Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
18 Июля 2020, 20:04

Аксаковедение. Младший правнук «Багрова-внука» – композитор Сергей Сергеевич Аксаков. Часть третья

Несомненно, пик творческой деятельности» С.С. Аксакова – годы его пребывания в Шанхае. Там, в эмиграции, он, потомок крупнейших деятелей российской культуры, наследник и хранитель заветов русского искусства был востребован в наибольшей степени. Именно в художественной атмосфере «Русского Китая» его композиторское творчество оказалось особенно актуально. Однако в не меньшей, а может, и в большей степени был нужен его «дар просветительства», редкостное умение собрать вокруг себя людей, близких русскому искусству и самоотверженно бороться за то, чтобы «не погасла свеча» отечественной культуры.

Наконец, в 1954 г. семья Аксаковых получила долгожданное извещение, подписанное генеральным консулом СССР в Шанхае Н. Шестериковым, которое разрешало возвращение в СССР на работу по освоению целинных и залежных земель. Выезд был назначен на 16 июля 1954 г. В статье Л. Черниковой ошибочно утверждается, что С.С. Аксаков вернулся в СССР в 1946 г. (Черникова Л. Указ. соч. С.150)
При отъезде из Китая Шанхайская государственная консерватория выдала С.С. Аксакову удостоверение о трудовой деятельности, в котором выразила «глубокую благодарность за его долгую работу в области музыкальной педагогики». Подлинник документа находится в личном архиве семьи И.С. Аксаковой. Подписавший его ректор консерватории Хе Лу Дин являлся учеником С.С. Аксакова.
Летом 1954 г. семья Сергея Сергеевича оказалась в совхозе «Новоивановский» Омской области, основной контингент работников которого составляли ссыльные молдаване. Поселили Аксаковых в пустующей в летний период сельской школе, которая представляла собой одно большое помещение, разделенное на две части занавесками. Одну половину заняла семья композитора, а в другой разместилась семья переселенцев. На третий день в село из области прибыл ревизор по перемещенным лицам, которому хватило одного взгляда на растерянное лицо композитора, чтобы понять его душевное состояние. После короткого диалога ревизор посоветовал Сергею Сергеевичу немедленно ехать в Омск, получить паспорт и обратиться в соответствующие музыкальные инстанции. Все так и случилось. Ему удалось получить работу руководителя фортепианных и теоретических классов в музыкальной школе города Тара Омской области.
В сентябре 1955 г. с согласия композитора Министерство культуры СССР направило его для музыкально-педагогической деятельности в Минск, где он преподавал в музыкальном училище при Минской консерватории. В статьях об Аксакове пишут, что власти, установив надзор за репатриантами, запретили Аксакову проживать в Москве и крупных городах России. Это не соответствует действительности. Выбор Минска для места жительства во многом обуславливался материальными соображениями, возможностью быстро получить квартиру и медицинское обслуживание, которое было для него важно в силу возраста.
В письме дочери Ире отец указывал: «В пределах РСФСР не оказалось ничего подходящего – везде ничтожные оклады, не ехать же на 800 рублей. В Белоруссии же положение другое. …распоряжением Зам. Министра культуры мне предложено самому съездить в Минск, чтобы выяснить лично с Министром культуры Белорусской ССР город, оклад и квартирный вопрос. Принципиально вопрос уже решен ими по телефону, но детали надо выяснить на месте».
В течение года, ожидая квартиру, Аксаковы жили в номере люкс минской гостиницы «Беларусь» на полном обеспечении государства. 8 октября 1955 г., композитор получил письменное уведомление, подписанное Г. Восканяном: «По поручению Т.Н. Хренникова сообщаю Вам, что 4/Х с<его> г<ода> за его подписью направлено письмо Секретарю ЦК КП Белоруссии тов<арищу> Патоличеву с просьбой содействовать предоставлению Вам квартиры. Что касается Ваших фортепианных произведений – они будут рассмотрены Ред<акционным> Советом в октябре – ноябре и, в случае принятия их, будут включены в план изданий 1956 года».
