Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
20 Декабря 2019, 20:20

Судьба рукописей в современном мире: прийти к читателю или пропасть в братской могиле

Интересная, но противоречивая ситуация складывается на просторах писательских дел. В Советском Союзе существовал один Союз писателей СССР с хорошей материальной базой. У него были неплохие возможности для печати книг признанных мастеров и поиска начинающей талантливой молодежи, обеспечения писателей всеми материальными благами, в том числе путевками в собственные Дома творчества, пансионаты и санатории. А главное была, по-видимому, негласная установка: живешь, писатель дорогой, хорошо, но иногда отодвигайся – давай дорогу новым именам.

С распадом Союза мощные творческие союзы распались на «кружки» по интересам. Не стало единого союза писателей, появилось несколько структур: Союз писателей России, Союз российских писателей, Интернациональный союз писателей, публицистов, драматургов, Евразийская творческая гильдия, союз «21 век» и другие.
Все это, по сути, бизнес-структуры. Что скрывать. Выгодный ли это бизнес? Относительно, наверно. Мы хорошо знаем, как экономические кризисы, сложная внешняя обстановка влияют на востребованность интеллектуального труда. В трудные годы зрелища отодвигаются на задний план, больше требуется хлеба. Отсюда мое глубокое убеждение в том, что писательским трудом сегодня могут заниматься только обеспеченные люди. Ибо пишущим за все приходится платить немалые деньги: за публикацию, продвижение, участие в литфестах и прочее. Самая сложная часть процесса – реализация книг – все равно остается заботой самого автора. Увы!
Писательским трудом я занялась вплотную четыре года назад. При этом я не преследую цели удовлетворить свои амбиции. Нет. Главное для меня – высказать наболевшее, созревшее в душе, донести до людей. И хочу в этой статье высказать свои мысли по поводу союзов.
Вопрос, вступать или не вступать в сообщество, каждый решает для себя сам. Я подумала, что мне это надо.
Союз писателей России затребовал не менее пяти публикаций в избранных ими журналах. При этом объем не имеет значения. Ты можешь напечатать по одному разу пять стихов на 4–8 строк, и ты уже член. Но один опубликованный роман в 300–600 тысяч знаков не дает тебе права претендовать на членство. Но, учитывая два фактора (публикации теперь в основном платные, а неизвестному автору, новичку, пробиться весьма проблематично), возможность стать членом СП РФ равна мизерному проценту.
Союз российских писателей потребовал три рекомендации от действующих членов союза. Я обратилась к четырем дамам, с которыми мы давно знакомы по журналистскому цеху и по литобъединению, но они мне по разным причинам отказали.
Евразийская творческая гильдия (ЕТГ) и Интернациональный союз писателей, драматургов и публицистов (ИСП) не ставят особых условий: плати вступительный и ежегодные взносы, и с гордостью прижми к груди корочку или повесь на стенку сертификат. Поэтому я являюсь членом этих двух союзов, которые не требуют унижений перед весьма странными коллегами.
В среде пишущей братии отношение к ИСП, Гильдии и им подобным структурам ироничное (именно по причине демократичности приема, я думаю) и даже злое («наживаются на нас!»). И я разделяла эту позицию вначале.
Конечно, ситуация складывается однозначная – писатель пишет даже удачные вещи, но не получает за труд ничего или крохи в журналах и газетах. Эта работа – сложная, надо сказать! – не кормит. Поэтому то, что заработала журналистским трудом, я трачу на писательские дела. Это еще одно доказательство моей правоты в том, что писательство в наше время – это хобби. Увы!
Что дают автору литфесты
Впервые на литфест я приехала на Роскон-2017 (ИСП) в Подмосковье, куда отправила свою вторую вещь – рассказ «История повторяется дважды» (теперь после ряда изменений он называется «На берегу Непростой реки»). Мою вещь С. Лукьяненко не взял в свой мастер-класс, потому что назвать его фантастическим было на самом деле затруднительно. Но мне позвонила куратор по просьбе одного члена жюри, который в поезде почитал рассказ, и предложила отдать его на обсуждение В. Васильеву. Конечно, я согласилась. А в душе отметила, что наши тексты, выходит, не безразличны ИСП. Это было приятное открытие.
Второе приятное открытие сделала на самом обсуждении. Васильев и Кругосветов доброжелательно отозвались о моем опусе. Когда же я задала вопрос о правомерности применения «нулевого» стиля, разгорелась небольшая дискуссия. Как горели глаза, и какой проявили энтузиазм, в том числе А. Гриценко. Значит, это не сытые безразличные бизнесмены, а люди, искренно заинтересованные в том, чтобы помочь автору увидеть свои достоинства и недостатки… И, разумеется, замечательные моменты общения с пишущими людьми.
