Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
9 Октября 2020, 22:02

Рассказавший о "том свете"

Ты должен быть гордым, как знамя. Ты должен быть острым, как меч. Как Данту подземное пламя Должно тебе щеки обжечь. Валерий Брюсов Данте Алигьери родился в мае 1265 г. во Флоренции (Bella – «красавица» – распространенное в Италии название Флоренции).

«Последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового времени»– так определил историческое место Данте Фридрих Энгельс.
Флоренция в то время была разделена на «белых», приверженцев своеобразной феодально-демократической республики (к ним принадлежал и Данте) и на «черных», сторонников республики купцов и ремесленников. Пользуясь поддержкой папы Бонифация VIII, «черные» стали репрессировать «белых». Данте в это время был послом Флоренции при папском дворе. «Черные» заочно предали его суду, который постановил навсегда изгнать его из Флоренции, а в случае появления в родном городе – сжечь на костре. Все попытки Данте вернуться во Флоренцию потерпели неудачу. Отказавшись участвовать в интригах «белых», Данте отмежевался от них и создал «партию из самого себя». Двадцать лет длились скитания поэта по Европе. Умер поэт в Равенне в 1322 году. Вот уже почти семь столетий раскаявшиеся жители Флоренции тщетно пытаются вернуть его прах на родину…
Анна Ахматова писала:
Он и после смерти не вернулся
В старую Флоренцию свою...
Она же язвительно вопрошала:
Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Не менее саркастичен Джордж Гордон Байрон, увидевший иную грань этого вопроса: «Если бы Лаура была женой Петрарки, разве он писал бы ей сонеты всю свою жизнь?» Мы ничего не знаем о поэтических способностях Беатриче (Биче) или Лауры, но нам ведомо, что первая вдохновила на великие творческие свершения Данте, вторая – Петрарку.
Образ Беатриче является сквозным в «Новой жизни», первом европейском психологическом романе, и в «Божественной Комедии». Беатриче («благодатная») было восемь лет и четыре месяца, когда ее встретил девятилетний Данте. Он влюбился в эту девочку. Эта любовь изменила всю его жизнь. Вторая встреча произошла через девять лет: она приветствовала его легким кивком. Влюбленный спешит домой и пишет первый свой сонет (помните, у Пушкина: «суровый Дант не презирал сонета»?). В третий раз он встречает ее в церкви и, опасаясь выдать тайну своего сердца, притворяется, что интересуется другими дамами. Увидев это, Беатриче более не кланяется ему. Данте убит горем. Однако ему везет: он видит Беатриче на какой-то свадьбе, но так волнуется и смущается, что она потешается над ним.
Поэт дает себе слово: никогда не искать встречи с нею, и посвятить себя воспеванию Беатриче. Она умирает, будучи замужней дамой, двадцати пяти лет. Потрясенный Данте в своей «Новой жизни» дает обещание «сказать о ней такое, чего никогда еще не было сказано ни об одной».
Уже в этом романе чувство любви обрисовано как сложное и противоречивое явление. Любовь – это возвышенное, облагораживающее чувство. Данте воспевает любовь к благородной женщине. В отличие от некоторых деятелей культуры современной России он связывает понятие
благородства не с происхождением, а с личными качествами человека. В «Божественной Комедии» Беатриче, оставаясь по-прежнему той женщиной, которую он любил на земле, предстает символом небесной мудрости и откровения.
Заметим: спустя 283 года после написания «Божественной Комедии» появляется роман Сервантеса, в котором его герой Дон Кихот рыцарски любит прекрасную даму своего сердца – Дульсинею Тобосскую, которую никогда не видел, поскольку ее не существовало на свете (в отличие от Данте, который все же несколько раз видел Биче). Но благородство чувств Дон Кихота не уступает благородству чувств Данте.
«Начинается комедия Данте Алигьери, флорентийца родом, не нравами». Таково оригинальное на титульном листе написанное название главного его творения. Называя свою поэму комедией, Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, поясняет он, есть всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке. Наименование «Божественная» было придано Комедии после его смерти как дань восхищения. Многие современники осуждали Данте за то, что он написал свое творение не на латыни – языке науки средневековой Европы. Данте же хотел, чтобы поэма была достоянием не только ученых мужей, но и простых итальянцев – поэтому и написал ее на итальянском. В современных итальянских школах «Божественную Комедию» изучают шесть лет (!).
Путь, который совершил Данте от порога Ада до высот десятого, невещественного неба, лучезарную обитель Бога, ангелов и блаженных душ – это путь к внутреннему совершенству, путь к правде. Ступить на этот путь поэт призывает всех. Величие Данте – в понимании органического единства мира, человечества. Исследователи считают, что для Данте космография и этика, природа и мир человека есть нечто цельное, взаимосвязанное. Понадобились столетия, чтобы подобное понимание начало реально утверждаться в отношениях между народами. Даже сегодня не все понимают, что мы дети разных народов пассажиры одного-единственного, причем сравнительно небольшого космического корабля. Поэт спешит оповестить, предупредить о грозящей беде, раскрывая картину человеческих дел – от самых гнусных до самых благородных.
Мысленно следуя за Данте и его «вождем» (проводником), римским поэтом Вергилием, по всем кругам Ада, мы увидим, каковы были пороки зарождавшегося капиталистического общества. С того времени прошло семь веков. Стал ли капитализм менее порочным? Или добавились новые? Во всяком случае, есть над чем задуматься.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины…

Этими завораживающими строками начинается «Божественная Комедия». Об их волшебной силе говорит то, что такой занятой экономист, как Карл Маркс, наизусть выучил чуть ли не всю «Божественную Комедию». В своем «Капитале» он не раз цитирует великого итальянца. 130 лет назад, в 1876 году, в «Последних письмах» Николая Алексеевича Некрасова «подписчик из Уфы» отмечает:

Привычка водится за всем ученым миром,
Сужденье подкрепить то Данте, то Шекспиром.

Кстати, в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ в., когда образованность и эрудированность имели самостоятельную ценность, некоторые юноши учили наизусть всего «Евгения Онегина» для покорения сердец любимых девушек.
Поэма построена в форме приключенческого романа, действие которого развертывается на Луне, Меркурии, Венере, Солнце, Марсе, Юпитере, Сатурне, звездном небе… Поэт с такой тщательностью описывает мельчайшие подробности местности, что многие его современники были убеждены в том, что Данте действительно побывал в преисподней.


Согласно христианству, Ад сотворен триединым божеством: Отцом (высшей силой), Сыном (полнотой всезнанья) и Святым Духом (первой любовью),чтобы служить местом казни падшего Люцифера. Ад создан раньше всего преходящего. Древней его лишь вечные творения (небо, земля, ангелы) и он будет существовать вечно. Данте изображает Ад как подземную воронкообразную пропасть, которая, сужаясь, достигает центра земного шара. Ее склоны опоясаны концентрическими уступами, «кругами». Данте, прочитав соответствующую надпись на вратах Ада, кончающуюся словами: «Входящие, оставьте упования», сказал: «Учитель, смысл их страшен мне». На что Вергилий отвечал:



Здесь нужно, чтоб душа была тверда,
Здесь страх не должен подавать совета.
Вергилий, подав руку, ввел Данте «в таинственные сени». «Чей это крик?», спрашивает Данте, «какой толпы, страданьем побежденной?»
И вождь в ответ: То горестный удел
Тех жалких душ, что прожили, не зная
Ни славы, ни позора смертных дел.
И смертный час для них недостижим
И эта жизнь настолько нестерпима,
Что все другое было бы легче им.
Их память на земле невоскресима,
От них и суд и милость отошли.
Они не стоят слов: взгляни - и мимо!


Речь идет о ненавистных Данте «нерешительных», соблюдавших в сложных ситуациях «середину». В сегодняшней России их называют «пофигистами». Это, например, чиновники, которым «по фигу» интересы рядовых граждан, да и сами граждане, которым «по фигу» свои собственные интересы. Об опасности такого отношения хорошо сказано в эпиграфе к книге Бруно Ясенского «Заговор обреченных»: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя обидеть. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийства».
Станислав Говорухин рассказывает анекдот: «На чемпионате мира по пофигизму с большим отрывом победила российская сборная, которая даже не поехали на этот чемпионат».
Россия сегодня – страна пофигизма, «социальной апатии» по-научному. Страна может воспрянуть, только преодолев это позорное явление. Для чего необходимо, чтобы чиновники реально ощущали, что комфортность их положения создается не волей вышестоящих начальников, а теми, оплачивает их содержание – налогоплательщиками. Необходимо, чтобы в реформах граждане видели не сдирание еще одной шкуры с них, а реальное улучшение их положения.
В качестве примера «ничтожных», «малодушных», «отрекшихся от великой доли» Данте приводит папу Целестина V, который был избран в 1294 г. и, тяготясь своим саном, сложил его с себя. Из России XX века в это число попадают последний русский царь, первый, он же последний, советский президент и первый российский президент.
Далее Данте спускается «вниз, в первый круг, идущий вкруг жерла». Это Лимб (по латыни Limbus – «кайма») католического ада, где, по церковному учению, пребывают души младенцев, умерших без крещения. Сюда же Данте помещает души всех добродетельных нехристиан (Аристотеля, Платона, Сократа, Сенеки, Цицерона, Гиппократа, Галена, Авиценны, Аверроэса, Саладина и других), то есть весь ученый мир античности и мусульман – ученых средневековья. Читая этот перечень, соглашаешься с Пушкиным: «суровый Дант». Правда, в первом круге Дантова Ада нет боли, а есть только тоска. И это считается «милостью неба».

Для кого предназначен второй круг Ада?
Для тех, кого земная плоть звала
Кто предал разум власти вожделений.
Данте просит Вергилия: «я бы хотел ответа от этих двух».

Ими оказались Франческа, которая была выдана замуж за Джанетто Малатеста, некрасивого и хромого, и Паоло. Когда Джанетто узнал, что она вступила в любовную связь с его младшим братом Паоло, он убил обоих. Данте рисует возвышенную картину любви и страданья. Оба они здесь такие же земные существа, какими были до смерти; они не перестают переживать свое горе. Осужденные сами желают своей муки, потому что она соединяет их. Для обоих отрадно вечное горе вдвоем. Поистине, любовь побеждает смерть.
Плутос был богом богатства в греческой мифологии. У Данте это звероподобный демон, охраняющий доступ в четвертый круг Ада, казнятся скупцы и расточители. Увидев грешников этого круга, Данте восклицает:

Их множество казалось бесконечным;
Два сонмища шагали, рать на рать,
Таская грудью грузы, с воплем вечным;
Потом они сшибались и опять
С трудом брели назад, крича друг другу:
«Чего копать?» или «Чего швырять?»

Пусть сшибаются. Задумаемся, сколько в их числе мы обнаружили бы наших современников, властей предержащих: скупцов по отношению к учителям, врачам, работникам культуры, пенсионерам, детям и расточителей казны?
В пятом круге Ада Данте описывает муки тех, «кого осилил гнев» – им предназначено захлебываться в болоте. Не ждет ли эта участь многих из нас?
В круге шестом мучаются еретики. В этом круге оказался германский император Фридрих II Гогенштауфен. Его непримиримая вражда к папству, приведшая к отлучению от церкви, покровительство арабским и еврейским ученым и свободный образ жизни создали ему среди современников славу опасного еретика. Прослыл еретиком и папа Анастасий II, стремившийся устранить раскол между западной и восточной церковью.
Времена, однако, меняются. Иоанн Павел II призвал католиков уважать другие религии. Во время визита в Дамаск признал достоинства ислама, при посещении римской синагоги назвал иудеев «нашими старшими братьями по вере». В 2000 году Иоанн Павел II выступил с заявлением «Mea culpa» («Моя вина»), в котором попросил у Бога и людей прощения за действия Католической Церкви, которые она совершила в отношении еретиков и вольнодумцев, за нетерпимость, религиозные войны и крестовые походы, а также за враждебность и недоверие многих христиан к евреям. Иоанн Павел II осудил любые войны, но особенно те, которые могут восприниматься как войны христиан с мусульманами. Именно поэтому он резко выступил против войны в Ираке.
Если бы сохранились средневековые взгляды на эти вопросы, у папы Иоанна Павла II не только не было никаких шансов стать святым – он бы составил компанию вышеупомянутым Фридриху II и Анастасию II. Но времена меняются. Сегодня свобода совести, веротерпимость становятся необходимым условием сохранения земной цивилизации.
Седьмой круг Ада разделен на три концентрических пояса, лежащих на одном уровне. В первом поясе карается насилие над ближним (убийство, злостное ранение) и над его достоянием, «вещами» (грабеж, поджоги, притеснение). Здесь мы встретили бы хорошо известных нам творцов «бандитского капитализма» (выражение А. Чубайса). Вот такие данные приводят Д. Дианов, Д. Суслов (начальники кафедр Академии экономической безопасности МВД России, г. Москва) и Р. Ярмухаметов (зав. кафедрой Сибайского института Башгосуниверситета): по расчетам, произведенным Госкомстатом и РАН, суммарная стоимость национального богатства РФ (материальные блага и природные ресурсы) примерно равна 35,2 трлн. руб. Около 1500 человек (это 0,00001% всего населения страны) сосредоточили в своих руках более половины богатств России. А 1% семей США владеет «только 38,5% национального богатства». Процесс, названный «преобразованием предприятий», происходил безвозмездно, стало быть, нация как собственник не получала никакого эквивалента. Наоборот, ее материальное положение оказалось подорванным. Считать приватизацией национального имущества его фактическую конфискацию невозможно.
Во втором («среднем») поясе мучаются совершившие насилие над собою (самоубийство) и над своим «добром» (игра и мотовство, то есть бессмысленное истребление своего имущества – в отличие от расточительности, то есть любви и чрезмерным тратам, караемой в четвертом круге). Россияне здесь составили бы внушительную армию (ежегодно добровольно расстаются с жизнью более 30 тысяч, второе место в мире). А игроманов у нас насчитывается 6 миллионов.
Только в одной Москве десятки тысяч бизнесменов, домохозяек, студентов, пенсионеров тщетно пытаются вырвать синюю птицу счастья у множества «одноруких бандитов».
В третьем («вьющемся вдоль края») поясе карается насилие против божества и созданного им порядка (против естества – содомия). Здесь основными обитателями явились бы жители протестантской Голландии, католической Испании, некоторых штатов США, где законодательно разрешены однополые браки. Вспомним, что согласно библейской легенде жители Содома и Гоморры, игнорировавшие заповедь «Плодитесь и размножайтесь!», были по высшей воле уничтожены поголовно.
Восьмой круг Ада состоит из десяти Злых Щелей, или рвов. В первом рву грешники идут двумя встречными потоками, бичуемыми бесами. Ближайший к поэтам ряд движется им навстречу. Это сводники, соблазняющие женщин для других. Дальний ряд движется в том же направлении, что и поэты. Это обольстители, соблазнявшие женщин для себя (иначе говоря, донжуаны). Вот что их ждет:

То здесь, то там в кремнистой глубине
Виднелся бес рогатый, взмахом плети
Жестоко бивший грешных по спине.
О, как проворно им удары эти
Вздымали пятки! Ни один не ждал,
Пока второй обрушится иль третий.
Тут некий бес, среди его речей,
стегнул его хлыстом и огрызнулся:
«Ну, сводник! Здесь не бабы, поживи!»

Россия занимает первое место по поставке живого товара в зарубежные страны – ежегодно около 50 тысяч россиянок направляется туда на «работу». Некоторые губернаторы, депутаты Госдумы предлагают узаконить древнейшую в мире профессию. Так, мол, велит принцип либерализма (тело женщины – ее товар, и она вольна им распоряжаться). Место им, как и сутенерам – среди сводников.
Второй ров ждет льстецов. Известно, что в силу особенностей России здесь всегда процветал культ начальника, особливо начальника всех начальников: царя, генсека, президента. Немалую роль в этом играло льстивое окружение. Какова участь льстецов? В Аду – это «толпы влипших в кал зловонный».
В третьем рву маются святокупцы. Легенда рассказывает, что Симон-волхв предлагал апостолам деньги за то, чтобы они научили его «низводить святой дух» на людей. По его имени «симонистами» стали называть святокупцев, то есть тех, кто продает и покупает церковные должности.
В сегодняшней России развелось множество «прорицателей, гадателей, вещунов». Что ждет их в четвертой Злой Щели? Вот как описывает их участь Данте:

Когда я взору дал по ним скользнуть,
То каждый оказался страшно скручен.
В том месте, где к лицу подходит грудь;
Челом к спине повернут и беззвучен,
Он пятясь задом, направлял свой шаг
И видеть прямо был навек отучен.

Пятая Злая Щель восьмого круга Ада отведена мздоимцам. Многие исследователи предрекают распад России в первые десятилетия XXI века. Главной причиной подобного развития событий они называют низкую эффективность госуправления, что является следствием высочайшего уровня коррумпированности чиновничества. По данным фонда «Индем» только за 4 года (2002-05 гг.) объем взяток увеличился в 10 раз. Что уготовано взяточникам, по Данте?