В 1956 г. семье С.С. Аксакова была выделена отдельная квартира в столице Белоруссии. Сестре Кире Митрофановне (от 16 июля 1956 г.) он пишет: «Я получил квартиру в новом доме со всеми удобствами, но мы будем переезжать только 20 июля, т. к. там еще нет света».
Вскоре Аксакова признали «деятелем советской музыкальной культуры», в 1955 г. избрали членом Музыкального фонда СССР при Союзе композиторов СССР, а в 1957 г. – членом Союза композиторов СССР. Произведения, написанные в Китае, наконец-то увидели свет. Они исполнялись на концертах, песни пелись в хоровом исполнении и на эстраде, на радио был открыт цикл передач с участием Сергея Сергеевича.
В этот период жизни С.С. Аксаков написал концертную увертюру, симфоническую фантазию «Над Неманом», симфоническую поэму «В Журавской пуще», романсы, песни, этюды, вальсы. На творчестве этого периода отразились требования, которые предъявлялись к советским композиторам, проявилась идеологическая ангажированность – «Песнь о Ленине», «Марш молодежи» и т. д. В советское время была известна симфоническая поэма Сергея Сергеевича «В Туровской пуще», написанная на стихи поэта В. Дубовки. Она посвящалась советским воинам, сражавшимся в годы Великой Отечественной войны. На мотивы стихов поэта Якуба Колоса он написал поэму для оркестра «Лесная сказка».
В 1961 г. С.С. Аксакову исполнилось 70 лет, Минское отделение Союза композиторов СССР и общественность Минска широко отметили это событие. Из письма композитора двоюродной сестре Кире Митрофановне: «11 января в Союзе композиторов торжественно праздновали мой 70-летний (увы!) юбилей. Было много телеграмм и приветствий, в том числе от Министра культуры, от Союза писателей, от Союза композиторов и др. организаций и лиц. После торжественной части был большой концерт из моих произведений. В результате я очень устал и сейчас мечтаю только об отдыхе».
Умер Сергей Сергеевич Аксаков 4 сентября 1968 г. и был похоронен в Минске. После смерти композитора в «Литературной газете» вышла маленькая заметка-некролог С.И. Машинского «С.С. Аксаков». В ней был описан жизненный путь и творчество, но главное внимание было уделено родству с семьей Аксаковых, а эмигрантский период жизни и творчества С.С. Аксакова был обойден молчанием. «Когда уходят из жизни представители прославленных фамилий, возникает такое ощущение, словно обрывается какая-то живая нить истории, точно канет в безвозвратное прошлое еще одно из ее бесконечных звеньев. И вместе с тем еще острее чувствуешь, сколь неразрывно связаны между собой век нынешний и век минувший, сколь едино и непрерывно в своем историческом развитии то, что мы называем духовной культурой народа».
Первая жена С.С. Аксакова Вера Евгеньевна прожила около 104-х лет, ее 100-летие отмечали в Сан-Франциско 2 июля 1991 г. Их дочь Ляля (Вера Сергеевна Аксакова) после смерти мужа Виктора Андреевича Меньшикова вышла замуж за Вадима Норкевича, давнего поклонника еще по Шанхаю, так что остаток ее жизни не был обделен вниманием. Ее дети полностью ассимилировались. Вера Сергеевна умерла в августе 1998 г. в Сан-Антонио (штат Техас), где проживала ее дочь Наташа, но похоронена, как и ее мама Вера Евгеньевна, в Сан-Франциско.
9 января 2005 г. в квартире Ирины Сергеевны встретились представители двух ветвей Аксаковых, в роду которых были писатели и композиторы, военачальники и государственные чиновники. Всех их объединяют справедливый аксаковский характер и врожденное чувство любви к Родине. Ирина Сергеевна Аксакова покинула этот мир 7 октября 2007 г.
Ее младшая сестра Ольга Сергеевна Аксакова работала сотрудником Минского музея изобразительных искусств. Была замужем за Валерием Борисовичем Зайцевым. У нее две дочери Екатерина и Наталья (последняя сохранила фамилию Аксакова). Ольга Сергеевна умерла 22 февраля 1987 г. и похоронена в Минске. Ее дочери и внучки в настоящее время проживают в Белоруссии, в Минске.
