О книге стихов Оксаны Кузьминой («Оригами»)
Дарование Оксаны Кузьминой более восходит к роду, к общей, народной душе. М. Цветаева – слишком была индивидуальность, слишком распахнутость и беспокойство, последняя искренность и всеохватность одинокой влюблённой души. Она и закончила личной трагедией. То жестко-ограниченное звериное время, в которое она попала невольно, не вмещало свободных, широких и глубоких личных душ вообще. Время искусственного коллективизма, заряженного фальшивой идеей насильственной мировой Революции. Ненавистью жить нельзя.
Своих поэтов то время пожирало изнутри (вдолбленные ложные убеждения) и снаружи (физическая расправа). Гумилёв, Есенин, Мандельштам, Маяковский, Хармс, Введенский, Цветаева и прочие-прочие, многие достойнейшие творческие люди, русские философы и поэты бедствовали более даже всех людей.
Задушили М. Булгакова постепенно. Л. Добычин то ли утопился после его обсуждения в Союзе писателей, то ли ещё чего. Но так и не нашли ярчайшего писателя-современника лютых звероящеров-пропагандистов. Кто не был убит, как Гумилёв, был арестован, как Заболоцкий, Мандельштам, Хармс или выслан вон из страны, как русские религиозные философы, последняя опора истины в стране и смысла в русской жизни вообще. Свободных творческих душ то время не принимало. И трагедия Цветаевой относительно закономерна.
Культурологически и географически Уфа находится как бы в центре мира. Это ощущается двояко. С одной стороны, ничто здесь, кажется, не потрясает уклада культуры, слишком консервативной (русской или башкирской), до глубин, до основания. Зато живём-то мы, слава Богу, на горе, природа наша звонкая и яркая. В отличие от массовой культуры, опять же. И хребет уральский рядом с нами. Прочность. А степи и холмы – простирают твою душу, напротив, до бесконечности. У кого есть душа. Но это же и основа уфимского поэтического гения. Основательность, глубина и всеохватность. И оно же самое, зачастую – суть нетворческая консервативность, жёсткая ограниченность и ограничение всего талантливого. Другая крайность, как протест закатанному консервированию «отцов» – субкультура молодёжи, в жёлто, чёрном и прочем пуху.
Подлинная поэзия – это не только или не столько родовая душа, сколько осмысленное сопротивление слишком общей, безликой силе инерции, родовой или индивидуалистической.
Поэтому жить поэту, тем более одарённому, как Оксана Кузьмина, надо долго, чтобы свести воедино все концы и начала. Глубоко упавшее в землю зерно долго прорастает. Так и душа поэта растёт, соединяя собой землю и небо, как делают это уральские холмы и горы.
Попробуем прочесть некое «послание» читателю, заложенное в подборке О. Кузьминой. Главное, так сказать, поэтическое высказывание поэтессы. Первое стихотворение о «домике» в этом мире, «в деревне». Оно так и называется, «В деревне». Но мы начнём со второго загадочного стихотворения («Математика») о «брехливом нуле», структуру его составляют предание и математика. Две как бы противоположных силы, структурные композиты. Приведу полностью, такая «Математика» (а и математика может быть разная) определяет основную проблему подборки Кузьминой:
Математика
Оно в тебе уже – сказители
И ворожба,
Когда стеклянные числители
Коснутся лба.
И математик выйдет вовремя,
И ученик,
Но сквозь тоннели перечтенные
Любимых книг.
Неотменимое проклятие
Из пункта Б
Перекочует в подкроватие,
Как по трубе,
И в этом капельном синкопою
В тебя толпой
Пойдут за руку с землекопами
На брег пустой
Все тридцать три в огне изгнания,
А яблок пять…
Забрать их, спрятаться в Швамбрании!
Уйти в тетрадь,
Где нераздробленною вечностью,
Святой водой
По уроборосу сердечному
Течет рукой,
Как по спине вдоль позвоночника
Тоска и сласть,
И тесно-тесно многоточиям
В покой упасть
Шкатулок цельномалахитовых,
И платяных
Шкафов, и теремов нефритовых,
И расписных.
Но вот потянет за конечности –
И не проси –
Всесильный разум человечности
Ученых сил,
В разоблаченное наследное,
Как кум-король,
Войдет непризнанный, отвергнутый
Брехливый ноль.
Он над тобою насмехается –
Беззубый рот.
По четвергам старик является,
Учтивый, от…
Проблема, как читатель видит, недорешена. Тридцать три богатыря, предание, ворожба, родовое начало вышло, а проклятие всё же осталось «под кроватью». Такой структуры явно недостаточно. Что остаётся поэту, когда выходит родовое начало, а входит «брехливый ноль» (так опустевший двойник поэтессы воспринимает проклятие, пусть числовое). Об этом в стихотворении – ни слова. Но только обращение к фигуре собственно человеческой и божественной одновременно и можно покрыть такой родовой ноль, выраженный математически. Полнота бытия-жизни в отсутствующей в стихотворении фигуре (метафоре-символе) Христа, Спасителя души человека и вочеловеченного Бога (а не в частном домике или в общей математике). Сын как частное лицо и носитель родового начала есть и Абсолютное число: есть оно – и за нулём, по ту сторону точки отсчёта. Здесь тайна остаётся, нулём не пожираемая. Но это и стихотворно может быть выражено также. И мы видим, что постановка проблемы стихотворением может быть иной, чем у О. Кузьминой, и может быть выраженной более полно. Её стихотворение не отвергает, а лишь упускает такую постановку.
Можно превзойти такой математический «ноль» («брехливый» и равно правдивый) тем же математическим, но уже абсолютным числом, или высшей реальностью, стоящей за иррациональными числами. Не будем их перечислять, ученики знают. Да, это не то «родовое наследие», о котором в стихотворении обречённо говорится, как обо всём преходящем и временном. Но такое родовое должно влиться в сыновье наследие, воссоединиться с частным человеческим началом, известным нам по курсу Священной истории и выраженной фигурой Сына Человеческого. Иначе во всей человеческой истории нет никакого смысла, и побеждает историю «брехливый ноль». «Всё вечности (времени) жерлом пожрётся» /Державин/.
Итак, ни «домик в деревне», ни «брехливый ноль» не выражают пока полноты жизни.
И то и другое, «домик» и жерло времени («брехливый ноль») «уютно» расположились по эту сторону бытия (он, «проклятье», под кроватью), и, в общем, выражают они одну и ту же идею не вечной, а как бы преходящей жизни. Жизни не полной. В стихотворении Кузьминой идея ненадёжной и скоротечной посюсторонней жизни названа «проклятьем», и потому она лишь страшит лирического персонажа, а не открывает ему и читателю всей полноты и вечности жизни единой.
Собственно, сильные стихи и не могут оставаться таким вот «домиком» в себе. Напротив, сильные именно и сталкиваются с любой ограниченностью жизни по эту сторону. Стихи невольно (в силу своей уже силы) сталкиваются с ней, с этой как бы для многих жёсткой границей жизни-бытия и пытаются за неё заглянуть.
Сильные стихи – всегда поверх всех барьеров. Стихи Кузьминой доросли до такой границы, кажется, вот-вот они стронут её и прорвутся к мировой гармонии, от домика в деревне – ко Вселенной как к дому души поэта.
В этом их обещание совсем иной прелести, и поэтическое послание читателю… Это авторское ожидание прежде всего, обычный читатель мог бы удовлетвориться и так поставленной проблемой. Мало ему, что ли, своих, житейских задачек? Но обывателю много от поэзии не надо. И ожидания его слабые, сонливые, на сытый желудок. Другое дело неуспокоенный, дерзновенный стих. И поэт вместе с таким посылом…
И стихотворение «Человек-черепаха» – о том же поиске смысла жизни, подлинности её. О вечном движении от своего уютного и как бы надёжного «домика» к открытой истине, к полноте жизни-бытия. Поэт не в силах остановить рост своего творческого сознания, замкнуться-отгородиться (родственниками-детьми) от божьего мира в собственном дому и с «проклятьем под кроватью». Жизнь поэта напоминает вокзал из второго стихотворения подборки Кузьминой. Там-то и блеснёт-откроется только бродяге, бездомному, страннику (поэту) – сладкая и желанная вечность, настоящий его дом. А против жёстко ограниченного, своекорыстного и расчётливого домохозяина и черепаха – Человек.
Стихотворение «Роща», такие омытые берёзовые образы, даже рифмы, действуют благодатно на душу читателя. Чистая пейзажная лирика.
Следующее стихотворение о неизбежном расставании. По-детски грустное, с искренними носами за стеклом и даже волоском на одежде, который один ещё и верит в бывший союз двоих.
«Вечерний гость» образно хорош:
…купола
Пиал зациклятся на танце
Над круглым островом стола
Взлетать и снова приземляться…
Стихотворение о разной природе света, умно, тонко выраженной в строчках поэтессы О. Кузьминой.
Далее идут подряд умелые стихи (начиная с «Оригами» до «Энхедуанна»)
об изменении сознания поэта при помощи стихотворения, его ритмов и рифм. Это искусство есть практическое действие, это правда.
Снова пейзажная лирика:
«Цветение лилий»
Все водоемы – глазки дверные
В тайные комнаты водных лилий.
…………………………………….
Как всегда у Кузьминой, она – обаятельная.
«Человек» быть человеком может только среди равных себе, иначе он распыляется на множество космических точек (об этом следующее стихотворение Кузьминой):
………………………………………………………..
И тогда отыскать в целом мире нетрудно,
Тех, кто с ним согласится скитаться на равных (кода).
На самом деле, кажется нам, это – как раз самое трудное.
Сказка:
…………………………………………………………
Меняет ящерка река ночную кожицу-чулочек
………………………………………………………….
Чудесно.
И далее, за «Сказкой» следуют стихи на сказочные мотивы: «Колыбельная на Ко Тао» (Кота?), и таинственная Усадьба «Птеродактиль» с характерным платоновским мотивом «узнавания-припоминания». Две умелые и симпатичные пиески, как говаривали раньше.
И ещё мистическое стихотворение «Зеркальце», о таком как бы естественном чуде, заглянувшим к поэту, словно невзначай:
………………………………………………………………………….
Но дверь однажды отворив
На стук, ты вдруг увидишь чудо:
Оно пришло и говорит.
Само пришло из ниоткуда.
И далее вниз по книге О. Кузьминой «Оригами»…
Окончание следует…