О книге стихов Оксаны Кузьминой («Оригами»)
Середина книги О. Кузьминой такова, что в ней словно происходит мука некой инициации прямо посреди и при свете и цвете дня. Звучит хоть и строго размеренно (что ещё усиливает эффект пустоты дня) музыка бесприютности какой-то, хоть – и голуби, и светло… Личная оставленность в такой размеренности, таков там голос в стихах, это стихотворения:
«Голуби»
«Цвет»
Характерно для О. Кузьминой, что в её музыкальности, монументальной эпической размеренности звучания лирического стихотворения растворяется, исчезает и теплота частной жизни, и столь желанная домашность… Поэта подчиняет общий звук и звучит он несколько обречённо, хоть и в общем торжественно. Как бы сам собой звучит… «Домик» оставлен, и домашности словно не достаёт, чтобы сама Вселенная сделалась домиком. Чтобы в листике, в капле найти себя и свой домик… Такое впечатление. Таково эпическое звучание в лирике. Напрашивается пробуждение, которое далее и происходит так, как оно происходит в одноимённом стихотворении Оксаны Кузьминой. Но далее напрашивается (как бы) и благодать в пробуждение. Как это происходит, если оно вообще происходит? Мы не отвечаем, читатель сам прочтёт замечательную книгу «Оригами».
Поэзия набирает силу. Её олицетворяет стихотворение о ветре-гарпунщике.
Или вот ещё:
Пробуждение
Это все замечается как-то не сразу,
Что исчезли в квартире немые углы.
Поначалу еще по привычке три раза,
Наподобие дьякона или муллы,
Тишина обойдет полукружие комнат,
Заметая одеждой свои же следы,
Заползая в чужой поэтический томик
Перепутанной веткой сухой череды,
Но уже, окрыленные, вдоль циферблата,
Как стрекозы, возникшие после зимы,
Разминают часы утонченные лапы
И кукушку у ельника просят взаймы,
И вот-вот заскрипят под ногами в паркете,
Все дощечки в паркете, которого нет…
И хрустальные туфельки звякнут в пакете
Для девицы с наследьем неношенных лет.
Последние стихи книги слабыми точно не назовёшь.
Бесприютность души соседствует в них с той же строгой музыкальностью и красотой. И темы важные. Отношения, разрыв, боль, преодоление одиночества, надежда.
Сильные стихи:
Забытые станции
Птицы забытых дорожных станций,
Ангелы сверхскоростного бога,
Это не вам суждено скитаться
И попрошайничать вдоль дороги,
Это голодные до простого
Окна ночной скоростной жестянки
Лунного хлеба и звездной соли
Просят у стареньких полустанков.
Сон подозрительный пассажирский
Рвется под корочкой, словно книга.
Ёко Тавада с лицом башкирским
Смотрит с обложки на мир безликий
…………………………………………………..
И опять – про обретение уже дома:
Дом с пирогом
И будет день. И будет дом.
И в этом доме много лет
Над щедрым кухонным столом
Мы не погасим мудрый свет.
Поверь со мною в этот дом!
Однажды ты войдешь в него
И скажешь: может, пирогом
Отметим день, как торжество?
И воздух, белый от муки,
Носов коснется и бровей.
Вот так и пишут от руки
Простое счастье для людей.
Как просто быть. Как просто жить.
Все неистраченные дни
Перемножать, а не делить.
Ты не один, мы не одни,
Никто-никто не одинок,
И каждый помнит пусть о том,
Что кто-то может для него
Мечтать о доме с пирогом.
Декларация счастья для всех, для каждого на фоне всё той же красивой, стройной, но бесприютности личной все же души поэтессы… Остаётся мечтать о доме с пирогом. Что ж, тоже утешение.
А вот это стихотворение так напоминает поэтику Светланы Хвостенко. Освоение бесприютности, в чистом виде. Без примеси её освоенности. Эту музыку сирости хочется заменить акварелью ребёнка, неумелой, но горячей и яркой. Чтобы согреть одинокую душу той или другой поэтессы.
Прощание
Попрощайся со мной, середина земли, мне уже не вернуться.
Это буду не я, изменившись до глаз, изменившая память.
Остаюсь, как озноб, я на коже твоих перекошенных улиц,
Ты запомнишь на ощупь историю маленькой дамы.
Ничего, ничего, ни полшага назад мне не надо бы. Надо?