Лишь на смолу я обращал мой взгляд,
И что за люди там внутри горят.

А бесы стоят по берегам, чтобы рвать их на части. Загребалы ныряют в кипящую смолу, спасаясь от крюков бесов. Как говорят древние, средневековые и современные юристы, справедливость заключается в том, чтобы каждому воздать по заслугам.
В шестом рву (или Злой Щели) все места для казни отведены лицемерам. Данте приводит примеры.
В 1261 г. в Болонье был учрежден орден «рыцарей девы Марии». Члены ордена больше всего заботились о своих удовольствиях, поэтому их прозвали «веселящиеся братья». Официально целью ордена лицемерно считалась защита обездоленных.
В последние пятнадцать лет российская правящая элита научилась подобно этим рыцарям, не отказывать себе ни в каких удовольствиях (охота на львов в Африке, на медведей в вологодских и алтайских лесах и заповедниках). Ее можно назвать «веселящаяся элита». Официально провозглашается сокращение численности бедных. Каков результат этой компании? Богатые становятся богаче, бедные – беднее. Хорошо удается увеличение числа долларовых миллиардеров (второе место в мире). Удалось обеспечить самый высокий рост зарплат и доходов чиновников среди всех социальных слоев. Причем, как вы понимаете, чиновники и так не самые бедные россияне. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев «заработал» в 2004 году почти 110 миллионов рублей, министр транспорта Игорь Левитин – почти 140 миллионов… Посочувствуем «любимцу» пенсионеров и медиков Михаилу Зурабову – он заработал «всего» 42 млн. рублей. Вместе с тем на ряде предприятий Читинской области удалось сохранить ежемесячную зарплату размером… в 44 (сорок четыре) рубля (!). Наше правительство и Дума при распределении благ явно руководствуются принципом сороки из детской считалочки: «Этому дала, этому не дала».
В 1999 году по решению своих руководителей 19 стран НАТО несколько месяцев бомбили Югославию, разрушили инфраструктуру страны, убили сотни людей. Действовали они подло и безнаказанно – использовались крылатые ракеты, беспилотные самолеты. Увы, на земле их судить было некому… Но Шестая Злая Щель ждет их.
Седьмую Злую Щель заполнили воры. В начале XIX века на вопрос Александра I («Что нового в России?»), историк Карамзин ответил: «Воруют». В начале XXI в. ничего нового в этом отношении в России не появилось. Так что Седьмая Щель пустовать не будет.
Восьмой ров – обиталище «лукавых советников». В нем уже ждут зарубежных советников, рекомендации которых помогли соорудить в России капитализм не с «человеческим», а бандитским лицом.
В девятой Злой Щели, предназначенный для «зачинщиков раздоров», ждут организаторов межнациональных конфликтов в бывшем Советском Союзе (гражданских войн в Таджикистане, Молдавии, Грузии, армяно-азербайджанской войны), террористов, датских карикатуристов, оскорбивших религиозные чувства мусульман…
Последняя Злая Щель — десятый ров, где караются поддельщики металлов, поддельщики денег, поддельщики людей (выдающие себя за других), поддельщики слов (лжецы и клеветники). Поддельщики металлов страдают зловонной чесоткой и притом расслаблены. Поддельщики денег раздуты водянкой и мучимы жаждой, поддельщики слов терзаемы лихорадкой и головной болью…
Хорошо знакомы нам и «поддельщики слов» – разного рода пиарщики, политики-популисты, богачи в период избирательных компаний, временно выдающие себя за бедняков. Врата Ада широко раскрыты для всех них.
Дном колодца, охраняемого гигантами, служит ледяное озеро Коцит, в котором караются обманувшие доверившихся, то есть предатели. Это последний круг Ада, разделенный без видимых границ на четыре концентрических пояса. Первый пояс называется Кайна, по имени Каина-братоубийцы. Здесь караются предатели родных. Тут мы встретили бы немало деятелей российской истории: Святополка Окаянного, убившего своих братьев; Ивана Грозного, убившего своего старшего сына; Петра I, запытавшего своего сына Алексея; Екатерину II, повинную в смерти своего мужа Петра III… Сейчас то и дело слышим: дочь «заказала» мать, сын – отца и мать, жена – мужа, внук – деда. Все они «члены общества» Каина.