Вторая поездка состоялась на литфест в Таиланд по линии ЕТГ. Поездка обошлась очень дорого. Пришлось платить за посещение почти каждого мероприятия. Награждение победителей и финалистов конкурсов состоялось во время ужина, за который тоже надо было заплатить в валюте. Туда я отправила свое первое произведение – сказочную повесть «Морозята и Холодрыга». Она вошла в число финалистов. Кроме того, была отмечена Почетной грамотой Международной ассоциации «Генералы мира – за мир». Да, чувство удовлетворения небольшое было: из 800 присланных работ уважаемые боевые генералы вручили грамоты только восьмерым авторам. Выплата премий не предусмотрена, хотя они заявлены. Эти деньги остаются в оргкомитете. Победителям оплачивается часть расходов на литфесты, а одно (могу ошибаться) произведение одного победителя будет опубликовано в Лондоне. Круто!
Что у нас, непобедивших, в сухом остатке? Почти год я работала над повестью, не замечая смены времен года и забросив все дела. Еще больше года я ее «чистила», редактировала. И получила, грубо говоря, две бумаги – сертификат финалиста и грамоту. И побывала за свой счет на дорогом, пафосном мероприятии, где просто констатируют факт того, что ты мастер. Или не мастер. А ведь мастер-классы просто необходимы непрофессионалам... Итоговое мероприятие 2019 года состоялось в Брюсселе, и эта поездка стала еще более дорогостоящей. Поэтому не все финалисты смогли потратиться на эту поездку.
Замечательный литфест состоялся в июне 2019 года в Крыму, I Международный фестиваль имени А. Пушкина. На конкурсы я отправила рассказ, статьи и первую книгу мемуаров «Чертополох с окраины Уфы», которую я писала, иногда не видя строк сквозь слезы огорчения, радости или благодарности к людям, с которыми сводила меня судьба. И потому что, пока работала над мемуарами, уходили из жизни мои герои – любимые учителя, институтские преподаватели, родные люди, друзья. Все сохраненные с детства письма и дневниковые записи были перечитаны, перенесены в роман. Все пережитое было заново пережито. Словом, это было рождение ребенка. И, соответственно, особое чувство любви и трепетного отношения к этому произведению. Ну я немного расчувствовалась, это не имеет, наверно, отношения к теме статьи… Незадолго до поездки мне несколько раз звонила из Москвы куратор проекта по поручению А. Гриценко (ИСП). Из дополнительных поручений следовало – Александр читает все присланные работы. Уже прикидывает какие-то возможности для авторов, серьезно готовится к мастер-классам. И это вызвало надежду, что в очередной раз на литфесте ИСП авторы услышат объективную критику своих произведений, и, возможно, для кого-то откроются хорошие возможности для публикации даже на гонорарной основе.
Я читала тексты конкурсантов, и на меня обрушились вселенные! Проникновенный художественный мир А. Окатовой, наполненный запахами, чувственностью, яркими картинами; необычные исторические сведения в рассказах О. Черниенко; милые детские рассказы Л. Ударцевой, Волги Котт и С. Засядкина; крымские рассказы Н. Балицкого; живой выразительный мир обычных дней В. Сна; яркие образы, фантастические события, профессионально описанные И. Самойловым; серьезный вдумчивый стиль повествования Л. Кругосветова. Произведения все разные по уровню мастерства, жанровым особенностям, стилю и языку. Но у каждого свой индивидуальный художественный мир, что в совокупности создает картину разнообразного мира, житейских впечатлений.
Несомненно, анализ текстов на мастер-классах, пожелания опытных литераторов были полезны для нас. Лучшие произведения были не только отмечены дипломами, но, что гораздо важнее для авторов, рекомендованы к печати. Так мой рассказ опубликован в журнале «Зеленый луч» (г. Астрахань).
Надо ли участвовать в литконкурсах
Будем откровенны. Большинство наших текстов окажутся в большой братской могиле, так и не прочтенные и неоцененные человечеством. Увы! Но это не факт. Для того бизнес-структуры под названием «союз писателей» просеивают наши тексты через сито своего профессионального анализа, чтобы грамотно указать на недочеты авторов и на их оригинальные находки. И по мере сил – верю в это! – постараются выловить из этого большого потока достойные рукописи и найдут возможности вывести их в свет, к читателю, без ощутимых потерь для нашего кошелька.
Участие в литконкурсах, на мой взгляд, дает автору многое: главное, по итогам решения жюри писатель получает косвенную оценку уровню своего мастерства.
Фирдауса ХАЗИПОВА,
заслуженный работник печати и массовой информации Республики Башкортостан, г. Уфа
Читайте нас: