 1974 гг. ее избранник Валерий Борисович Корнев служил на флоте. В 1972 году он получил увольнительную, решил не терять времени, в общем, молодые сыграли свадьбу без регистрации в ЗАГСе. Корневой Татьяна Филимоновна стала в 1974 году. Родители Валерия устроили ее на работу на нефтеперерабатывающий завод имени XXII съезда КПСС. Проработала она на этом заводе секретарем более двух десятилетий, одно время директором предприятия был Муртаза Рахимов, моя тетя регулярно с ним виделась. Родила Татьяна Филимоновна двух дочерей – в марте 1975 года Елену, в октябре 1977 года Анну. Младшую дочь назвали в честь Анны Степановны. Итак, линия передачи митохондриальной ДНК прошла через двух Татьян и двух Анн. Прямо скороговорка какая-то: Таня родила Аню, Аня родила Таню, Таня родила Аню. Супружеское счастье моей тети оказалось не очень долгим. В 1982 году Татьяна Филимоновна развелась с мужем, после чего замуж не выходила, практически одна поднимала двух дочерей. Что же поделаешь, в советское время расторжение брака стало фактически нормой, а вот из предков Татьяны Филимоновны никто не разводился.
Анна Валерьевна
Моя двоюродная сестра Анна Валерьевна Корнева родилась в Уфе 28 октября 1977 года. За три недели до ее рождения была принята очередная конституция СССР, а через десять дней «вся коммунистическая партия, весь советский народ, все прогрессивное человечество торжественно отмечали 60-ю годовщину Великой октябрьской социалистической революции». Она выросла совсем непохожей на свою старшую сестру. В раннем детстве Аня выглядела как маленький ангелочек. Глядя на нее, было понятно, что это девочка, что называется, с тонкой душевной организацией. Детство провела не только с матерью и старшей сестрой, но и с бабушкой-тезкой, которую очень любила. В 1987 году с моей кузиной случилось неординарное событие. Она осталась одна дома, в дверь постучался какой-то пьяный мужик, перепутавший квартиру. Аня не на шутку испугалась. Страх перед пьяным мужиком, который ломился в квартиру и громко ругался матом, затмил ей разум до такой степени, что она решила спрыгнуть с балкона пятого этажа. От смерти ее спасли бельевые веревки на балконе четвертого этажа, в общем – отделалась небольшими царапинами и психологическим стрессом.
София-Магдалена
В январе 2011 года в Кракове Анна Валерьевна Корнева-Сурмач родила девочку. При желании ее можно было назвать Татьяной, дабы продолжить традицию чередования двух женских имен. Однако девочка получила польское имя – София-Магдалена. На бытовом уровне – Зося. Итак, моя двоюродная племянница изначально является этнической полькой, русского языка практически не знает, да и сама Анна уже говорит по-польски, как будто это ее родной язык. Впрочем, моя кузина все же пытается общаться с Зосей на русском языке. Воспитывают Софию-Магдалену в кришнаитских традициях, мясными продуктами не кормят. В августе 2015 года моя кузина вместе со своей польской дочерью приезжала в Уфу. Я с большим интересом изучал польский паспорт своей племянницы. Судьба человека часто бывает непредсказуемой. С большой вероятностью юная полька по фамилии Сурмач является единственной прапраправнучкой Матрены Григорьевны по линии передачи митохондриальной ДНК. И никто не знает, как сложится ее жизнь, в каком городе и в какой стране она родит свое чадо и передаст ли она в будущее вышеупомянутую «эстафету». Также трудно сказать, насколько ей будет интересна информация о далеких предках по женской линии.
Заключение
Итак, вниманию читателя была представлена краткая история жизни нескольких женщин – от вятской Матрены до краковской Зоси. Каждая из них меняла фамилию при вступлении в брак – такова традиция. Итого известно шесть фамилий – Леухина, Лопатина, Краева, Барановская, Корнева, Сурмач. А кто знает, может было бы не так уж и плохо, если бы женщина не меняла девичью фамилию, а девочка наследовала фамилию матери вместе с митохондриальной ДНК. Почти полтора века разделяют появление на свет Матрены Леухиной и ее прапраправнучки Софии-Магдалены Сурмач, средний интервал составляет около 29 лет. Наверное, предки Матрены по женской линии имели никак не меньше шести разных фамилий, ведь большинство вятских крестьян обзавелись фамилиями еще в допетровские времена. При желании можно изучить в историческом архиве Кировской области метрические книги села Кичма с 1850 по 1867 годы и выяснить имя и девичью фамилию матери Матрены, первой жены Григория Андреевича Леухина.