Мне повезло, что я знаю его с самого детства, потому что он учился с моим дядей, Германом Владимировичем Левитиным, в одном классе. И эта школьная компания, в которую входил еще Яков Борисович Мондрусов, сохраняла свою дружбу на протяжении многих и многих лет. Дружили они, и дружили их семьи. Они радовались успехам друг друга и помогали в трудные времена.
А потом, когда я учился в БГУ, Талмас Магсумович читал у нас введение в языкознание, и мы приходили в восторг от его лекций. Если другие преподаватели бубнили по своим конспектам, то здесь был свободный и живой рассказ. Более того, он не требовал обязательных записей своих лекций. Когда Талмас Магсумович чувствовал, что аудитория уставала, он мог, например, рассказать анекдот. Все, конечно же, смеялись, но тут же начинался лингвистический анализ этого анекдота. Получалось, что смешная история естественным образом становилась иллюстрацией темы лекции. Вообще, должен заметить, что Талмас Магсумович обладает очень тонким чувством юмора. Насколько я понимаю, ему особенно нравятся вещи, построенные на нюансах. Помнится, он с большим удовольствием показывал сборники «Филологи шутят». Возможно это профессиональная черта, а может быть и наоборот, чувство юмора помогало ему в его лингвистических изысканиях. Многие студенты ходили послушать те же его лекции на вечернем отделении.
Однажды мне понадобилась какая-то книга, которую я не мог найти, и я отправился к Талмасу Магсумовичу. Он сидел за письменным столом, заваленным стопками книг выше его головы. «Завтра у вас лекция, – сказал он мне, – вот, готовлюсь». Мне, тогда девятнадцатилетнему мальчишке, понадобилось какое-то время переварить и понять, какой это был труд, чтобы так непринужденно и легко и, главное, увлекательно говорить нам, зеленым первокурсникам, о лингвистике. А когда на лекции или семинаре он «вдруг» вспоминал подходящий пример на английском, турецком или каком-нибудь древнеперсидском языке, это воспринималось как некая магия. Уходя на перемену, он мог оставить на столе свой огромный портфель, какие тогда были в моде, открытым и сказать: «Можете посмотреть, что у меня там». Тут же толпа студентов окружала стол. В портфеле лежал кубок за победу на соревнованиях по бадминтону. Талмас Магсумович был зачинатель этого вида спорта и первым чемпионом в Башкирии.
Общение с этой школьной компанией одноклассников оказывало на меня очень большое влияние, почти как родителей, а в какие-то моменты даже больше. Я читал книги, которые они мне советовали, слушал их рассуждения об этих книгах, оценки творчества писателей, слушал первые записи ставших потом знаменитыми бардов, ходил с ними смотреть спортивные соревнования на стадион. Я научился у них отношению к дружбе. Я видел у них и, прежде всего, у Талмаса Магсумовича Гарипова честное отношение к своей работе. Потому что человек, имеющий собственное достоинство, уважающий себя, не может работать плохо, у него может что-то не получаться, но он всегда выкладывается до последнего.
На днях, 31 июля, Талмасу Магсумовичу исполнилось 90 лет, и он продолжает трудиться. Давайте поздравим его и пожелаем здоровья и успехов!