После громких скандалов на шоу «Голос», которое транслируется на Первом канале, логично было бы предположить, что из-за подноготной местной сцены, где значение имеет порой вовсе не талант, а связи и зеленые бумажки в огромных количествах, это шоу не будет продолжаться так долго. Но… конвейер по переработке талантов до сих пор исправно работает. Сидел я как-то пятничным вечером и никого особо не трогал, серфил в интернете, да слушал инди-музыку, как со стороны зала, где в опасной близости друг от друга находятся телевизор и моя мама, настигли меня восторженные крики. «Иди посмотри, какой мальчик, как хорошо поет!» – кричат мне, и до моего уха долетают какие-то обрывки песни Виктора Цоя, исполненные детским голосом. Я оставляю эти возгласы без внимания, мне абсолютно не интересно. Но, через какое-то время, я все же появляюсь возле телевизора. На экране тем временем к выходу на сцену готовится очередной конкурсант – молодая девушка. А того мальчика и след пропал. И тут я с ужасом понимаю, что моя мама только что сожрала этого ребенка, и ждет на очереди следующего. Нет, не нужно думать, что подобными заявлениями я оскорбляю собственную мать – я же понимаю, что вместе с ней подобный акт каннибализма совершили большинство тех, кто это шоу в данный момент смотрел.
Вспоминаются музыкальные шоу из далекого прошлого, например, «Фабрика звезд» или «Народный артист». Так вот, процент тех людей, кто действительно после этих проектов сделал себе карьеру и стал успешным и знаменитым певцом/музыкантом сравнительно выше. Мы можем перечислить с десяток. Чем же «Голос» сейчас отличается от тех шоу? Да тем, что никакой это не конкурс, и никто не будет там заниматься продвижением таланта: все будут сидеть, нажимать на кнопки, а зрители будут выбирать себе любимчиков, пока не появится следующий любимчик, а след предыдущего любимчика простыл, и он уже не любимчик вовсе и т. д. и т. п., а Уроборос кусает свой хвост – и все это как скроллинг в смартфоне, где пальчиком листаются страницы того, что можно купить себе в плане кроссовок или что покушать на вечер.
Когда-то, еще на Фейсбуке, я писал, что сам формат конкурса «Голос» вызывает большие сомнения в плане адекватности, его прозрачности и честности. Например, я искренне негодовал по поводу этапа, названного «Дуэлью». Ну, вот скажите мне, если я не прав, как можно из совместного постановочного музыкального номера выбрать какого-то одного исполнителя, если номер ставится и исполняется вместе? Как можно сравнить между собой мужской голос и женский? А разные тональности, тембр, высоту? А можете сравнить между собой академическое пение и эстрадное исполнение и решить, какое лучше? Если вы не можете, то в «Голосе» могут и совершенно определенно различают все, и в итоге выбирают одного. Сумасшедшие обороты маховика этого шоу/конкурса добавляют безумия, когда туда начинают приглашать детей, а потом и пенсионеров (аккурат под повышение пенсионного возраста), что истинные мотивы создателей оказываются прозрачными донельзя – все на потеху публике, ради рейтингов, а не ради того, чтоб открывать и поддерживать таланты. Не было бы удивительным, если создатели шоу придумали в дальнейшем формат и для поющих домашних животных – и тогда они бы выбили себе страйк, ибо к большему стремиться уже и не нужно. Понятно, что своими заявлениями я не открыл планеты – все это знали и так, но почему-то продолжают смотреть, а значит, эта профанация до сих пор успешно зарабатывает бешеные деньги, кормясь талантом, а мы с вами до сих это едим.
Конечно, современный телевизор можно с большим успехом приспособить под аквариум – и забота о живых существах и нервы заметно успокаиваются. Еще хуже, когда понимаешь, что талантливых людей и детей просто бросают на амбразуру, потому что народ требует хлеба и зрелищ. Вспоминаются слова Писателя из фильма Тарковского «Сталкер»: «…я сдохну, а через два дня меня забудут и начнут жрать кого-нибудь другого…», и в конце добавляет «…они же ничего не хотят знать. Они только жрут». (Стругацкие явно знали, о чем пишут.) И это разочарованное стенание человека, чей талант превращается в глазах других в продукт потребления и великой жратвы. Детям же не объяснишь, что все это сплошное надувательство, а кролик в шляпе иллюзиониста появляется не по мановению волшебной палочки. Им нельзя объяснить, что есть деньги и рейтинги, а есть талант и искусство, и как отличать одно от другого. Мы с вами взрослые люди и понимаем, для чего пляшут тетеньки в нарядных одеждах в телевизионных студиях, и как эти тетеньки потом ловко монтируются в соблазнительный видеоряд с драйвовой музыкой. И уж тем более, в подобном формате никак нельзя ставить детей в соревновательную позицию друг с другом, тем более, в такой безобразной манере, как на шоу «Голос».
Детьми надо восхищаться, смотреть на них, развивать их таланты и пытаться строить их беззаветное будущее, но, пожалуйста, давайте не будем их жрать. Понимая, что все, что мною написано сейчас – не более чем борьба с ветряной мельницей или безостановочным конвейером, я отчасти забываю о мире, в котором сейчас живу, где можно купить, сожрать и переработать абсолютно все: талант, знания, возможности, меня и вас.