Во втором поясе девятого круга казнятся предатели Родины и единомышленников. Они, как и грешники Кайны, вмерзли в лед по лицо, и лица их обращены вниз, но еще более обезображены холодом. В год 60-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне в очередной раз делалась попытка обелить предателей Родины. К примеру, генерала Краснова, дважды изменившего своей стране (во время гражданской и Великой Отечественной войны немцы ему оказались милее, чем Родина). Генерал Власов стал служить фашистам в час, когда решалась судьба страны. Резуны-Суворовы и прочие Гордиевские, поправ присягу, предали Родину в годы «холодной войны». Попытка оправдать их измену «борьбой против тоталитаризма», зачислить их в патриоты, тщетна.
Что касается предателей единомышленников (ренегатов), о них лучше Салтыкова-Щедрина не скажешь: «Я вижу людей, лица которых должны были бы потускнеть, между тем, они сияют. Но мало того, что эти господа не чувствуют себя сконфуженными, они, напротив, только думают, как бы повычурнее лягнуть то, перед чем они еще вчера у всех на глазах раболепствовали. Бывают такие физиономии, которые как ни умывай, ни холь, а все кажется, что настоящее их место не тут, где вы их видите, а в доме терпимости». Это в этом мире, а в ином, по мнению Данте, место им – в девятом, последнем, круге Ада.
Третий пояс девятого круга Ада – это обиталище предателей друзей и сотрапезников. Наконец Вергилий и Данте вступают в четвертый пояс, или центральный диск девятого круга Ада, Джудекку, названный по имени апостола Иуды, предавшего Христа. Здесь казнятся предатели своих благодетелей. Они вмерзли в лед. В центре Джудекки по грудь возвышается Люцифер. Некогда прекраснейший из ангелов, он возглавил их восстание против Бога и был низвергнут с небес. Превратившись в чудовищного Дьявола, он стал властелином Ада. Так в мире возникло Зло.
Вступив во врата Ада вечером 8 апреля 1300 года, в Страстную пятницу, Данте достиг Эмпирея в полдень четверга 14 апреля 1300 года. Неделя инобытия, последующее возвращение оттуда, откуда еще никто не возвращался, и результат – «отчет о командировке» – «Божественная Комедия».
Эта книга – предостережение всему человечеству. Человек способен на многое, и нет таких преступлений, которых бы он не совершил. Вся история становления капитализма написана кровью миллионов людей. Масштабы жертв возрастали с каждым веком. Особенно чудовищны они были в XX веке. История европейских государств - это хищнический империализм во всех частях света, особенно в Африке, которая стала заповедным полем охоты на чернокожих для превращения их в рабов, и в Америке, которую обустраивали эти рабы, и где за 400 лет колонизации были уничтожены миллионы индейцев. Европейские колонизаторы истребили около 500 коренных народов Америки. «Американский холокост» многократно превышает более поздний…
По Данте, путь грешных человеческих душ в перспективе имеет Вечность – небытие. Но уже с конца 1940-х годов помимо трубы архангела человечество получило возможность собственноручного осуществления Страшного Суда и светопреставления. То одна, то другая страна заявляет о готовности первой применить ядерное оружие, все новые страны стремятся овладеть им. В 1947-м году на обложке американского журнала «Буллетин оф атомик сайентистс», основанного учеными, принимавшими участие в создании в
США атомной бомбы, появились «часы Судного Дня», показывающие, сколько минут осталось человечеству до «ядерной полуночи». В 1998 году, с момента проведения Индией и Пакистаном серии ядерных испытаний, часы показывали 23 часа 51 минуту. После терактов в США 11 сентября 2001 года нобелевский лауреат Леон Ледерман перевел часы еще на две минуты вперед. Теперь часы показывают 23 часа 53 минуты…
Американский президент заявил, что главная цель США – утверждение демократии во всем мире. В числе стран, в которых хотят провести «демократизаторскую» работу, называется Россия…
Абсолютизация какой-то одной общественной ценности – будь то рынок или демократия – и противопоставление ее другой – уважению религиозно-культурных ценностей народов – подтверждает правоту английского философа Френсиса Бекона: «Человек и впрямь похож на обезьяну – чем выше он залезает, тем больше он демонстрирует зад».
Пора остановиться, оглянуться, прекратить лазать по деревьям, задуматься и реально признать равноценность всех культур и цивилизаций.


Ф. УМЕРКАЕВ