Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
14 Февраля 2023, 15:00

Иван Крылов из моего детства

Как вы понимаете, дорогой читатель, речь в моей статье пойдёт о притягательной и поучительной силе басен, принадлежащих перу русского поэта Ивана Андреевича Крылова, который жил на стыке восемнадцатого и девятнадцатого веков.

Как протекает творческий процесс у писателя? На этот вопрос никто не даст однозначного ответа. Случается, что солнечный луч, заглянув в окно, вызовет желание писать. Бывает, что холодный день удерживает за письменным столом и помогает поддерживать вдохновение в горячем состоянии. Мне кажется, что творческий накал Крылова искал истоки и поддержку в действительности вокруг писателя: всё имело свою значимость. Это я поняла, сама став писателем.

Писательская душа – тонкая субстанция, с ней не поспоришь и не покомандуешь ею. Книги любимых авторов, раскрытые ими сюжетные линии вдруг принесут озарение в выборе темы предполагаемого очерка. Иван Андреевич Крылов из моего детства и вечного Бытия вдохновил на творчество не одно поколение писателей.

И тогда это уже вопрос профессионального единства, взаимоуважения и почтения к писательскому труду коллег. И мне хочется выразить глубокое уважение творческому наследию Ивана Андреевича Крылова, мастера поэтического слога, величайшего психолога человеческих душ, ценителя богатства жизни, сотворённой Божьим Замыслом, где доминантой является Любовь.

В человеке всё начинается с осознания в себе приятных ощущений проявления любви со стороны родителей и близких. Эта любовь бумерангом возвращается в окружающий мир и природу.

Так начиналось и у меня. В дальнейшем моё чувство милосердия, любви к ближнему укреплялось во время прочтения народных сказок, прогулок во дворе дома, где жила наша семья, когда мы не оставляли без внимания ни одну кошку и собаку. Погладить их, сказать доброе слово было делом обыденным, привычным, хотя и традиционным, обязательным. Мы, дети нашего двора, выносили из дома припрятанные косточки, кусочки хлеба, колбасы, чтобы покормить обитателей подвалов и подворотен, четвероногих друзей, безымянных и лишённых защиты своих родителей.

Сия школа была действенной. Чувство сострадания возникает у меня и поныне, когда вижу на улице бездомную кошку или собаку. Позднее, учась в школе, я обнаружила, что животные тоже обладают своим характером, что этот характер может быть добрым или злым, умным или глупым, доверчивым или лицемерным.

Басни дедушки Крылова сыграли весомую роль в понимании этого. Его персонажи – это очеловеченные животные, живущие реальной жизнью. Они находятся среди нас, мы их знаем, порой встречаемся каждый день. Более того, мы вступаем с ними в общение, поддерживаем контакты.

Почему Иван Крылов в своей литературной деятельности последовал этому жанру?! Он мог отточить мастерство драматурга, ведь он начинал творить, создавая комические оперы. Его так и называли «сочинитель пьес». Как отмечали просвещённые представители российской интеллигенции восемнадцатого века, герои его произведений «получились смелыми, живыми и остроумными, а отдельные сцены были очень даже забавными». Он сам считал, что, например, в комической опере в стихах «Кофейница», написанной в 1784 году, «…там было кое-что забавное, и нравы эпохи верны: я (Крылов) списывал с натуры».

С большим успехом прошли его сатирические комедии «Пирог», «Модная лавка», «Урок дочкам». В комедиях высмеивалось равнодушное отношение дворянского общества к русской национальной культуре.

Но оперы и комедии так и остались тем, что он создал, однако славу ему принесли басни.

Внимательный и аккуратный взгляд на творчество И.А. Крылова принадлежит Александру Михайловичу Разумихину, известному журналисту и книгоиздателю. Член Союза писателей России Александр Разумихин в 2007 году за документальную повесть «Звери мои за меня говорят», или Загадки статского советника и кавалера Ивана Андреева сына Крылова» был удостоен звания лауреата литературной премии «Добрая лира».

Александр Михайлович, как ангел доброй воли, написал жизнь баснописца, придав ей цельность и логику развития. Возможно, сам Иван Андреевич и пытался соединить свои разрозненные шаги по тропе судьбы, но со стороны виднее, гласит народная мудрость. И теперь мы видим устремления молодого Крылова, чувствуем его пристальный и цепкий взгляд, желание обозначить общественное устройство с духовным началом, нравственными ориентирами и красивыми человеческими отношениями.

Весной 1809 года свет увидел сборник, содержащий 23 басни. В него вошли «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Лисица и виноград», «Стрекоза и Муравей», «Волк и Ягнёнок», «Слон на воеводстве». Книга имела такой успех, что писатель, наконец, уверовал в своё предназначение и уже не изменял ему до конца жизни.

Александр Разумихин делает окончательный вывод: «и с того же времени драматург и поэт пишет исключительно краткие и ёмкие поэтические миниатюры, название которым «басня Крылова». Прекрасный знаток простого языка, вечно склонный к насмешке, к тому же любивший облекать свою мысль в гибкую форму аполога, Крылов, действительно, был создан для басни».

Я вновь перечитываю басни дедушки Крылова, вспоминаю, что чувствовала, когда читала их в школьные годы. Вот «Слон и Моська».

«– Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться;

Ну, так и лезет в драку с ним».

В детстве мне было жаль маленькую собачонку. Она лаяла без толку, привлекая к себе внимание. Хотелось ей сказать: «Хватит лаять, глупая. Сделай доброе дело, и ты вызовешь к себе уважение». А, может, она лаяла, чтобы других предупредить о появлении великана и первой сообщить эту новость?! Мыслей собачонки не угадать, а её характер Иван Крылов распознал. Наверно, насмотрелся «собак» в жизни!

Или вот басня «Ворона и Лисица».

«– Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!»

Как оказалось, даже умная птица ворона не смогла защититься от лести лисицы. А уж плутовка лиса полностью подтвердила свой образ, существующий в народных русских сказках. Тем и близка нам эта басня, ведь она достоверна и правдива. Да, льстивые речи могут иметь неблагоприятные последствия. Если бы ворона послушала голос разума, то не стала бы «таять» от хвалебных слов лисицы. «Сторонись лести и сама не хвались», – говорил мне отец в детстве. И сколько раз я пренебрегала этим постулатом в жизни! Но и жизнь учит! Сегодня увидев ворону на дереве, обязательно скажу себе: «Не умничай!»

Или знаменитая басня «Стрекоза и Муравей».

«– Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

Почему знаменитая? Многие могли не читать басен, не задумываться над смыслом во время прочтения. Однако эту басню знали все. Басню заучивали наизусть, чтобы хоть раз испытать на себе её воспитательное значение. В моей семье она была эталоном родительских наставлений. Когда наступало лето, наша семья усиленно занималась заготовкой припасов на зиму: солений, варенья. Каждые выходные мы выезжали в лес по ягоды и за грибами. И папа нередко приводил в пример трудягу Муравья из басни.

Не могу обойти вниманием «Демьянову уху».

«– Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарём подёрнулась она».

В моём детстве уха не переводилась на нашем столе. Отец любил рыбачить. Навезёт рыбы разной, и мама с удовольствием станет готовить уху. Хватит и на жарёху. До сих пор помню нежный вкус тех карасиков, жареных в сметане. Сидим мы за столом, обедаем, а отец, непременно, упомянет Крылова, и так станет весело и хорошо. Кто знает, может, «Демьянова уха» и привела меня в литературу?!

Автор:Ирина БАККЕ
Читайте нас: