Все новости
КОЛУМНИСТЫ
9 Февраля 2022, 12:45

Главная профессия – быть человеком!

«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями…», некогда заметил философ Али Апшерони и был прав. На сегодняшний день профессиональное самоопределение ребёнка является самой важной задачей для большинства родителей во всем мире. Данная тема особенно актуальна для людей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ментальными нарушениями самая социально незащищенная категория. Эти дети особенно тонко чувствуют малейшие изменения, происходящие в окружающей среде и, в силу имеющихся диагнозов, ограничены в возможностях. А значит и в способах достижения поставленных целей, а также путей самоопределения.

На сегодняшний день в Уфе функционируют несколько организаций, основной спецификой работы которых является раскрытие творческого потенциала ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей. Об одной из таких хотелось бы рассказать подробнее.

Отделение профессиональной реабилитации в Республиканском Реабилитационном Центре для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) было создано в 2004 году. Тогда оно называлось «Отделение профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки». Помимо работы с детьми-инвалидами по направлению медико-социальной экспертизы (МСЭ) здесь велась работа с людьми трудоспособного возраста, имеющими инвалидность. Заключались договора с центрами занятости г. Уфы.

На данное время, кроме диагностики для МСЭ, в центре ведётся кружковая работа. При мастерских, функционирующих в отделении, работают кружки для детей с ОВЗ. На базе отделения проводятся праздники, функционирует театральная студия, внутри реабилитационного центра в полиграфической мастерской издается газета, посвященная успехам и событиям, связанным с предпрофильной подготовкой.

Также в отделении профессиональной реабилитации проводится комплекс разноплановых мероприятий, которые, в зависимости от состояний здоровья детей, их образования, наличия или отсутствия трудовых навыков, позволяют выявить способности и уникальные возможности каждого нуждающегося в реабилитации ребёнка.

Отделение профессиональной реабилитации включает в себя взаимодействие специалистов по комплексной реабилитации, таких как психолог, мастера по рукоделию, деревообработке, керамике, имеется компьютерный класс, а также автокласс.

Занятия с детьми проходят преимущественно десятидневным курсом. Комплексная реабилитация варьируется в зависимости от возрастной категории детей. Курс ориентирован на детей 7-10, 11-14 и 15-18 лет. А совершить первые шаги по дороге освоения новых умений ребёнок может, начиная с семилетнего возраста. Для младшего школьного возраста курс реабилитации включает в себя занятия по ручному труду, изобразительному искусству и на развитие моторики рук, которые проводятся в игровой форме.

В отделении профессиональной реабилитации функционирует мастерская по рукоделию. Педагог вовлекает в творческую деятельность детей разного возраста с различными диагнозами и возможностями. Дети, при поддержке мастера, создают изделия из самых доступных материалов, которые есть в каждом доме. К таким материалам относятся, к примеру, плотный картон и пряжа. В процессе увлекательной «игры» ребёнок в соавторстве с мастером создает игрушку. Специалист комплексной реабилитации по дисциплине «столярное дело» проводит анализ мелкой моторики ребёнка (двигательных возможностей и координации рук). А также осуществляет работу с природным материалом, который несёт в себе терапевтический элемент, способствует развитию мелкой моторики. Дисциплина «автокласс» учит ребёнка правилам дорожного движения, знакомит с устройством автотранспорта. В компьютерном классе дети познают правила и основы работы с компьютерной техникой.

Психолог-профориентолог осуществляет помощь в выборе учебного заведения. В работе с группами главной задачей является сплочение ребят между собой. Психолог задает те или иные вопросы и ставит задачи, но одновременно наблюдает за тем, как дети аргументируют, отстаивают свои позиции, вызывает «живой» спор. Занятия делятся на теоретическую и практическую часть. Теоретическая честь – беседы о «редких профессиях», различиях между понятиями «профессия» и «специальность», «что такое ораторское искусство» или «для чего нужны самопрезентация и резюме». Практическая часть включает профориентационные ролевые методики и тесты. По окончании курса профподготовки выдается психолого-педагогическое заключение, которое включает в себя анализ психологического состояния ребёнка. Данный анализ осуществляется на основе данных полученных в ходе работы каждого специалиста с отдельно взятым ребёнком. В заключение также указывается перечень рекомендуемых профессий и список учебных заведений для поступления. Специалистами отделения выстраивается грамотный контакт с ссузами и вузами РБ.

Как известно, корни понимания и решения любой задачи заключаются в человечности. А самой актуальной задачей и миссией педагогов является грамотная организация уроков и социализация будущих взрослых. Педагогам отделения профессиональной реабилитации, во главе с директором центра Зульфирой Хусаиновной Юлдашбаевой, это удаётся. На сегодняшний день отделение сотрудничает с ведущими культурно-просветительскими организациями и образовательными учреждениями Республики, такими как РООИ «Возрождение и сохранение культурного наследия», «Собор русских Башкортостана» и др.

А как отзываются о Центре его посетители?

Марина Л.: С 10 по 23 августа 2021 г. сын проходил курс реабилитации. Остались очень довольны. Особенно ребенку понравились занятия по деревообработке. Преподаватель умеет заинтересовать детей, обучает их многим навыкам, работе с разными инструментами. Еще хотелось бы отметить логопеда Эльвиру Раисовну. Ребенок стал лучше и четче говорить, виден результат занятий. Большое спасибо всему коллективу центра, психологу, массажисту, физиолечению, видно, что люди стараются, выполняя свою работу.

Марс С.: Мы посещали реабилитационный центр с внуком с 3 по 16 декабря 2021 г. Очень хочется поблагодарить невролога Гузель Радиковну за ее теплое отношение и качественное лечение. Благодаря массажу и методу тейпирования логопеда Эльвиры Раисовны, наш внук стал гораздо лучше выговаривать букву "р". Большое спасибо дефектологу Айсылу Ильдаровне и психологу Ольге Викторовне за профессионализм и умение заинтересовать ребенка, найти нужный подход. Хочется выразить благодарность руководителю Центра и всему педагогическому составу за их нелегкий и благородный труд.

Оксана Поломарчук: Хочу поделиться впечатлением от этого замечательного центра. Мы с ребенком не первый раз его посещаем. Очень отзывчивый персонал. Хочу отдельно поблагодарить медсестру из физкабинета Ирину Констатиновну, за ее доброту и отзывчивость, а также профессионализм. Отдельное спасибо медбрату по массажу Евгению Николаевичу Рогозину, его руки творят чудеса, мой ребенок от него в восторге, умеет найти подход к каждому ребенку. Также большое спасибо неврологу Гузель Радиковне за ее чуткость и качественное назначение лечения. Отдельное спасибо хочу выразить преподавателю по керамике, ее уроки очень полезны, она внимательна к каждому ребенку. И большое спасибо остальному персоналу этого центра – психологу, логопеду, преподавателю ЛФК. Желаю вам в следующем году процветания и хороших результатов.

 

Автор:Ольга ЖУРАВЛЕВА (Гера Столицына)
Читайте нас: