Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
13 Ноября 2019, 19:56

Зачем молодым авторам третья нога? Кластерное мышление.

Зыбко. Сложно. Витиевато. Как-то так можно озвучить в трёх словах одну неисчезающую проблему. И она относится, по большому счёту, к молодёжи. В частности, к молодым авторам, что принимают решение встать на творческий путь. Пишут себе что-то, рисуют по-своему этот диковинный, диковинный мир. И глядят орлом-птенцом на исчезающую оранжевую полоску горизонта. Они пришли сюда со своим «словом». Но вот беда!.. Куда дальше им идти?

Недавно, несколько недель назад, в литературном объединении «УФЛИ» шло жаркое обсуждение о том, как привлечь и завлечь молодёжь в эти самые содружества. И почему, при всём старании, их никакими пряниками не заманить? Если лет тридцать назад таковая проблема и близко не стояла, то теперь… хоть волком вой. Нетушки! Не желают молодые авторы посещать скучные, по их соображению, литературные сообщества. Тем более там, по их разумению, тоскливо, пресно и обсуждаемого автора «больно бьют по темечку». Да и старички одни сидят. Хотя, казалось бы, уже идёт давно шаблоном типичное обсуждение начинающего писателя-поэта: не сильно критиковать, чуточку жалеть, больше разъяснений относительно технических ошибок, но без перегиба. И главное, упирать на то, что не всё так плохо с текстом, а даже наоборот – в нём куча светлых проблесков, а значит творческое будущее не за горами. И работать, работать лишь надобно, ну и книжки почитывать – куда без них.
Так вышло, что в наше время начинающий автор, а точнее молодой, уж больно изнежен, не стоек в трудных ситуациях. Ведь чуть ли не с четырёх-пяти лет родители пытаются в нём развить определённые способности, и не важно, склонен он к ним или нет. Тем более, сейчас методика обучения в любой сфере настолько достигла совершенства, что и медведя можно научить любить тригонометрию. Вот мамочке, папочке и захотелось, чтобы их чадо умело, скажем, лопотать по-французски чуть ли не с пелёнок, а там и на рояле «Волшебную флейту» Моцарта… Вундеркиндиада вселенского масштаба. По телевизору жалко смотреть на этих «выдающихся» детей, которых напрочь лишили настоящего детства. Ему сразу внушают родители, что он лучше всех, он – талант и гений. Он… и творец вселенной. Отсюда психика его утончается до невозможности – до толщины стенок мыльного пузыря. Так какая тут может быть критика? Он боится её, как бабочка-поденка боится огня. Да и зачем гению обсуждение?! Он и сам с усами!
Индивидуальное развитие, конечно, не является как таковым злом, оно просто далеко от понятия «коллективный разум». Коллектив, сообщество, где постигают науку уважения, терпения. И что ещё важно – не раздуваться самому подобно болотной жабе. Да, в сообществе, кластере свои минусы, но нужно уметь жить там и здесь – для полноценного (и духовного) развития. Отсюда иногда бывает, что существуют разобщённые общества: они как бы есть, но за пределами «двери» – их нет. Молодой автор не тянется к новым знакомствам, в особенности с людьми-профессионалами своего дела. Зачем ему «третья нога»? Он при случае сам научится: почитает книжки Юрия Никитина, Ольги Юрковской, что дают советы, как стать писателем. И есть, в конце концов, YouTube, ВК.
Молодому творцу, если уж нужно идти пешочком, а душа всё же требует общения, то он скорее изберёт однополчан-единомышленников одного цветущего возраста. Им можно почитать свои нетленки и получить массу удовольствия от их аплодисментов. И никакой критики! Ну её, злобную, за кювет. Ему в кластере молодёжном вольготнее, там свобода…
Эпатаж. Понты. Тоже обязательные довески к молодому автору. К молодёжи. Не имеется таланта, то хоть поиграется, чёрным вороном полетает. Недавняя сценка. Сидели школьники-подростки в автобусе, уткнувшись в свои смартфоны. Целый класс со своей учительницей. На остановке зашла пожилая женщина с тяжёлой сумкой. Учительница тут же потребовала, чтобы кто-нибудь из учеников уступил пожилой женщине место. Но не тут-то было. Тут же полетели едкие остроты со стороны подростков, поднялся смех. Но места, разумеется, никто не уступил. Учительница то к одному ученику обращалась, то к другому. В ответ – ехидные смешки. Под конец малоприятной сцены учительница уже громоподобным требовательным голосом одного ученика всё же пристыдила. И он сдался. Спрашивается, отчего в них развито это чувство – играть на публику, играть перед своими сверстниками? На «УФЛИ» что-то похожее произошло однажды, когда обсуждался один молодой поэт. Он открыто, с «иголками» в глазах, заявил всем присутствующим, что ему сорок девять лет… якобы. В шутку, эпатаж для остроты восприятия, да мало ли зачем. Да и крутился всё волчком – сидеть спокойно он не мог. Перед приятелем красовался и перед всеми остальными. Из всех сидящих писателей, поэтов-уфлийцев только одна уфлийка упрекнула его в неподобающем поведении… ну, якобы что он не в цирке и своими кривляньями он многого в жизни не добьётся. Дельно, точно! Но, к сожалению, именно на неё посыпались камни со стороны коллег. Спрашивается, за что? За то, что она пристыдила вертлявого юношу, пытаясь поставить его на место. И что «УФЛИ» – не для клоунов! Опять же, мы слишком сюсюкаемся с молодёжью. Пытаемся выпестовать, а выходит чёрт знает что.
Заманивать в литературные объединения плюшками? Много чести! Они и так сейчас увешаны грамотами, шорт, лонг-листами от различных литературных конкурсов. И с публикациями нет проблем. Чуть ли не медали вешают на грудь. Что авторы-гении не больно-то почитывают литературу… то ничего, издержки урбанизации.
А может по старинке?.. Жёстким консервативным методом воздействовать на них. Кнутом и пряником! Принудиловка в чистом ее виде. Хочешь иметь отличную оценку по литературе – будь любезен ходить на литературное объединение. Дополнительная нагрузка по предмету не помешает. Хочешь попасть как поэт на конкурс в Химки – не пропускай обсуждение. Да! Звучит жёстко, можно сказать по-солдафонски, но зерно истины все же здесь имеется. От их, пусть и в каком-то смысле пустого, хождения и то возможен толк – могут осесть в голову новые мысли, идеи. Лелеять же их и на руках носить как именитых творцов с малолетства – своего рода низведение вниз, топтание на одном месте. Так что шагом марш в литобъединение!

Алексей ЧУГУНОВ