В Российском государственном историческом архиве сохранилось личное дело С.С. Аксакова и ряд других документов. (См.: РГИА. Ф. 1162. Оп. 7. Д. 14 (личное дело)).
А в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства сохранился личный фонд С.С. Аксакова, в котором находятся 54 единицы хранения за 1850–1957 гг. на русском и белорусском языках: «Нотные рукописи С.С. Аксакова: романс для фортепиано “Фиалка”, марш для смешанного хора, романсы и песни для хора. Рукописи С.С. Аксакова: статьи и воспоминания. Письма С.С. Аксакову от А.Т. Гречанинова. Документы к биографии С.С. Аксакова. Документы об С.С. Аксакове. Документы, собранные С.С. Аксаковым для своих работ. Фотографии, индивидуальные и в группах». (Архивный шифр: BY БГАМЛИ ф. 95; см.: http://fk.archives.gov.by/fond/105603/).
Основные источники
Айзенштадт С.А. Из истории русской музыкальной эмиграции в Шанхае 30-х годов XX столетия: С. Аксаков и А. Черепнин // Культурное наследие России и русское зарубежье в XXI веке: материалы Международной научно-просветительской конференции (23-25 ноября 2015 г., г. Хабаровск) / науч. ред. Е.В. Савелова, С.Ю. Лысенко; сост. Е.Н. Лунегова. Хабаровск: ФГБОУ ВПО «ХГИИК», 2015. С. 3–13.
Аксаков Сергей Сергеевич // Бернард Г.Б., Ямпольский И.М. Советские композиторы и музыковеды. Т. 1. А–И. М., 1978. C. 19.
Аксаков Сергей Сергеевич (композитор) // https://ru.wikipedia.org/wiki...
Бондаренко В. Сергей Аксаков. Тёзка великого прадеда // https://imhoclub.by/ru/material/sergej_aksakov_tezka_velikogo_pradeda
Гречанинов А.Т. Дом Аксаковых. Перелом в моем творчестве // Гречанинов А.Т. Моя жизнь. New York: Изд. «Нового журнала», [1951]. С. 97–99.
Журавлев Д.Н. Композиторы Советской Белоруссии: Краткий биогр. справочник. Минск: Беларусь, 1966. С. 30–32.
Кулешов А.С. Композитор на целине // Родина. 2005. № 12. С. 112–114.
Кулешов А.С. Сергей Аксаков – композитор, правнук писателя // Бельские просторы. 2006. № 9. С. 122–128; то же: http://www.hrono.ru/text/2006/kulesh09_06.html
Кулешов А.С. Сергей Сергеевич Аксаков, русский – советский композитор // Кулешов А.С. Аксаковы. История разбитых судеб. М.: Территория, 2009. С. 172–193; то же: http://aksakoff.ru/2010/01/chapter3/
Кулешов А.С., Наумов О.Н. Аксаковы. Поколенная роспись. М.: Территория, 2009; то же: http://aksakoff.ru/genealogy/gen28/
Машинский С. С.С. Аксаков: [некролог] // Литературная газета. М., 1968. 16 октября. № 42. С. 5.
Наумов О.Н. Аксаков Сергей Сергеевич // Аксаковы: семейная энциклопедия / под ред. С.М. Каштанова. М.: Политическая энциклопедия, 2015. С. 60–62.
Сергей Сергеевич Аксаков (1890–1968) // http://www.aksakov.info/index.php?id=112
Черникова Л.П. Композитор Аксаков // Бельские просторы. 2002. № 9. С. 144–150; то же: Аксаковский сборник / отв. ред. Г.О. Иванова; гл. ред. М.А. Чванов. Уфа, 2005. Вып. 4. С. 127–133.
Черникова Л.П. Неизвестный Аксаков. (27.07.2003) // https://www.russianshanghai.com/hi-story/now/post411
Черникова Л.П. С.С. Аксаков в Шанхае // Аксаковский сборник / ред.-сост. Г.О. Иванова. Уфа, 2008. Вып. 5. С. 243–253.
Сергей МОТИН