Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
12 Ноября 2023, 15:16

Буйническое поле поэта Константина Симонова

Доживи он до нашего времени, то ему 23 ноября 2023 г. исполнилось бы 108 лет. Он родился 23 ноября 1915-го в Петрограде в семье профессионального офицера. Его детство прошло в Рязани и Саратове, где он окончил семилетку и школу ФЗО. Семья в 1931 г. переехала в Москву. Здесь будущий поэт работал на московских заводах токарем. Душа его жила поэзией. Из Москвы он уйдет в большую армейскую жизнь и станет знаменитым поэтом.

У меня свежа в памяти встреча с московскими писателями и поэтами, которая произошла много лет тому назад в Рижском доме офицеров с политработниками Прибалтийского военного округа. То были сборы начальников гарнизонных Домов офицеров, солдатских клубов и библиотек, редакторов дивизионных газет, старших инструкторов дивизий округа по культурно-массовой работе. На встречу с нами приехали из Москвы писатель Леонид Леонов, поэты Долматовский, Исаковский, Константин Симонов.

Вместительный зал дома офицеров горячо встречал выступления российских поэтов и писателей. Они читали нам свои стихи поры Великой Отечественной войны, рассказывали и вспоминали о своей корреспондентской деятельности того времени.
Всю жизнь я буду помнить полковника – поэта, драматурга, писателя, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Константина Михайловича Симонова. Помнить его, высокого и статного, с шевелюрой седых волос, со специфическим, только ему присущим голосом, с картавинкой. Конечно, речь зашла о его стихотворениях «Жди меня, и я вернусь», «Корреспондентская застольная», ставших песнями. И вот что он нам рассказал.
В годы Великой Отечественной он был, как и многие другие поэты, корреспондентом газеты Западного фронта «Красная звезда». В свои 25 лет он стал свидетелем героического сражения наших воинов в июле 1941 г. под Могилевом в Белоруссии. Он назвал тот июль горячим и горьким, а сам 1941 год – годом неразберихи и отступления наших войск. Рассказал о боях за Могилев, где сражались бойцы 172-й стрелковой дивизии, преградившие путь частям танковой группировки Гудериана и четвертой армии гитлеровских войск. Дивизией было отражено 27 танковых атак противника. Упорные бои шли беспрерывно три дня и ночи. На Буйническом поле под Могилевом на участке, где держал оборону полк полковника Семена Федоровича Кутепова, было уничтожено 39 фашистских танков. Этот подвиг ценой собственной жизни совершили войны под начальством Кутепова. В самый разгар боев в Затишье, где размещался штаб дивизии, прибыли на машине четыре военных корреспондента: К. Симонов, П Белявский, П. Трошкин и Е. Кригер.
Ночью Симонов и Трошкин в сопровождении штабного офицера выехали на участок обороны 388-го полка. Участком обороны и было Буйническое поле площадью 68 гектаров. Поэтов встретил высокий и строгий полковник. Он и оказался Кутеповым.
– Какие корреспонденты! – кричал он. – Какие корреспонденты могут быть в два часа ночи? Кто вас сюда послал? Вот я вас положу на землю, и будете лежать до рассвета.

Я потом перечитал симоновский дневник «Разные дни войны» и скажу, что и по сей день размышления К. Симонова – это самое сильное и честное свидетельство человека, прошедшего через все военные перипетии. Ему было всего 25 лет от роду, и у него не было ни одной сединки в черных густых волосах; он еще не написал самого знаменитого своего стихотворения «Жди меня». Увидев это сражение и чудом оставшись в живых, он станет совсем седым. Отсюда, с боя под Могилевом, поведут его фронтовые дороги в Крым, он побывает с десантниками-разведчиками за Полярным кругом, посетит командира Шаймуратова и напишет прекрасный очерк «Одна минута, не похожая на войну» о доблестных воинах башкирской дивизии. В ней есть такие строки: «Высоки на Урале горы, широки за Уралом степи, воюют за землю свою и воду джигит и его конь. Далеко, за тысячу верст, где они родились, – в воронежской степи, под знойным солнцем юга поют башкирские джигиты свою старинную песню “Урал”. Правнуки Салавата Юлаева, сражавшиеся вместе с Пугачевым за свободу русской земли и честь своей Родины, воюют за великую Россию». Этот очерк был опубликован во многих армейских газетах и в «Красной Башкирии» (4 августа 1942 года).
Впоследствии он станет большим другом нашего поэта Мустая Карима, переведет с башкирского языка на русский ряд его стихотворений, в том числе «Снег идет», совершит вместе с Мустаем Каримом творческую поездку в Индию. Но это будет после войны. А 7 ноября 1941 г. он побывает в окопах Сталинграда, будет посылать репортажи из осажденной Одессы, станет живым свидетелем подписания акта в безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. И все же за этим и многим другим в творческой и человеческой судьбе Буйническое поле занимает главное место. Оно стало его судьбой и подвигом, высшей мерой отваги тех, кто там сражался и выстоял.
Поэт честно признавался: «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом, но и у меня есть кусок земли, которой мне век не забыть, – поле под Могилевом. Бои происходили на юго-восточной окраине Могилева, между шоссе Могилев – Бобруйск и железной дорогой. Я дважды после войны был там, на этом месте, и узнал его».
Сейчас там стоит обелиск героям войны и лежит большой камень, привезенный из-под Минска, с выбитой фамилией писателя и надписью на обратной стороне: «Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 г. и завещал развеять здесь свой прах». Воля писателя и поэта К. Симонова была исполнена. Пепел его развеян на Буйническом поле. Так окончательно слилась его судьба с судьбами тех, чьи снаряды били по фашистским танкам. А в областном центре вблизи городской площади встречаются две улицы – улица полковника Кутепова и полковника Симонова.
Я, к сожалению, не знаю, что представляет собой Буйническое поле сейчас. В годы Великой Отечественной войны Оно было начинено металлом и обильно полито кровью. До перестроечного времени там находилось хозяйственное учебное заведение СПТУ, оно выпустило 32 тысячи специалистов сельского хозяйства.
Хочется, чтобы преподаватели и ученики, наши братья по оружию белорусы, довели до сердец суровую правду о героях Великой Отечественной войны и о поэте К. Симонове. Чтобы они прикоснулись к этой суровой и доброй Земле и поняли, как нелегко было здесь под огнем 1941 г., чтобы поклонились писателю, который всю свою жизнь до последнего часа посвятил священной памяти героев войны. Чтобы молодежь знала и чтила вместе с нами великого поэта.
Мы не забудем его стихи, песни, пьесы, воспевающие солдатскую доблесть, верность отчизне, любовь к ней. И живет во мне вера, что дружба между Россией и Белоруссией – кино- и телефильмы, неисчислимые беседы с фронтовиками-рядовыми, военачальниками, песни и километры магнитных лент – все это может оживить нашу память о поэте.
Обращаясь к Симонову, его стихам, мы чтим память о нем, отдаем дань уважения как классику русской литературы. Сами обогащаемся его словом, чувством, мыслью, озаряемся его литературным и воинским подвигом.
Имя поэта, писателя, драматурга, публициста, киносценариста К. Симонова – на борту океанского теплохода, воспетое поэтессой Майей Луговской:
На судьбу не будет жалоб,
Все идет законным ходом,
В гости Симонов пожаловал –
Океанским теплоходом.
Он светится у причала
В новом качестве дородном,
Жизнь начал свою сначала,
Ставши в памяти народным.
Всю свою жизнь К. Симонов оставался журналистом и солдатом. Его влекли дальние края и люди, горячие точки.
В последние годы он был смертельно болен и знал это, но и в поединке с болезнью продолжал оставаться солдатом, находил в себе силы работать, встречаться с друзьями, шутить и незадолго до смерти написать такие строки:
Подняв трех дочерей и сына,
Пройдя сквозь девять пятилеток,
Стал под напором медицины
Ходячим кладбищем таблеток!
И, чтоб не растащили внуки
Свой уж давно целебный прах,
Советской завещал науке
Развеять на семи ветрах.
Он вернулся к ним навсегда и в своих стихах и песнях остается с нами. Его заслуги высоко отмечены Родиной: он был награжден тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной Войны I степени, орденом «Знак Почета», чехословацким Военным Крестом и орденом Белого Льва. За участие в боях на Халхин-Голе удостоен монгольского ордена Сухе-Батора.
Автор:Борис ЯМЩИКОВ
Читайте нас: