Он вместе с тем перенаправлял чтение на научно-техническую литературу (биология, физиология, космология) и выдал плеяду выдающихся учёных: И.П. Павлова, Шеррингтона, И.И. Северцева, Леона Орбели. Из склейки его интервью получается, что человек, не читавший труды именитых ученых и не державший ни одного тома русской летописи, – не может себя считать интеллектуалом... начитанным человеком. М-да!
«Русская литература – дремучее мракобесие или же дерзкий ответ на него. Лев Толстой в романе “Война и мир” отразил лубочную историю – поверхностно и лживо. Воззрения Достоевского в современной цивилизации являются довольно дикими, вызывая местами смех. И все писатели Лесковы-Мережковские-Толстые со своей изящной фигурой речи, с композиционными приёмами могут уместиться на одной странице Сеченова. Или вовсе остаться микроскопическим бледным пятном на солнце».
Подобным образом высказывается Александр Невзоров – государственный депутат четырёх созывов, публицист, основатель школы «Nevzorov Haute Ecole» и ведущий интернет-передачи «Уроки атеизма». Тяга Невзорова к трудам учёных, конечно, вызывает уважение, но зачем мерзко отзываться о художественной литературе, в частности о русской. Создаётся впечатление, будто она – литература художественная – в образе коварного убийцы-маньяка нанесла ему в раннем детстве увечье, от которого он до сих пор не может излечиться. Получается калека во всей своей красе. Хотя, что Невзоров?! С эдаким суждением на классическое наследие приходится людишек сейчас невозможное множество. Они плодятся как несъедобные грибы по осени. Как-то наткнулся на блог сайта «Профессионалы» одного предпринимателя, который выложил статью на подобную тему, типа как он ненавидит классику, и вообще его подташнивает от книжонок, что втюхивали ему школьные наставницы. Хотя, что статья? – Она более-менее терпима, а вот высказывания на форуме убивают напрочь. Есть всплески в тех комментах, будто из ада: с твёрдым утверждением, что литературу прошлых веков пора сжигать на кострах.
Когда я все эти «нервозы» вычитывал, понял – защищать литературу всё сложнее и сложнее. Наверное, даже адвокаты с богатым юридическим опытом не справились бы, окажись бедненькая Классическая Литература на скамье подсудимых. А я же в свою очередь попробую подойти с другой стороны – с маленького чёрного прохода, чердачка!
Мозг... обычный мозг человека! Состоит из полушарий, среднего мозга, мозжечка, моста (на нём располагается артерия мозга), продолговатого мозга – продолжения спинного мозга. В общем, на языке физиологии я как бы попытаюсь апеллировать Невзорову и его единосмышлёнышам. Как известно полушария состоят из левого и правого и у каждого своя сфера специализации. Левое полушарие – обработка вербальной информации. Языковые навыки, контроль речи, способности речи и письма. Также левое полушарие запоминает факты, даты, имена и их написание. Оно же отвечает за логику и анализ: числа, математика (брррр!). Также эта доля мозга последовательно и поэтапно обрабатывает информацию. Правое полушарие, разумеется, является обработчиком невербальной информации. Противовес левому полушарию или, правильнее, довес! И обработка связана с символами и образами. Правое полушарие даёт нам возможность мечтать, фантазировать, придумывать различные истории. Также развивает умения в музыке и изобразительном искусстве.
Но сразу зреет вопрос пышным цветом. А зачем нам правое полушарие? Кто нам дал право на фантазию, мечты? Ведь именно книги великих писателей создают благодатную почву для нашего воображения, внутреннего единоборства – что есть хорошо, а что плохо. Именно книги подсказывают нам, как жить в согласии с совестью. И что есть Душа во всех её проявлениях. Благодаря им мы нравственно и духовно обогащаемся, растём. Книги художественные – кладезь всего человеческого и в каком-то смысле соответствующий балл, оценка нашего существования. И потом, слово «классика» не из пустой бочки вылезло. Она под нестираемой печатью вечности! Скажем, Фёдор Михайлович Достоевский со своими мелкотравчатыми страстишками очень религиозный человек, но писал такое... Его психологизмы, как ни крути, никто не превзошёл. Драматические сцены сродни падению звезды Большой медведицы. Произведения писателя… шедевры, святые манускрипты прошли сквозь время. И «турникет охраны» беспрепятственно его пропускал. Он уж шлёпал и шлёпал, пускаясь во все тяжкие, пальчиком касаясь рая и ада.
Теперь же наплодилось современное племя аналитиков с менеджерскими ухват-руками и заголосило воплем не то звериным, не то шизофреническим: «Книги в костёр! Мы не нуждаемся в сентиментальном сюсюканье! Писатели – брехуны, и толкут воду в ступе!» Аналитики эти «гладкошёрстые» так или иначе стирают ластиком малыми движениями нетленную классическую литературу – безмолвно и незримо! Мне так и хочется подсказать, что не помешало бы им избавиться ещё от одного лишнего багажа – правого полушария мозга! Взять да вырезать хирургическим путём. Глядишь, и греховные, бунтарские мысли-обезьяны не уместились бы в их крохотной головушке.
И для полной картины я накидал красок, представив, а что если… избавились люди-технократы от старья. Уничтожили все произведения, которые им кажутся пресной бредятиной. Ликвидировали целые библиотеки, не имеющие полезной информации. Нет более Пушкина, Лермонтова, Булгакова. Отсутствует подвид в литературе, как поэзия, хокку, эссе. Выжжены напрочь из истории Гоголь, Диккенс, Тургенев, Кафка. В школах только лишь точные науки. Детей незачем тиранить вопросом – зачем Раскольников убил старушку-процентщицу? Нет больше кинофильмов по известным произведениям. И многое в таком духе… И каким распрекрасным станет существование чело-расчётчика-сапиенса, цифроида. Выйдет он утром ранним на балкон стотысячного этажа и начнёт делать зарядку по системе великого биолога Дарвина Третьего. Ему в лицо начнёт светить желтомордое солнце, что лениво выползет на востоке. Расчётчик быстрым наведением зрачка (а там внутри забегают триллионы импульсов микрочипа, направившись в подкорку мозга) подсчитает, что через двадцать три минуты начнётся дождь. Необходимо взять зонт. Красота восхода солнца ему не зрима, неподвластна и непонятна! Закончив зарядку, он вернётся в комнату. На большом виртуальном экране расписан распорядок дня с точностью до секунды: когда побриться, когда съесть таблетку-заменитель курицы, когда выйти из дома. А вечером свершить половой акт с противоположным полом по индексу Ингред 2376 согласно правилам брачного договора, который действителен ещё пять месяцев. И затем включить трансформатор голубого сна. Но и снов, как таковых, он тоже не увидит: ни к чему они для людей-цифроидов.