Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
29 Июля 2020, 11:29

Гуляя по Аллее Титанов

Прочитав балладу Эдгара Аллана По «Улялюм», я был удивлен и обрадован – потому как не часто удается найти стихотворение, которое оказывало бы на тебя столь сильное воздействие.

В данном случае меня поразила интригующая таинственность, оторванная от реальности атмосферность этого чарующего шедевра поэтического искусства. Вместе с тем возникло ощущение, что автор вложил в текст нечто, являющееся для него судьбоносным, и в то же время настолько интимным, что основной смысл был намеренно скрыт между строк.
Лишь изучив текст более основательно, как мне показалось, я смог разгадать тайное послание автора, закодированное в сновидческой ауре текста. Впрочем, все мои догадки – это только мое субъективное мнение, взгляд, прошедший сквозь призму моего личного мироощущения, и потому является, по сути, праздной выдумкой, не претендующей на истинность. Приведенные ниже умозаключения, скорее всего, можно определить как читательские фантазии, нежели как некий текстологический анализ.
Прежде чем приступить к их изложению, а так же для того, чтобы дальнейшие мои рассуждения были более понятны, я приведу краткое содержание мистической феерии «Улялюм», в переводе Константина Бальмонта: октябрьская полночь, герой прогуливается по аллее Титанов, «возле дымного озера Обер / В зачарованной области Вир», ведя внутренний диалог со своей душой – Психеей, вероятно визуализировав ее в своем мысленным взоре. Герой, пребывающий в сильном душевном возбуждении, гуляет всю ночь в безлюдном парке, уже виден «намек на рассвет в небесах», и в них появляется полумесяц Астарты (утреннее свечение Венеры). Герой рад ее появлению, но душа испугана, она видит в ней опасность – «больную бледность» и призывает его покинуть это место. Но герой утверждает, что «в ней Надежда» и страх напрасен, что она – «путеводная звезда к Небесам!». Таким образом, он успокаивает Психею, ее страх отступает. Они проходят до конца аллеи и видят склеп с надписью на нем. Герой вопрошает: «что гласит эта надпись?» В ответ он слышит вздох и стон: «Ты не знал? Улялюм – Улялюм – /
Здесь могила твоей Улялюм». Герой вскрикивает: «Значит, умерло лето, / Это осень и сон черноты», он вопрошает: «Что за демон сюда нас зазвал?» И отвечает сам себе: «Это – дымное озеро Обер / И излюбленный ведьмами Вир». Эти строки, звучащие рефреном и обозначающие местность, покрытую туманом и мраком, я интерпретирую как необъяснимое душевное беспокойство, заставляющее нас совершать поступки, которые мы сами не можем объяснить с точки зрения разума.
Когда я прочитал стихотворение, меня стал мучить вопрос: а кто такая Улялюм? Или что такое Улялюм? Литературоведы утверждают (это можно прочесть в Википедии), что Эдгар По в своей балладе «описывает потерю рассказчиком прекрасной женщины, внезапно скончавшейся».
Однако у меня остаются сомнения. Во-первых, очень странное имя для женщины. Да и само слово «Улялюм» без контекста можно воспринять как слово мужского рода и походит оно скорее на ликующий возглас ребенка. Во-вторых, в тексте стихотворения напрямую не говорится, что в склепе похоронена именно женщина. Нет ни слова о том, что у героя вообще есть возлюбленная, и горюет он о том, что «умерло лето», а не о том, что умерла любовь, здесь вообще нет ни слова о любви к женщине.

Впрочем, если провести параллель с биографией автора, увидим, что, скорее всего, поэт описывает свои переживания, связанные со смертью жены Вирджинии Клемм, скончавшейся от чахотки в 1847 году. В том же году была опубликована баллада «Улялюм». Подобная версия выглядит вполне правдоподобной и подвергать ее сомнению нет смысла. И, тем не менее, почему Улялюм, а не Вирджиния? И кто все-таки такая Улялюм?
И вот моя, ничем кроме интуиции не обоснованная, гипотеза: Улялюм – это метафора экзистенционального Праздника жизни, неконтролируемой радости бытия, неподвластной ни внешним обстоятельством, ни внутренней воле человека.
Это тот Праздник, о котором упоминали:
Егор Летов: «…Зачем люди совершают безумные поступки? Ради Праздника с большой буквы – экстремального, экзистенционального, мистического Праздника. Потому что, если Праздника нет, то эта жизнь на… не нужна».
НИК Рок-Н-Ролл, песня «Город на крови (Украли Праздник)»: яростно обращающийся к власть имущим: «…ненавижу вас… мне плевать на вас, вы украли Праздник!»
Не тот ли это Праздник, который так искал герой Василия Шукшина в фильме «Калина красная» Егор Прокудин? Когда его планы кутнуть проваливаются, он спрашивает: «А он вообще есть в жизни? Праздник-то?»
Именно Праздник, имя которому Улялюм, на мой взгляд, и похоронен в конце аллеи Титанов в склепе с загадочной надписью.
Улялюм – это способность вдохновляться, способность радоваться жизни без особых причин, испытывать восторг от одного факта своего существования. Как это описано у Достоевского в «Бесах», устами Кириллова: «Есть секунды, их всего зараз приходит пять или шесть, и вы вдруг чувствуете присутствие вечной гармонии, совершенно достигнутой… Всего страшнее, что так ужасно ясно и такая радость. Если более пяти секунд – то душа не выдержит и должна исчезнуть. В эти пять секунд я проживаю жизнь и за них отдам всю мою жизнь, потому что стоит». Здесь Кириллов тоже имеет в виду Улялюм, экзистенциональный Праздник бытия.
Улялюм – дар замечать великое в мелочах, умение видеть чудо в обыденных явлениях – в пении птиц, в запахе росистой травы ранним утром, а так же возможность предположить, что если сегодня хорошая погода, то это Бог улыбается нам.
Праздник – это то, без чего душа стареет и умирает раньше, чем тело. Очень часто мы сами убиваем его своим чрезмерным пристрастием к физическим наслаждениям, которые носят суррогатный характер, и большинство из которых так губительны для душевного здоровья, для чистого и трезвого созерцания жизни. А секрет в том, что Праздник всегда с нами, он внутри нас, он неотъемлемая часть нашей по-детски наивной души, верующей в чудо, несмотря на чугунные законы логики.
Но если мы, угнетаемые заботами, зашториваем свои глаза суетой, прячемся под толщей бытовых дрязг, под обилием каждодневных мытарств, то неизбежно с необоримой силой чувствуем, как нам его не хватает, и тогда все земные удовольствия становятся тщетными, а все материальные цели, к которым мы стремимся, теряют всяческий смысл.
Таким образом, трагедия этого стихотворения в том, что герой осознает: часть его души, способной к радости, к ощущению Праздника, мертва, и теперь он не сможет его больше испытать. (Сам автор умирает через два года после публикации стихотворения).
Когда мы утрачиваем способность переживать упоение от факта своего существования, о котором писал Федор Михайлович Достоевский, когда мы перестаем чувствовать Гармонию и Праздник в своей жизни, мы ввергаем себя в душевное томление и бродим во мраке октябрьской ночи, и натыкаемся на могилу нашей Улялюм – нашей души – нашей искренней радости. И тогда мы оплакиваем ее, вдруг осознав значимость безвозвратной потери. Астарта – «путеводная звезда к Небесам» – приводит героя Эдгара А. По, обманчиво радующегося ее появлению, на самом деле, к могиле его способности радоваться жизни.
И недаром в продолжении всего стихотворения упоминаются демоны, ведьмы, Астарта, в чью честь приносились человеческие жертвоприношения и с культом которой боролись ветхозаветные христиане. Все эти темные силы, на мой взгляд, символизируют преходящие земные блага и обманчивые удовольствия, заставляющие игнорировать наши лучшие светлые чувства. Зачастую путем обмана, приворота или колдовства все наше внимание направляющие на удовлетворение низших потребностей.
И только до тех пор, пока Праздник живет в наших душах, мы способны на творчество и на созидательную деятельность, и у нас есть шанс стать счастливыми в этом скупом на радость, но щедром на жестокосердие мире. А потому: берегите свою Улялюм! Праздник всегда с вами! Просто временами он спит и набирается сил.
Игорь ГУБЕЕВ
Читайте нас: