Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
12 Августа 2020, 17:16

Искусство последней битвы.

Чего я жду от фантастической истории, когда речь заходит о масштабном противостоянии главного героя и его друзей центральному антагонисту? Конечно, финальной битвы – сопряжения сфер Добра и Зла, смертельного побоища, которое решит судьбы всех персонажей книги, игры – без разницы. Закономерно, что столкновение между врагами истории неизбежно: рано или поздно персонажи должны принять бой, даже если он не равный.

Почему это так важно? Представьте, что на протяжении какой-нибудь книжной саги вы знакомились с огромным количеством персонажей, чьи эмоции и переживания, биографии и подвиги стали для вас на неопределённое количество дней важнее воздуха. И вот наступает кульминация: герои собираются вместе, чтобы дать отпор могучему врагу. Без сомнения, выживут не все, но вам хотелось бы обратного: добродушные, честные и храбрые – все они достойны выжить. Возможно, это самый эмоционально сильный момент истории, не от того, что вы узнаете, чем всё закончилось, но от осознания, что любимый герой (возможно, старый и мудрый наставник, или же доблестный рыцарь, а может прекрасная воительница) не увидит рассвета новой жизни, после ужасов, которые устроил главный злодей.
Война – это всегда потери, всегда боль утраты, особенно, когда умерший и мухи не обидел бы в мирной жизни. Только крайне тяжёлые обстоятельства вынудили бы героя взяться за оружие ради благой цели, ради защиты своих идеалов. Добрая душа, с которой связаны самые светлые фрагменты истории – это соль произведения, заставляющая обращаться к нему снова и снова. Это лучше всего передают слова одного из самых добрых персонажей знаменитой трилогии «Властелин колец» – Сэма:
«- Мы словно в легенде очутились, мистер Фродо, в одной из тех, что берут за душу: в них столько страхов и опасностей, порой даже не хочется узнавать конец, потому что не верится, что все кончится хорошо. Как может все снова стать по-прежнему, когда все так плохо?… Но в конце все проходит, и даже самый непроглядный мрак рассеивается, грядет новый день, и когда засветит солнце, оно будет светить еще ярче. Такие великие легенды врезаются в сердце и запоминаются на всю жизнь, даже если ты слышал их ребенком и не понимаешь, почему они врезались. Но мне кажется, мистер Фродо, я понимаю, понял теперь: герои этих историй, сто раз могли отступить, но не отступили, они боролись, потому что им было на, что опереться.
- На что мы опираемся Сэм?
- На то, что в мире есть добро, мистер Фродо, и за него стоит бороться!»
Такой же приём используют создатели игры «Ведьмак 3: Дикая охота» при создании битвы в ведьмачьей крепости Каэр Морхен. Немногочисленные союзники главных героев собираются, чтобы встретиться лицом к лицу с сильнейшим врагом, которого почти невозможно одолеть. Стоит ли говорить, что малая группа не сможет сдержать натиск целого войска Дикой охоты? То, что видят пользователи игры – это бой, который заведомо проигран, но избежать которого нельзя. Это, что очень важно, осознают все герои и сам игрок. Итогом сражения стала трагическая и трогающая до глубины души смерть старейшего ведьмака – Весемира, чуткого наставника и последнего защитника ведьмачьей крепости. Нам показывают, как бойкий старец из последних сил защищает своих воспитанников. Умирает, но защищает. Момент гибели пожилого ведьмака, не стану лукавить, один из самых душу раздирающих сцен во всех компьютерных играх нового поколения. За это хочется поблагодарить разработчиков и хорошенько побить за то, что не сумели сберечь такого колоритного и самобытного персонажа.
Постановка или написание важнейшей битвы всей истории – это настоящее искусство. Затронуть струны души человека очень сложно, но не невозможно. Можно вставить эпизод с драматической смертью главных героев везде, но будет ли это иметь влияние? Другое дело, когда ты рос и жил с персонажами пусть недолго, но ярко. Когда ты понимаешь, что потеряет франшиза или вселенная со смертью какого-то героя, то сразу приходит осознание, что тебе не хочется узнать финал истории. Лично я, например, не люблю дочитывать какой-то эпический роман, потому что «не верится, что все кончится хорошо».
В этом аспекте можно говорить и о атмосфере, которую создаёт история: не важно эпическое ли это сказание, или волшебная сказка – противостояние Добра и Зла не даёт до конца почувствовать себя в безопасности главному герою, а потому битва должна совершиться. Сражение – это вещь, которую ты в глубине души боишься, но всё равно ждёшь. Без неё рассказ как бы неполный, неоконченный, поэтому завершить хорошую, качественную «легенду» нужно на возвышенной, героической ноте. Если автор положил в основу истории некую борьбу, то финальная битва станет закономерным итогом.
Владислав БУРУХИН