Безусловно, есть и среди бодибилдеров болваны. Но их ничуть не больше, чем в математике, литературе, ратном деле, и так далее. Другой вопрос – почему могучие парни не замечают подначек? Им бы взять и привести в пример Александра Карелина, Костю Дзю, Владимира Кличко, и сморчок-злопыхатель прикусил бы язык. Но богатыри молчат. Они делают свое дело. Уверенным в себе людям не до мосек. Атлеты – народ степенный. Самодостаточный. Их «ответ Чемберлену» – тренированное, завидное тело.
Справедливости ради, надо все же признать, что в спорт идут не от хорошей жизни. В бодибилдинг, например, приходит люди с пониженной самооценкой. И «самолюбование» перед зеркалом – это не только важная составляющая технологического процесса (тренировка мышц в статике, азы позирования, улучшение сепарации волокон), но и изживание «тайного» комплекса неполноценности.
Трудно поверить, что человек, решивший спорить с природой, – бездельник и тупица. Скорее наоборот. Но басню про лису и виноград до Ивана Крылова написал старина Эзоп. То есть завистливая беспомощность – порок не новый.
Бодибилдинг предполагает мышечные объемы. Чем они больше, тем авторитетнее бодибилдер. Нет бодибилдера, который не хотел бы стать крупнее, даже если на его ляжки уже ничего не лезет. Рекомендовать культуристу остановиться – это то же самое, что советовать Евгению Плющенко не пытаться покорить прыжок в четыре с половиной оборота.
Спорт предполагает достижения. Большой спорт – это демонстрация запредельных возможностей человеческого организма. Без этого исчезает основная интрига шоу. Болельщикам мало одного соревновательного усердия спортсменов. Зрителю нужны зрелища. И для этого спортсмен идет на риск, связанный с собственным здоровьем, а порой и с жизнью.
Впрочем, все это – потом. А пока взявший впервые в руки штангу не помышляет о титулах. Он даже не считает себя спортсменом. Он хочет всего лишь избавиться от худобы (полноты), защититься от нападок недругов, доказать себе, что он не «лох». Затем, когда эти высоты позади, возникает идея стать привлекательным. Но не просто привлекательным, а заметно привлекательным. И вот, когда бицепс уже больше сорока сантиметров, появляются мысли об участии в соревнованиях. А потом... Потом просыпается «коварная» жажда первенства. И не важно, соревнуется атлет на ярком подиуме или в потной «качалке» с друзьями. Важно, что он соревнуется с самим собой. Каждый день человек бросает гордый вызов собственной слабости и смотрит, за кем осталась победа на этот раз.
Увы, спортивная жизнь – не всегда фейерверк. Победа часто остается не за спортсменом. И если обидная череда поражений слишком затягивается, опустошенный бодибилдер решает для себя так: чем смешить публику в качестве хилого культуриста, буду подтянутым фитнесистом.
Фитнесист – это недоразвитый культурист. И сколько бы женская общественность ни восхищалась красавчиком Сталлоне или обаяшкой Ван Даммом, они всего лишь топ-модели. Зазорного в этом ничего нет. Наоборот, это здорово! Однако надо тренироваться, чтобы жить, а не жить, чтобы тренироваться.
Юный щеголь заходит в зал с большой спортивной сумкой (в которой, как правило, лежат только кроссовки, шорты и майка) и, окинув всех взглядом Бонапарта, спрашивает: «Где тут тренер?».
Гостеприимный хозяин протягивает ему руку: «Привет!».
Пришелец чпокает пузырем от жвачки и поясняет: «Мне бы подкачаться. Только несильно. Не как эти уроды на плакатах. Руки немного, и вот тут».
Тренер обнимает его как родного и отсылает в раздевалку. Глупыш озирается и идет переодеваться. Знакомая картина, не правда ли?
Если бы только новичок знал, что «подкачаться» – это самое малое два года тренировок до седьмого... нет, до десятого пота, и не один, а четыре (пять) раз в неделю… Кроме того, необходимо питаться строго по распорядку и только определенным набором продуктов, сократить внезальную активность до минимума.
Но беспечный «вьюнош» знает о «подкачке» исключительно из развлекательных телешоу. То есть считает, что для того, чтобы стать лыжником, достаточно пару раз сходить зимой в воскресный парк.
Из раздевалки фантазер выходит в модной экипировке. Он подходит к странному спортивному снаряду и... заражается неизвестной науке бациллой. Он попадает в сети клубного настроения.
О, это крепкие сети! Дух товарищества с задиристыми шуточками, обменом опытом, энергетикой – все это делают жизнь ярче. Спортивный клуб – тот локомотив, который снова вытянет отечественный спорт на передовые рубежи мировых достижений.
Что касается элитных залов, которые в последнее время растут как грибы после дождя, то они ценности для Олимпийского движения не представляют. Спорта в таких фитнес-центрах не больше, чем коньяка в красивой бутылке за двести рублей. Это те же казино, вип-шоу и рестораны, только другой направленности. Оголенные женские тела, непринужденная атмосфера, модные протеиновые коктейли... Но тут, как говорится, важна не победа, а участие. Дергать трос тренажера все же лучше, чем «дергать» стопки с глинтвейном.
Странное дело, но до 2002 года в России анаболические стероиды не считались наркотиками; более того, многих из них даже не было в списках сильнодействующих препаратов. То есть их можно было свободно купить в аптеке. Метандростенолон, омнадрен-250, ретаболил – эти ужасы «показывались» лицам, страдающим дистрофией, евнухизмом, карликовостью. Их назначали больным в послеоперационный период для лучшей заживляемости ран. Из-за чего происходило подобное? Из-за дремучести наших советско-российских медиков? Ведь они фактически обрекали дистрофиков на наркозависимость и смерть.
Анаболические стероиды – это феноменальные стимуляторы аэробной и силовой активности, позволяющие ставить рекорды. Именно поэтому анаболики сегодня являются неотъемлемыми спутниками высоких достижений в спорте (где теперь соревнования зачастую проходят между употребляющими допинг, и теми, кто стремится их в этом уличить).
«Допинговая дубина» в руках чиновника – это чья-то палочка-выручалочка. Ладно если спортсменов «гасят» только на соревнованиях: тут всегда есть штат медобслуги (который, кстати говоря, отвратительно выполняет свои функции), и еще не факт, что спортсмена «засудят». Нет! Атлетов стараются «погасить» еще задолго до «момента истины», запугав, лишив на этапе подготовки абсолютно необходимой фармакологической поддержки.
Думаете, откуда все эти чудо-рекорды за последние два десятка лет? Человек изменился? Полноте! Тренерские придумки стали круче? Пусть так, но не настолько же. А вот химическая наука шагнула далеко, что и не замедлило сказаться на остроте спортивных шоу. Правда, спортсмен вынужден пока рисковать дважды – сначала принимая стимуляторы, а затем их «замазывая» еще более непредсказуемой «химией».
Американские правдолюбы во главе с очень умным и совершенно «чистым» Арнольдом Шварценеггером добились своего. Анаболические стероиды в России объявлены наркотиками, а их потребители – наркоманами. Водку пей – хоть залейся. К водке привыкания нет. Так, отдельные легкие формы шизофрении. А вот беднягу спортсмена за его самоистязание – в наручники.
Что ж, и в стакане с водой можно захлебнуться. И недоумки, которые глотают по пятьдесят таблеток «метана» в день, – не редкость. Жаль только, что наши в целом нормальные, честные ребята из наркокомитета должны тратить свое драгоценное время на чьи-то политические фокусы.
Разговоры про рак, импотенцию, цирроз печени, которые якобы вызывают анаболики, оставим на совести господ Дурмановых – им по долгу службы положено. Научной статистики в этом вопросе нет. И вот это действительно огромная проблема.
Заканчивая тему проклятых наркотиков, не могу удержаться, чтобы не вспомнить Галилео Галилея: «И все таки она вертится». Как знать, может, через полсотни лет не сжигать будут «скверну», а пропагандировать ее как панацею вечной молодости. А что? У человечества ведь всегда так…
Почему в Советском Союзе был так популярен хоккей? Вероятно, потому что наши хоккеисты творили на льду чудеса. А откуда же брались эти кудесники с клюшками? Да из тех же дворовых хоккейных площадок! Из сотен детско-юношеских спортивных секций, куда мог попасть любой желающий. Еще и бесплатные талоны на обед давали – только ходи, не ленись.
Выбрать из миллиона проще, чем из ста. Чемпионству нужна массовость. Это «музыкальный проект» можно раскрутить из кого попало. В спорте же требуются талант и титаническое упорство. Действительно, очень трудно заставить себя заниматься ежедневным «мазохизмом», не имея конкретной цели. Но наши великие чемпионы ее имели. Наши будущие чемпионы ее тоже имеют. Цель вполне достойная – стать знаменитостью со всеми вытекающими последствиями.
«Мажорики» играют в теннис. Там сухожилие порвать трудно, зубы потерять сложно, мозги отбить практически невозможно. А настоящий спорт – спорт рекордов, в нем без ядреной закваски простолюдина не обойтись.
Я бы всем победителям Олимпийских игр давал звание «Герой России». В этом была бы и реальная оценка заслуг великих спортсменов, и соответственная материальная поддержка их недалекой «старости».
Дерзайте, ребята! Именно вы – надежда Родины. Именно вы ее Герои. Вы заставляете надменных иностранцев играть наш Гимн у себя на стадионах. Вам и штангу в руки.
Евгений ВОРОНОВ (Кукушонок)