Ни полшага в испуг, все нахлынет потом, с неизменного выше.
Я когда-то пойму: до тебя, до тебя все дороги крылаты,
Я пойму, я пойму: каждый город не ты, он в галактике лишний.
Попрощайся, как враг, чтобы вышло добро, как недавнее чудо.
Недостаток причин, он всегда неизбежен, как явь неизбежна.
По каким неотложным меня понесло? По серьезным как будто.
А мне помнится, были причины остаться. Они были те же.
Но никак невозможно, прощание здесь остаётся прощанием.
Далее, даже роскошная «Колыбельная» с Шаляпиным в ней всё же заканчивается (с уходом семейственности, родственников до спален) сирым личным изгнанием?
Колыбельная
…………………………………………
В полночь большую выходит изгнанник,
Обнятый наспех чужими домами.
Нет, Вселенная пока всё так же оказывается бесприютной, ночь, неосвоенная душой поэта – изгнание для него, не более того.
То ли сам этот мир так устроен, что:
Сон про мачты
Мы отчалили в эру птиц,
Одичалых и разнострунных,
Это ветер – то вверх, то вниз –
Распечалил немую шхуну,
Это ветер усилье крыл
В парусовые налил дуги,
И случайные друг у друга
Мы нечаянно проросли.
Нет, это просто поэтика, так звучит голос этих словосочетаний, и голос – прекрасен.
Он и на гране срыва остается спокоен. Здесь – вся Оксана Кузьмина собственной персоной.
Далее, мы подбираемся к развязке книги:
Ночные звонки
Попрощаться пора.
От ночных телефонных звонков
Не заблудится солнце гулять восвояси.
Попрощаться кочевникам двух часовых поясов –
Синей жилкой тайком задрожать на закрытом запястье.
………………………………………………………………………
Трогательно, тонко, атмосферно. Вот она, Вселенная-разлучница…
Но наконец звучит победно итоговое для всей книги стихотворение. Сильное, ёмкое, законченное. Его можно предъявить городу и миру. Свершилось:
Каватина капитана
Не говори мне, птичка, храбрая на плече:
«Не веселись, Энрико, если виолончель
В горле твоем, Энрико, нежит свою печаль,
Бьется безмолвной рыбкой в береговой причал».
Не говори: «Энрико, бойся пустой вины.
Что это там за шпага выросла из спины?
Что это там, Энрико, тянется полотном,
Тенью идет за смелым, солнечным кораблём?»
Да, это я, Энрико, красное с молоком!
Птичка, и я владею ветреным языком
Всяких иносказаний. Дай-ка, спою и сам:
Шире дорогу, шире странникам-господам!
Поняты все загадки, только не спать, не спать,
Рядом со мною люди, призванные мечтать.
Будет у нас однажды самый прекрасный день –
Пой, как поет Энрико. Но не скажи нигде,
Не проболтайся, птичка, не доверяй другим,
Как я нашел привычку каждому быть чужим,
Как я нашел искусство перепроверки слов
На эталонных гирьках от шутовских весов.
Не проболтайся, птичка, как я держусь едва,
Если бокалы бьются в трепетные слова,
Если любовь и вечность, их волшебство и лёд,
Мне обжигают кожу, а не наоборот.
Что позади – не важно. Знать бы, куда взглянуть.
Что мне воткнули в спину – главное, что не в грудь.
Не возвращайся, птичка, к песне былого дня,
Пой о моем веселье! Пой впереди меня!
Собственно, здесь и можно было бы закончить.
Но упомянем и о самом последнем в сборнике стихотворении, ибо оно – выход к чистому поэтическому счастью, от всех житейский перипетий, которые поэт вынес как бы на своём веку:
(А перед ним «Погружение» в глубину – как путь (единственный) к счастью свободного творчества. К свободному искусству и к самой поэзии.)
Селфи на фоне ливня
Девушка в шелковом белом платье
Делает селфи на фоне ливня
И специально лохматит пряди:
Ей – красиво.
Ей не мешает, что день не прибран,
Не унесён с бельевой веревки,
Смыт на окраину серой плитки
Рыжим крылом мандаринной корки,
Что закруглившийся год вернулся
В май из такого же точно мая,
Что полосатые стенки улиц
Будто и вовсе не высыхали.
Только она – на таком же фото
Прошлого года – немного младше.
Пальцем экрана коснётся кто-то,
Влево потянет – и всё.
Ты старше.
Конец