Озеро Абызово с его легендарным происхождением, отвесными скалами, пещерами и живописными окрестностями остается популярным объектом туризма и отдыха в Благовещенском районе. В пойме реки Белой близ озера Абызово много нефтекачалок, к ним ведёт укатанная грунтово-щебёночная дорога. А вы знаете, что здесь, всего в 35 км от Уфы, есть пещера "Абызовская"? С 1759 г. в ней велись разработки по добыче медной и железной руда для местного медеплавильного завода 1756 года постройки (Арматурный завод ОМК.) Озеро Абызово в то время было частью Белой, руду валили на плоты и сплавляли вниз по реке. Еще в канун Великой Отечественной войны пещера представляла собой огромный 3-этажный лабиринт.
Непосредственно верхний этаж представлял обычные заброшенные копи, с горизонтальными и вертикальными штольнями, часть вертикальных выходила наверх горы. Максимальная длина самой длинной штольни более 1,5 км.
Средний этаж: самая обычная сталагмитовая пещера, температура была всегда ниже 0.
Нижний: самый интересный. Главное, он находился значительно ниже уровня озера Абызово. На дне имелось озеро, называемое в народе "Слезное". С рассказа стариков, озеро всегда светилось и на этаже можно было передвигаться без факелов или даже читать. Имелись деревянные мостки с лодками – в "Слезном" водился таймень. На конечности озера имелись 3 непонятных прохода. В центральном, по легенде, жил дух пещеры – Василиск, огромная змея с головой петуха. Кто ходил туда – не возвращался. Боковые проходы постоянно светились блуждающими огоньками – спутниками сокровищ.
Конец пещеры печален, к середине 1943 года пещера превратилась в приют дезертиров. После нескольких неудачных попыток их выкурить, было решено взорвать все имеющиеся ходы, что и было сделано. Вход в пещеру остался, но больше ее никто не изучал.
В детстве, я очень любил ходить с дедом на рыбалку. Брал он меня с собой и с ночевкой. Мне очень нравилось сидеть у ночного костра и слушать рассказы дедов. Вот несколько легенд, которые врезались мне в память.
1
«В давние времена на территории Благовещенского района жил бай Абыз. За его жестокость, коварство и жадность народ прозвал бая Кара-Абызом, что значит Черный-Абыз. Долго Черный-Абыз притеснял своих соплеменников, но однажды терпение народа иссякло. Схватили они бая, связали, привезли на высокий утес и сбросили его с вершины. В момент гибели злого Абыза начался сильный дождь, а дождь – это предзнаменование хорошего, и люди поняли, что высшие силы считают их поступок справедливым и прощают их. Несколько дней шел сильный ливень, вся вода стекала в ущелье, где погиб бай. Когда дождь закончился, люди увидели, что у подножья утеса образовалось озеро. Оно и получило название Кара-Абызово. До сих пор это озеро существует и носит имя бая».
2
Есть предположение, что в конце 17 века в этой пещере обосновался знаменитый бандит – Ураков, более известный тем, что в его банде, еще мальчонкой, кашеваром, начинал С. Разин. Повзрослев, по официальной версии, он убил Уракова и принял руководство бандой. Не все согласны с этой версией, убийство Уракова – спектакль. На деле же Разин с многочисленными сокровищами отправил Уракова в наши края и он, охраняя сокровища, одновременно контролировал дорогу между Уфой и купеческим Бирском. Об этом косвенно некоторые названия населенных пунктов. Так «Дуванеи» (Дуван) – со старославянского – «Разбойничья добыча», а д. «Нахаловка» – просто «Бандитовка». Учитывая то, что дорога из Бирска в Уфу шла через Абызово, то самое вероятное место дислокации банды – Благовещенская пещера.
3
Вот еще один рассказ, услышанный от стариков, сидя у костра: «На повороте Белой, возле Красноярского острова встала на ночлег баржа с мукой. Молодой купец, наслышавшись рассказов о богатстве пещеры, взял с собой двух бурлаков, что посмелее, и отправился в пещеру. Они, преодолев все преграды, прошли в один из проходов, что был в районе «Слезного» озера и наткнулись на металлическую дверь. Открыли и в свете факелов увидели лежащий на земле, кованый гроб. Когда сбили с него цепи и открыли крышку перед ними, из него, встала красивая девушка и указала им на дно гроба, целиком усыпанного золотом, мол, берите. Но купец, испугавшись, схватил металлический прут и начал бить девку. Один из помощников крикнул: «Ты что делаешь? Бога побойся!». Как только было упомянуто имя Бога – все начало осыпаться. Помощника неведомым образом выкинуло из пещеры, его же спутники погибли под камнепадом».
4
Некая девица пошла в район современного Абызово собрать папоротника для лечебных целей и, не испугавшись россказней о Василиске, зашла глубоко в пещеру. Удивившись ее смелости, Василиск принял ее как дорогую гостью и показал места хранения многочисленных драгоценностей и кое-что подарил ей, взяв с нее слово, что она никому не расскажет о том, что было в пещере. Однако девица не сдержала слово и в пещеру потянулись «копатели» с заводского поселка. Смертельные случаи, травмы, неудачи не могли остановить кладоискателей – копали даже ночью.
В самый разгар «пещерной лихорадки» к дому, в котором жила вышеупомянутая девица, подъехала карета и вышедший молодой барин попросился на ночлег. Увидев девушку, остолбенел и сразу попросил у отца ее руки, предложив неслыханный выкуп. После свадьбы молодые сели в роскошную карету и отправились с друзьями жениха в Уфу, где якобы у барина был большой дом.
Проезжая мимо Абызова, вдруг лошади превратились в медянок, друзья – в летучих мышей, карета – в гнилой пень. Жених же оказался самим Василиском, уведшим девку с собой в пещеру. Поэтому и озеро на дне пещеры назвалось «Слезным», так как считалось, что его наплакала «жена» Василиска.