Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
6 Сентября 2021, 12:20

Русская проза на страницах газеты «Истоки» в 1998-2018 годах

Двадцать лет – много это или мало? С исторической точки зрения почти миг, с точки зрения отдельного человека – значительная часть жизни. Если же вопрос касается литературного процесса, здесь могут быть вариации. Думается, что период последних двадцати лет никак нельзя назвать незначительным отрезком – на него пришлись весьма радикальные общественные и культурные перемены, а сейчас мы живём совсем в другом мире, нежели в конце 90-х. Поэтому взглянуть на то, что происходило в наших пенатах, довольно интересно.

Вполне репрезентативным материалом для такого взгляда является газета «Истоки» – старейшее непрерывно действующее русскоязычное периодическое издание республики, специализирующееся на освещении культурных и литературных процессов, происходящих в Башкортостане.
Итак, прошедшее 20-летие «Истоков» (вернее, 21-летие, с 1998 по первую половину 2019 года – последнего полугодия, когда газета выходила в бумажном виде). Два главных редактора – народный поэт РБ Александр Павлович Филиппов, занимавший этот пост с момента основания издания до своей кончины в 2011 году, и поэт и писатель Айдар Гайдарович Хусаинов, представитель уже следующего литературного поколения. Внешний фон – сложный, бурный, неоднозначный: на общероссийском уровне конец президентства Б.Н. Ельцина и наступление путинской эпохи, отход от оголтелого либерализма, «контрреформы», многочисленные внешние и внутренние вызовы, на местном – президентство М.Г. Рахимова с его тенденциями к ограниченной культурной и хозяйственной автаркии, в 2010–2018 гг. политика Р.З. Хамитова, значительно сильнее увязанная с общероссийским контекстом. Эти субъективные и объективные обстоятельства, безусловно, влияли и на редакционную политику газеты, и непосредственно на творческие интенции авторов. Кроме того, в эти годы происходил естественный процесс смены писательских поколений, шло активное освоение мирового культурного наследия, доступ к которому в советское время был ограничен, с другой стороны начался поиск своего собственного лица, многими была осознана необходимость выработать отличную от других повестку дня. Разумеется, говорить о каких-то итогах здесь, мягко говоря, рано, на фоне развивающегося цивилизационного кризиса эти вопросы могут показаться даже слишком мелкими. Но они, так или иначе, касаются нас всех.
Наполнение газеты в эти 20 лет было различным. В конце 90-х – самом начале 2000-х годов (по 2001 г. включительно) на её страницах уделялось больше места общественно-политической тематике и поэзии, чем прозе. Количество публикаций последней со временем даже сокращалось: если в 1998 г. выявлено 33 прозаических публикации, то в 2001 г. их было всего 14. Лицо газеты определяли в первую очередь публицистические материалы, связанные с политической ситуацией в республике и России, выборными компаниями В.В. Путина и М.Г. Рахимова. Помимо собственно прозы, существенное место занимали также всякого рода биографические очерки, посвященные людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, деятелям культуры республики. В качественном отношении большую часть (около половины) публикуемой прозы можно отнести к реалистическому жанру, остальное занимают различной степени выраженности сатира, сарказм и юмор (по нашим оценкам, внушительные 38%), тексты с нарочито фантастическим сюжетом либо стилистически экспериментальные составляют не более 12% от общего объема. Обобщенный герой этой прозы – простой человек, часто житель малого города или деревни, жизнь которого проходит на фоне радикального слома общественного устройства. В целом, на страницах газеты был представлен достоверный портрет того времени.
Среди наиболее заметных авторов конца 1990-х необходимо отметить Г. Баннова, С. Панасенко, Е. Мальгинова, Д. Кадырова, З. Шипанову. В когорте тех авторов – в основном люди довоенного, военного или первого послевоенного поколения (с 1921 по 1953 г.р., около половины состава), родом преимущественно из малых городов или сел, ветераны войны (З. Шипанова, И. Максимов) или те, чьё детство пришлось на войну или первые послевоенные годы (А. Филиппов, Ш. Хазиахметов, С. Матюшин и др.). На их долю выпали наиболее суровые жизненные испытания, следствием чего явился богатый экзистенциальный опыт, знание жизни в самых разных её появлениях. Как правило, это люди, прошедшие школу рабочих профессий и низовой литературной и учительской работы, не менее половины – с высшим образованием, окончившие один из гуманитарных факультетов БашГУ или местного педагогического вуза (филологический или исторический, впрочем, данное обстоятельство справедливо для авторского состава газеты за 20 лет в целом), члены Союза писателей. Их творческое лицо полностью сформировалось в рамках советского общества, со всеми присущими ему плюсами и минусами, в силу чего общественная позиция газеты в конце 90-х – начале 2000-х может быть определена как умеренно консервативная.

