Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
14 Апреля , 11:00

Слов набат

Маяковский писал стихи и поэмы. Был публицистом. Талантливо рисовал. Зримый облик послеоктябрьской эпохи нельзя представить без плакатов, рекламы, эскизов театральных декораций, сделанных Маяковским. Он пробовал силы в молодом тогда кинематографе и как сценарист, и как актер. Знал вкус устного выступления, работы с массовой аудиторией. Он оказал большое воздействие на становление советской театральной культуры. И везде оставался поэтом. «Я – поэт. Этим и интересен», – так начинается автобиография Маяковского.

Поэт – не просто человек, умеющий писать стихи, рифмующий строки. Маяковский, наверное, согласился бы с Блоком, утверждавшим поэзию как судьбу. Но непременно добавил бы, что поэзия – это и дело. «Нам слово нужно для жизни», – писал Маяковский, рассказывая о начале пути в литературе. Уже его дебют свидетельствовал о нем как о поэте большой социально-действенной темы. В поэмах «Облако в штанах», «Война и мир», «Человек» он выступил достойным преемником великих традиций русской классики – ее гуманизма, демократизма, внимания к жизни. Отсюда его признание: «Я... говорю вам: мельчайшая пылинка живого ценнее всего того, что я сделаю и сделал»…

От классических традиций у Маяковского – и столь присущее ему отношение к искусству по самому высшему счету, неприятие эстетства, салонности, эгоистического самолюбования.
Как художник революции Маяковский отстаивал и утверждал именно действенность слова, поэтической строки, плаката, фильма, театральной постановки. Он называл поэта «заводом, вырабатывающим счастье». Он уподоблял труд художника труду крестьянина. Для него не было больших и малых дел, а была общая работа, освещенная светом социалистического идеала. Отсюда – внутренняя эпичность, масштабность творчества Маяковского.
У него все было крупно – личность, мысли, чувства: «громада любовь, громада ненависть». Его герою было тесно на земле, и действие стихов, поэм Маяковского выплескивалось в космос: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!». Поэт жил современностью, заботами текущего дня, но при этом мечтал о будущем. Он постоянно поверял современность будущим, приветствуя, торопя приметы нового в жизни, в характере человека.
От максимализма Маяковского – образная система его произведений. Достаточно вспомнить хотя бы грандиозную метафору «революция – всемирный очищающий потоп», которая пронизывает «Мистерию-буфф», подчиняет себе действие пьесы, определяет ее звучание, что, кстати, подтверждает мысль о том, что и в драматургии Маяковский оставался прежде всего поэтом.
Новаторство Маяковского проявилось в том, что он сумел политику, социологию, историю сделать фактами большой поэзии. Лирическая энергия связывает, цементирует эпизоды поэмы «Хорошо!». Многие из них написаны сжато, энергично, почти документально. Читая поэму, испытываешь чувство, что события ее – подготовка восстания, штурм Зимнего, трудные, героические будни послеоктябрьских лет – все это происходит, свершается буквально у нас на глазах. Каждый из эпизодов, при всей его сдержанности и лаконичности, несет большое поэтическое обобщение…
Невозможно ни повторить, ни продолжить, продлить Маяковского, впрочем, как и любого другого поэта. Наше счастье в том, что Маяковский с нами и сегодня, что он наш старший современник. Поэт и сегодня участвует в наших спорах, в нашей борьбе за боевое, устремленное в будущее искусство России.
Автор:Борис ЯМЩИКОВ
Читайте нас: