Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
17 Июля 2020, 18:26

Аксаковедение. Младший правнук «Багрова-внука» – композитор Сергей Сергеевич Аксаков. Часть вторая

Открывшаяся в 1927 г. Китайская национальная консерватория пригласила в состав профессуры Б.С. Захарова, С.С. Аксакова, Томскую, Славянову и других русских преподавателей. Тогда же была принята и утверждена программа русских консерваторий. Шанхай становится музыкальным центром для всего Китая, куда съезжались молодые китайские таланты учиться у русских музыкантов искусству.

Переезд в Шанхай предоставил Аксакову возможность широко проявить свои таланты: он становится профессором Шанхайской консерватории, ведет теоретические предметы и историю музыки, самостоятельно выступает с концертами как пианист, становится инициатором и создает Шанхайское просветительское общество, где выступает в качестве лектора и музыканта, пропагандируя шедевры мировой музыки. В эмигрантских газетах «Шанхайская Заря» и «Слово» он начинает вести специальные разделы, посвященные музыке и музыкальным коллективам Шанхая, освещает гастрольные новинки. Еженедельно печатаются его рецензии и заметки. В качестве лектора он выступает в знаменитом содружестве «Понедельник», в Арт-Клубе, на артистических капустниках и др. Аксаков открывает даже свою частную музыкальную студию.
В августе 1929 г. в Шанхай пришло известие, что С.С. Аксаков получил предложение от одной из крупнейших американских издательских фирм «Sam Fox Publishing Company» на издание его музыкальных произведений.
На вернисаже известного эмигрантского художника М.А. Кичигина, состоявшемся в феврале 1930 г., Аксаков впервые предложил «иллюстрировать» музыкой разнообразные живописные полотна. Концерт носил камерный характер, руководил им сам инициатор. Он же исполнил ряд своих собственных вещей, подобранных специально для вернисажа. Выставка имела громадный успех, в немалой степени благодаря участию талантливых музыкантов.
Тогда же в газете «Слово» была помещена большая статья «Оценка творчества композитора С.С. Аксакова». После серии концертов, которые Аксаков дал как композитор и пианист, русские газеты и русская публика единодушно признали его успех. Не обошла своим вниманием творчество Аксакова и иностранная пресса. Так, в «Шанхайской Заре», в обзоре иностранных газет, читаем: «В воскресном номере иллюстрированного приложения к “Nord China Daily News” почти целая страница посвящена творчеству композитора С.С. Аксакова. Имеется портрет этого русского композитора. Напечатана, в весьма лестных выражениях, его биография. Кроме того, приложено факсимиле одной из последних композиций С.С. Аксакова “Этюд романтик”. Под факсимиле – подпись композитора. “Nord China Daily News” отмечает, что творчество С.С. Аксакова вызывает к себе в Шанхае среди любителей и знатоков музыки повышенный интерес».
В это время Аксаков написал цикл вокальных интерпретаций на стихи Анны Ахматовой, музыку на слова известного писателя А.М. Ремизова. Всего же к тому времени ему принадлежало более 30 романсов, много фортепьянных пьес и сонат, несколько хоров, симфоническая поэма «Из Данте», была начата работа над оперой «Психея». Музыкальными критиками он воспринимался как композитор лирического направления. Рецензенты давали следующие характеристики его творчеству: «Последний период музыкального творчества С. Аксакова представляет собой сферу новых особых исканий. Это направление мы попытаемся охарактеризовать как стилизацию романтизма, своеобразный и самобытный “неоромантизм”» (Цит. по: Черникова Л. Композитор Аксаков // Бельские просторы. 2002. № 9. С.147.)
В русских газетах Шанхая можно найти немало сведений об исполнении произведений Аксакова. Судя по отзывам, новаторские искания, столь типичные для композиторской молодежи первых десятилетий XX, не были яркой отличительной чертой композитора – он выступал как продолжатель романтических традиций предыдущего столетия. «С.С. Аксаков в музыке не новатор, но в его работах нет ничего банального, рутинного. Молодой композитор нашел свои звучания для пережитых чувств, красивые и сильные. Он чистейший лирик и в этом отношении многое обещает в будущем» – отмечено в одной из рецензий на его концерт в Шанхае.
По всей вероятности, Аксаков хорошо владел фортепиано – во всяком случае, он нередко выступал в качестве пианиста, аккомпанируя свои сочинения, а также собственный Фортепианный концерт (совместно с городским симфоническим оркестром под управлением итальянского дирижера М. Пачи). Занимался он и фортепианной педагогикой. В частности, у Аксакова обучался игре на фортепиано будущий крупнейший композитор Китая Хэ Лутин.
Важнейшим событием в музыкальной жизни Китая стал организованный композитором А.Н. Черепниным на собственные средства первый в истории страны конкурс молодых композиторов. Председателем стал сам Черепнин, членами жюри – Сяо Юмэй, Захаров, Аксаков и композитор Хуан Цзы. Первое место получила пьеса Хэ Лутина «Флейта пастуха». О проницательности жюри свидетельствует то, что это небольшое сочинение до сего времени любимо в стране, а его автор стал одним из ведущих композиторов КНР.
В 1934 г. Аксаков женился вторично на дочери богатого фабриканта и домовладельца Клавдии Степановне Ивановой-Колударовой (1905–1996). От этого брака родилось две дочери: Ирина (31.8.1939) и Ольга (1.11.1942).
Совершавший мировое турне великий шахматист А.А. Алехин прибыл в Шанхай в 1935 г. В газетах писали о приятельских отношениях двух знаменитостей – оба в свое время учились в Поливановской гимназии в Москве. Литературно-художественное объединение шанхайцев «Понедельник» провело в честь русского гроссмейстера шахматно-развлекательный юмористический вечер.
В ноябре 1935 г. произошло объединение двух эмигрантских организаций, находившихся в Шанхае – «Востока» и «Шанхайской Чураевки». Председателем единого общества, получившего название «Шатер», стал С.С. Аксаков. В состав объединения входили люди творческих профессий – музыканты, поэты, художники, они издавали сборник «Врата», который пользовался большой популярностью среди эмигрантов.
В декабре 1935 г. Русское просветительское общество способствовало открытию в Шанхае Первой русской музыкальной школы, в правление которой вошли С.С. Аксаков, Б.М. Лазарев, Л.Я. Зандер-Житова и другие. Предполагалось также организовать специальный классы по теории композиции и оперный, лекции по истории музыки должен был читать С.С. Аксаков.
Благодаря книге известного исследователя русской эмиграции Г.В. Мелихова «Китайские гастроли: неизвестные страницы жизни Ф.И. Шаляпина и А.Н. Вертинского: к 100-летию Харбина» (М., 1998), впервые в нашей стране увидела свет знаменитая рецензия С.С. Аксакова-музыковеда на творчество Федора Ивановича Шаляпина. В этой рецензии, напечатанной в 1936 г. в эмигрантских газетах «Шанхайская Заря», «Слово» и «Заря», с большим талантом и музыкальным чутьем был проанализирован творческий путь и особенности музыкальных исканий Ф.И. Шаляпина. Сам Федор Иванович был благодарен рецензенту за глубокое понимание и проникновенную передачу его театрально-вокальных реформаций.
С первой супругой Сергей Сергеевич поддерживал дружеские отношения и вел переписку, а через некоторое время к отцу в Шанхай приехала дочь Ляля. Клавдия Степановна сразу подружилась с молодой красивой девушкой. Очень скоро Ляля вышла замуж за преуспевающего бизнесмена Виктора Андреевича Меньшикова (в семье у него была кличка Hello-boy), который вел коммерческие дела с японцами, что в то время в Китае считалось чуть ли не преступлением, поэтому в семье об этом говорили шепотом, а при посторонних вообще умалчивали.
Ляля жила в роскоши в самом престижной районе города, а на Пасху всегда одевала ожерелье из золотых пасхальных яиц, которые по традиции ей каждый год дарили родные и близкие. Очень скоро у нее родилась первая дочь Наташа, а затем у ее отца появилась на свет дочь Ира. Следом у Ляли родилась вторая дочь Таня, а за ней у Сергея Сергеевича – дочь Оля. Получилось, что тетки были младше своих племянниц. Дружили девочки попарно в соответствии с возрастом. Повзрослев, Наташа с Ирой уже думали о кавалерах, а младшие Таня и Оля еще носились в компании сверстников по Шанхаю. Однако в воспитании детей наблюдалась существенная разница. Наташу и Таню воспитывали в американском духе, для них культом было все, сделанное в США.
Сергей Сергеевич придерживался чисто русской школы воспитания, основанной на отечественной классике и православных устоях. В Сочельник глава семьи неизменно садился за фортепиано и исполнял печальную лирическую мелодию из одноактной оперы В.И. Ребикова «Елка», а на Пасху в его обязанности входило проращивать овес, в чьи зеленые ростки клали разноцветные пасхальные яйца, которых обязательно должно было быть сто штук. Клавдия Степановна выпекала двадцать куличей, готовила пасху и собственноручно огромную рульку окорока. Стол постоянно был готов к трапезе, а двери дома открыты для гостей.
Именно русская школа воспитания была причиной возмущения в кругу семьи, когда «Семейная хроника», автором которой являлся прадед композитора С.Т. Аксаков, после перевода на французский, вышла в свет под названием «Полудикари». Сергей Сергеевич добился снятия тиража с продажи.
С началом Второй мировой войны, а позднее – с началом Великой Отечественной, во всем мире в среде русской эмиграции произошел раскол, разделивший русских беженцев на пораженцев и патриотов. С ходом боев в Европе все сильнее охватывали людей патриотические чувства, все больше людей обращалось в советские консульства разных стран с просьбой разрешить им вернуться на родину. В Генеральное консульство СССР в Шанхае с просьбой о разрешении вернуться на родину стояли многотысячные очереди. В числе этих лиц был и композитор С.С. Аксаков. После Победы 1945 г. многие эмигранты ожидали ответа-разрешения, но документы рассматривались медленно, процесс возвращения затягивался.
В 1946 г. семья Аксаковых получила советское гражданство. Тогда же общество граждан СССР в Шанхае приняло композитора в свои ряды, где в рамках общественной работы Сергей Сергеевич до июля 1954 г. читал цикл лекций по истории музыки, участвовал в концертах в дни государственных праздников и знаменательных дат. Все шло к тому, чтобы возвращаться на родину. Но ухудшилось здоровье брата – Константина Сергеевича, которого композитор не только искренне любил, но и считал своим ангелом-хранителем. Болезнь и последующая смерть брата (23.11.1950) отложила возвращение на родину и позволила избежать неминуемой участи первых возвращенцев – сталинских лагерей. Сергей Сергеевич потом часто повторял своим детям, что покойному Константину он обязан жизнью.
Сергей МОТИН
Продолжение следует…