Данное обстоятельство, однако, отнюдь не приводило к односторонности в освещении литературных процессов в республике. С 1998 по первую половину 2002 года газета «Истоки» выходила 2 раза в месяц на 12 страницах. Начиная со второго полугодия 2002 года формат изменился, газета стала еженедельником, увеличился и объем – до 16 страниц. Эти преобразования позволили редакции резко расширить количество и объём прозаических публикаций, происходит настоящий прорыв. Фактически, с этого времени надо отсчитывать и новую редакционную политику, когда всё большее место стали занимать тексты молодых авторов, увеличилось тематическое и жанровое разнообразие. Уже в 2002 году (38 номеров газеты) зафиксировано 66 публикаций, в последующие годы их количество остаётся стабильно высоким. Возникает целое созвездие новых имён, таких, как Ю. Горюхин, А. Залесов, Ан. Яковлев, А. Юдин, А. Кудашев, Р. Нуриев, В. Глуховцев, Э. Байков и другие – это авторы-уфимцы, родившиеся в середине-конце 1960-х, в то время им около 35 лет, и это новое поколение, уже прошедшее искусы и кризисы 90-х годов и пишущее качественную городскую, с уклоном в интеллектуальность, прозу. Данное направление постепенно выходит на первое место и становится основным.
Появляется и занимает видное место на страницах газеты фантастика, уже не только юмористическая (Д. Лапицкий), но и мистическая (В. Глуховцев, Э. Байков, Ш. Хазиахметов), боевая (тот же Э. Байков), философская (Р. Юнусов) и даже фэнтези (Александра, И. Шематонова). Публикуются и авторы совсем молодые, начинающие (Е. Лицкевич), в середине 2000-х годов редакция ищет таланты на республиканских конкурсах школьных сочинений. Невзирая на перемены, продолжает достойно смотреться и старшее поколение, в целом уровень публикаций реалистической прозы следует признать достаточно высоким (В. Коваленко, М. Гафуров, Р. Камал, позднее Н. Муругов, В. Перчаткин, А. Генатулин и др.). Окончательно смена поколений завершится в течение следующего десятилетия, уже при главном редакторе А.Г. Хусаинове, при том, что реализм и внимание к простому человеку из «истоковской» прозы никуда не уйдут.
Общая интеллектуализация прозы приводит к всё более частому появлению абстракций (например, у Р. Ильясова), а также к проникновению ориентальных и, наоборот, западных мотивов – действие в рассказах Ю. Горюхина, Д. Лапицкого, Р. Набиуллина и многих других авторов происходит в Японии, Китае, на арабском Востоке, в средневековой Европе, словом, в каких-то условно-стилизованных «заграничных» пространствах, сопровождается ироничным обыгрыванием современных культурных стереотипов, что характерно для литературы постмодернизма. Это, впрочем, не исключает вполне серьёзной работы с культурными заимствованиями (Р. Нуриев), ибо новое время требует и нового языка для описания реальности. По-новому осмысляется и местный, республиканский контекст. Следует отметить, что современные повествовательные стратегии вполне органично соединяются с привычной экзистенциальной тематикой (С. Фроловнин, Р. Мустафин и др.).
Конечно, будучи частью не только местного, но и общероссийского литературного процесса, газета «Истоки» отражала и отражает происходящие изменения в мире русской литературы, что не может не радовать. Действующая редакция, продолжая дело предшественников, находится в постоянном поиске сбалансированного подхода в этом непростом деле.

За прошедшие годы произошло значительное омоложение авторского состава газеты, среди них много представителей последнего советского (конца 1970-х – 1980-х годов рождения) и уже первого постсоветского поколения (А. Иликаев, Р. Файзуллин, М. Ларкина, Е. Козловская, Р. Вахитова и мн. др.). По социальному статусу это люди в основном горожане, практически на 100% с высшим гуманитарным образованием или студенты (основной «кузницей» прозаиков остаётся по-прежнему филологический факультет БашГУ). Количество прозаических публикаций по отношению к поэзии и публицистике следует признать высоким – в последние 5 лет рассматриваемого периода это в среднем 60 единиц в год, в 2018 г. зафиксировано около 80. Превалирует сугубо городская интеллектуальная проза (до 60% подсчитанных публикаций, впрочем, её отнесение к постмодерну по большей части весьма условно) – рассказы, повести, зарисовки с элементами эссеистики. Представлены фантастика (Ф. Бигашев, Э. Байков), проза с элементами мифа (А. Иликаев, В. Некрас), тема гендера (Галарина). В то же время уделяется серьёзное внимание авторам прошлых лет, часто это публикации из архивов уже ушедших писателей (С. Матюшин, Ф. Буляков, И. Максимов, Р. Назиров).
Важным элементом, формирующим общекультурную картину, является также социальная мобильность авторов русскоязычной прозы, различные типы построения их литературной карьеры. Проще говоря, в эти 20 лет кто-то живёт и работает в республике, зачастую уже имея или получая при этом российскую известность (М. Карим, М. Чванов, Ю. Горюхин, С. Чураева, И. Савельев, В. Глуховцев, С. Круль как бард и поэт, Р. Вахитов как публицист, и некоторые другие), а кто-то из республики уезжает, выбирая «столичную жизнь», предлагающую больше возможностей для творческой и карьерной реализации (Б. Орехов, О. Шевченко, М. Яковлев, Н. Антонов). Надо сказать, что статистически последних незначительное меньшинство – из порядка 130 авторов, о которых имеются достоверные сведения о проживании в республике на момент первой публикации и о дальнейшей карьере, Башкортостан в настоящее время покинули всего 7 человек (около 5%). Думается, что эти данные можно с уверенностью распространить на весь оставшийся авторский корпус, тем более что имеются примеры, когда уехавший автор затем всё же по различным причинам возвращается на родину.
Существует и внутриреспубликанское территориальное деление на авторов-уфимцев и прочих (из наиболее заметных литературных мест выделим Белорецк, Туймазы, Кумертау), вектор мобильности здесь ожидаемо направлен в сторону Уфы как главного образовательного и культурного центра республики. Однако некоторые «провинциалы», окончив уфимский или российский вуз, также предпочитают нестоличные места.
В качестве последнего штриха отметим различия литературного статуса авторов – с одной стороны, это профессиональные или стремящиеся стать таковыми писатели, преследующие цели творческого или коммерческого успеха, часто члены творческих союзов, с другой – «малые» авторы с одной или несколькими публикациями либо те, для которых проза не является основным видом творческой деятельности (поэты М. Карим, А. Филиппов, публицист и философ Р. Вахитов, филолог Б. Орехов). Как правило, вторые стремятся высказаться по ограниченному кругу проблем, волнующих их в конкретный момент, или исполняют спонтанные зарисовки «на случай». Тем не менее, они вносят важный вклад в картину, их публикации могут быть весьма запоминающимися.
Конечно, это деление достаточно условно, некоторые плодовитые и часто публиковавшиеся авторы в дальнейшем исчезают с небосклона и о них сказать ничего нельзя (например, Р. Нурисламов), другие переходят в альтернативные издания (Ю. Горюхин, С. Чураева в журнал «Бельские просторы», Э. Байков в конечном итоге в сетевую литературу), третьи, как непрофессионалы – художник В. Коваленко, адвокат В. Новиков, – при достаточно скромной известности обретают собственный голос. Выделять здесь какую-то статистику вряд ли целесообразно. Скажем только, что газета все эти 20 лет давала место на своих страницах всем этого достойным, а где-то с начала-середины 2000-х годов специфика литературного процесса меняется и само понятие статуса становится весьма размытым.
Подводя итоги, отметим, что газета «Истоки» в течение рассматриваемого двадцатилетия весьма репрезентативно отражала многообразие республиканской русскоязычной прозы, привлекала к сотрудничеству широкий круг авторов (более 300 человек), придерживающихся различных литературных, эстетических и общественно-политических взглядов, уделяя место как традиционному реализму, так и новым модернистским и постмодернистским формам. При этом местное литературное сообщество было и остаётся достаточно замкнутым, по крайней мере в отношении межрегиональной мобильности. Причины и следствия этого, а также многие другие сопутствующие вопросы остаются за рамками настоящего небольшого исследования.
Владислав АБДУЛОВ
Читайте нас: