Очень точное название подборки стихотворений поэта-сибиряка Владимира Корнилова «Берег детства» отражает её главную задумку: все стихи, так любовно подобранные и замечательно сочетающиеся между собой, говорят об истоках русского строя души, о глубинной принадлежности самого поэта к крестьянским корням, о его беззаветной любви к величавой и прекрасной природе матушки-Руси.
Владимир Корнилов – поэт духовного, православного направления, выбравший темами своими художественное изображение быта и характера русских людей, воспевание бескрайних российских просторов, великую убеждённость в то, что Россия выстоит в любых невзгодах и сумеет превозмочь все тяготы, какие выпадают на её долю. И выбор этот неслучаен: просто поэт так живёт, так мыслит, так дышит – а потому и стихи его невероятно искренни, чисты, точны и красочны, наполнены узнаваемыми деталями, предельно высокими чувствами и сердечным биением настоящего сына и патриота земли русской.
Композиционно подборка выстроена совсем несложно – да здесь и не требуются специальные сюжетные ходы. Всё предельно ясно: поэт начинает с истоков, с рассказа о своём происхождении («Кузнец Корнила»), затем следует история рождения самого поэта, а потом – неспешный и несуетный разговор о людях, с которыми сводила судьба, о впечатлениях и встречах, и через все стихи проходит красной нитью любовь к родным пейзажам, негасимая вера в могущество и стойкость России, в бессмертную и высокую душу её народа.
Первое стихотворение представляет собой небольшой рассказ об истории рода поэта. Но Владимир Корнилов никогда не останавливается на простом описании – хотя это он делает мастерски, со знанием предмета, с прекрасным вкусом. Любое его стихотворение, даже самое небольшое, обязательно содержит какой-либо метафоричный вывод, философскую подоплёку. И здесь судьба кузнеца, создавшего крепкую семью и славного своим ремеслом, сообщает нам гораздо больше обычного бытового контекста: автор показывает, что только трудом по-настоящему интересен и велик человек, только своим делом можно выковать себе достойное имя, которое хочется с гордостью передавать своим детям и внукам, только в упорной работе закаляется, хорошеет и растёт душа:
С лицом, покрытым едкой сажей,
Он был красив, как в гневе Бог.
И – потрясающие по своей силе заключительные строки стихотворения:
…В поющем пламени горнила,
Нагрев до белых брызг металл,
Прапрадед мой – кузнец Корнила –
Сколько истинной гордости, сколько жизненной правды в этом высоком обобщении!
Далее поэт рассказывает о своём рождении – в трудные для страны годы, когда женщинам нередко случалось рожать прямо в поле, во время уборки пшеницы или, вот как в этом стихотворении, – на делянке. Некогда в те времена было сидеть в декрете и отдыхать – вся страна была сплочена в едином трудовом порыве! Однако голод и недород не помешали появиться на свет новой жизни. Конечно, впечатления о том дне сложились у автора со слов взрослых очевидцев его рождения, но они так пропущены через сердце поэта, в них столько удивительных подробных деталей, словно он действительно помнит этот миг своего появления на свет!
Изумителен образ старого ворона:
Лес был полон рабочего люда.
Каркал ворон, встревоженный гудом,
Одряхлевший, как старый колдун.
Какая сочная картинка сразу же возникает в читательском воображении! Владимир Корнилов большой мастер на подобные точнейшие картины, словно светом карманного фонарика выхваченные из общей картины жизни: они до того выпуклы и красочны – хоть в рамку вставляй!
Добрыми воспоминаниями и сердечной благодарностью наполнено стихотворение «Учительница», посвящённое школьному преподавателю истории. Читая эти светлые строки, понимаешь, каким образом сформировались у автора такая нежность к родному краю, такой интерес к российской истории, такое бесконечное неравнодушие ко всему, что происходит в мире.
Мы опыт черпали накопленный.
Вот перед нами Русь в тиши
На рубежах застыла копьями…
И – удивительная, неожиданная, очень нетривиальная концовка, когда от уроков истории автор вдруг переходит к живому чувству:
А стон врагов и стук копыт
Терялись там, вдали, за грозами…
Но Русь по-прежнему стоит –
В озёра смотрится берёзами.
Именно эти слова и являются ключевыми, они и есть – самая большая благодарность той, что научила любить свою Родину и верить в неё – безоглядно и высоко.
Красоту и необходимость для жизни крестьянского труда поэт воспевает ненавязчиво, неплакатно, нешаблонно – чистыми мазками, выпуклыми зарисовками, яркими набросками характеров и лиц деревенских тружеников. Видно, как автор искренне любуется ими. Таковы стихотворения «Усть-Кода», «Сенокос», «В страду», «Горожанки»…
Невозможно не залюбоваться героями Корнилова вслед за ним:
Здесь все избы покрытые тёсом.
Та же синь, отражённая плёсом…
Косы тонко над лугом тенькают.
Косари, как ватага Стенькина, –
В этом буйном разгуле трав…
И мужики, стряхнув с себя усталость,
Уйдут вершить зароды дотемна.
В деревне только немощная старость
От жарких дел в страду отстранена.
Примечательно стихотворение «В августе» – о лопухе, неприметном огородном растении:
…Отшельник, отвергнутый всеми,
Познал он и тяпку, и плуг…
Но в августе гордое семя –
Лазоревым вспыхнуло вдруг.
Мысль о том, что за внешней неказистостью может скрываться большое пламенное сердце, родниковая душа, звучит в этом стихотворении щемящее и очень по-корниловски, проникновенно и с большим сочувствием, хотя и не без самоиронии:
И он восхитился растеньем, –
Хоть с виду лопух неказист,
Но нежное в бликах цветенье
Стихами просилось на лист…
И пасынок жизни суровой –
Восславлен был праведным словом
Совершенно особенно представлена в подборке пейзажная лирика: остро, духмяно, нежно и мелодично пишет поэт свои картины русской природы, не жалея красок, не упуская ни одной детали. От его взгляда не ускользает ничего – каждая, казалось бы, мелочь ложится в стих, становится темой для раздумий о судьбе России, о добре и зле, о любви и противостоянии. Пейзажные стихи Корнилова дышат, поют, светятся всеми красками, открывая глубокие философские раздумья и переживания самого поэта, его нежность и любование родными просторами, его тревоги и чаяния. Тонкий народный юмор, богатый насыщенный лексикон, замечательные самобытные рифмы, плотная образность отличают стихотворения «Барышня-осень», «В сентябре», «Осеннее настроение». Неизбывная печаль, столь свойственная русской душе, пронизывает все эти осенние строки – однако Корнилов очень точно угадывает грань, отделяющую печаль от тоски, грусть – от уныния, элегические мотивы – от упаднических настроений.
Небо бездонно от просини.
Барышня, нам не до осени:
…Храм осенний светел и велик –
Благодатью Вышней сотворён.
Как прекрасен он и огнелик,
Солнцем осиян со всех сторон!..
После теплых летних дней.
Основная мысль всей подборки пронзительно высвечивается в стихотворении «Я деревню из детства…». Потому и хочется читать и перечитывать эти стихи, что они абсолютно живые и естественные, наполненные природной органичной духовностью и светом добра, поисками новых высот и глубочайшей сердечной привязанностью к отчему краю.
И эта абсолютная подлинность чувства подкупает читателя и уводит за собой в те заветные пределы, где поэт просыпается засветло, чтоб не пропустить ни секунды красоты земного бытия,
Чтоб хмурый день, разбуженный зарёй,
Наполнить вешней музыкой сегодня,
Сверху огненной птицей солнышко
Творить собственную песню, положенную на исконные традиции духовной русской поэзии, настоянную на лучших образцах отечественного поэтического слова, – это ли не счастье? И пусть песня Владимира Корнилова взвивается высоко-высоко – во все стороны неоглядных российских просторов, с бесконечной сыновней нежностью воспеваемых и хранимых поэтом.
член Союза писателей России