Василий Михайлович Перчаткин, старейшина русского писательского цеха Республики Башкортостан ушел из жизни в 2015 году, оставив нам богатое наследие. Его произведения — это не просто книги, это уроки мужества и стойкости, это призыв к совести и справедливости. Его голос, выстраданный сердцем, до сих пор звучит, напоминая нам о том, что такое истинная литература и что значит быть человеком.
Василий Михайлович Перчаткин — имя, которое, возможно, не гремело на всю страну, но которое навсегда вписано в историю башкирской литературы и журналистики. Он был человеком своего времени, с его противоречиями, надеждами и трагедиями. Его биография — это не просто перечисление дат и мест работы, это история жизни, выкованная в горниле эпохи, отмеченная и радостями, и глубокими ранами, но всегда — верностью слову и истине.
Родившись на хуторе Перчаткино в далеком 1919 году, Василий Михайлович с ранних лет познал жестокость и несправедливость мира. Раскулачивание отца, его изгнание в Сибирь, откуда он так и не вернулся, — эта личная трагедия навсегда оставила след в душе писателя, сделав его голос особенно чутким к боли и страданиям простых людей. Этот опыт ранней потери и несправедливости стал не только личной раной, но и источником вдохновения, пронзительной искренности, которые пронизывают все его произведения.
Путь Василия Михайловича в журналистике и литературе не был прямым и легким. Учеба в областной партийной школе в Уфе, работа в редакциях газет в Белорецке, Уфе, Бирске — все это формировало его как профессионала, закаляло его характер, позволяло ему вживую наблюдать за жизнью страны, видеть ее проблемы и противоречия. Работа в газетах была для него не просто средством заработка, а возможностью донести до людей правду, защитить слабых, призывать к справедливости.
Газетный труд стал для Перчаткина больше, чем работой — судьбой! Он в пожилые годы с ностальгией вспоминал: «Мне едва ли не каждую ночь снится, что я снова работаю в родной газете, езжу в командировки, беседую с людьми, делаю записи. Просыпаюсь, и на душе горько, горько… Я бы не желал вам в будущем переживать такое чувство утраты».
Писать Василий Михайлович начал еще в конце 30-х годов XX века, когда страна жила в предчувствии войны. Его произведения, будь то повесть «Журналисты» или романы «Возвращение любви», «День начинается с забот», «Не сотвори кумира», «Жертвы коршуна», — это не просто рассказы о жизни, это попытка осмыслить свое время, показать его героев и антигероев, его достижения и трагедии. Он писал о том, что волновало его больше всего: о любви и предательстве, о верности и лжи, о справедливости и несправедливости, о человеческом достоинстве и его поругании.
Однажды, в одном из дальних колхозов, Василий Перчаткин ездил с председателем колхоза, знакомясь с хозяйством, о котором нужно было написать материал в газету. Посмотрели поля, где Василий Михайлович дал несколько полезных советов, затем побывали на ферме, где он показал хорошие знания животноводства. Председатель был искренне убежден, что Перчаткин окончил два факультета сельскохозяйственного института — агрономический и зоотехнический, и долго отказывался верить тому, что его собеседник имеет только партийное образование.
В 1962 году Василия Михайловича направили в Бирск для организации выпуска там межрайонной газеты на трех языках. Он быстро подобрал штат, сформировал трудоспособный коллектив, подучил людей, щедро делясь своим богатым опытом. 1 июня 1962 года вышел в свет первый номер газеты «Победа», который стал любимым изданием сельчан. Многие материалы для нее писал сам Перчаткин. Биряне до сих пор помнят, что именно после опубликования его хлесткого фельетона была отремонтирована водоколонка по улице Чеверева в Бирске.
В 1964 году Василий Михайлович вновь вернулся в родную газету, где проработал еще два десятка лет. После некоторого перерыва, в 1993–1997 годы, он трудился в газете «Известия Башкортостана», затем полностью посвятил себя писательскому труду. С 1959 года он входит в журналистскую и писательскую организации республики.
Роман Василия Михайловича Перчаткина «Возвращение любви», увидевший свет в 1980 году, стал значительным явлением в башкирской литературе, принеся автору широкое признание и популярность. Этот роман — не просто рассказ о жизни колхозной молодежи, это проникновенное исследование человеческих отношений, сложностей выбора и поиска своего места в жизни. Главной темой произведения стали колхозы и колхозники, а точнее — судьба молодого поколения, выросшего и формировавшегося в условиях советского села. Перчаткин не идеализирует сельскую жизнь, не рисует ее в розовых тонах. Он показывает ее такой, какой она была на самом деле, — с ее трудовыми буднями, радостями и печалями, с ее героями и антигероями.
В центре внимания автора — сельская молодежь, ее духовный рост и становление. Перчаткин показывает, как молодые люди, выросшие в условиях колхозной жизни, формируют свое мировоззрение, как они выбирают свой путь в жизни, как они стремятся к счастью и любви.
Автор с глубоким пониманием раскрывает психологию своих героев, показывает их внутренние конфликты и противоречия. Роман Василия Перчаткина стал в 1980 году не только заметным явлением в литературе, но и оставил яркий след в сердцах читателей.
Другой роман Василия Перчаткина «Не сотвори кумира», опубликованный в 1989 году, стал важным произведением, отразившим переломный момент в истории страны — период перестройки и гласности. В центре внимания автора — сложные процессы, происходившие в обществе. Перчаткин показывает, как благие намерения могут искажаться, как волюнтаризм и бюрократия могут стать барьером на пути прогресса.
Роман отличает острый, динамичный сюжет, который держит читателя в напряжении от первой до последней страницы. Главный герой произведения — председатель колхоза Прохоров, человек честный, принципиальный, болеющий душой за свое дело. Он решает выступить против волевого стиля руководства председателя облисполкома Бурмагина, который, используя свое высокое положение, фактически парализует работу колхоза.
Противостояние Прохорова и Бурмагина — это не просто конфликт двух характеров, это конфликт двух мировоззрений, двух подходов к управлению. Перчаткин показывает, что борьба за правду — это нелегкий путь, что он требует мужества, стойкости, готовности идти на риск.
Прохоров, отстаивая свои принципы, сталкивается с многочисленными препятствиями, подвергается давлению со стороны начальства, становится объектом клеветы и интриг. Но он не отступает, он продолжает бороться, веря в свою правоту.
Борьба помогает Прохорову не только отстоять свои принципы, но и вернуться к активной созидательной жизни, обрести личное счастье. В конце романа он не только восстанавливает справедливость, но и находит свою любовь, что становится для него символом надежды на светлое будущее.
Название романа — «Не сотвори кумира» — не случайно. Перчаткин предостерегает читателя от слепого поклонения авторитетам, от обожествления власти. Он призывает к критическому мышлению, к способности видеть недостатки и бороться с ними. Он показывает, что истинная сила — не во власти, а в правде, в честности, в верности своим принципам.
Вообще во всех романах Перчаткина, словно в зеркале, отражается судьба целого поколения, пережившего войны, репрессии, лишения, но не потерявшего веры в человечность. В его произведениях нет ни прикрас, ни идеализации, но есть глубина чувств, тонкое понимание психологии человека, и неизменное стремление к правде. Он не боялся говорить о проблемах, которые волновали многих, но которые не всегда было принято выносить на публичное обсуждение.
Вот что писала о Перчаткине газета «Истоки» в 2024 году:
«Василий Перчаткин — наш земляк. Его роман "Жертвы коршуна", увидевший свет в 1999 году, произвел на меня очень сильное впечатление. Автор посвятил его памяти своих родителей — Михаила Сергеевича и Марии Александровны.
20-е годы, Южный Урал. В трудах и заботах текла крестьянская жизнь семьи Русановых, пока не грянуло раскулачивание. Об этом суровом времени во многом автобиографичный роман писателя — своего рода слепок того неимоверно сложного и противоречивого отрезка истории Советской России. Скажу откровенно: душа плакала и сердце обливалось кровью, когда читал строки о жестоких репрессиях и диком произволе со стороны новой власти. Даже гений Шолохова не вызывал во мне таких острых чувств, когда вечерами я склонялся над "Тихим Доном"» (Из статьи «Жертвы коршуна» Юрия Позднякова).
Другие его произведения — это тоже честный, откровенный разговор с читателем, это попытка понять, что делает человека человеком, и что заставляет его опускаться на дно.
Василий Михайлович никогда не гнался за славой и признанием. Он просто писал, потому что не мог не писать. Он писал, потому что чувствовал свою ответственность перед прошлым и будущим, потому что хотел оставить свой след в истории, потому что не мог молчать, когда видел несправедливость. Его творчество — это не только литературные произведения, это свидетельство эпохи, это голос совести, который звучит и сегодня.
В его романах мы видим не только отражение эпохи, но и пронзительную человечность, глубокое понимание психологии и искреннюю веру в силу добра. Он заслуженно носил звание заслуженного работника печати РФ и РБ, но его истинное звание — это звание писателя, который писал не по заказу, не ради славы, а по велению сердца.
Он был не просто писателем, он был свидетелем эпохи, летописцем человеческих судеб, и его имя навсегда останется в благодарной памяти тех, кто ценит правду и искренность.
Произведения:
Повесть «Журналисты» (1958).
Перчатки, В. «Огоньки зовут: из опыта работы учреждений культуры» [Текст] / В. Перчаткин. — Уфа, Башк. кн. изд-во, 1961. — 80 с.
Перчаткин, В. М. Возвращение любви: роман / В. М. Перчаткин. — Уфа: Башкнигоиздат, 1980. — 352 с.
Перчаткин, В. М. День начинается с забот: роман / В. М. Перчаткин. — Уфа: Баш. кн. изд-во, 1984. — 112 с.
Перчаткин, В. М. Не сотвори кумира: роман / В. М. Перчаткин. — Уфа: Баш. кн. изд-во, 1989. — 280 с.
Перчаткин, В. М. Жертвы коршуна: роман / В. М. Перчаткин. — Уфа: «Китап», 1999. — 272 с.