Все новости
КОЛУМНИСТЫ
27 Декабря 2020, 14:59

Великая коэволюция

ЛИКБЕЗ Что такое философия? Одни трактуют это понятие весьма узко: философия – одна из наук. Вторые берут пошире: философия есть метанаука, наука всех наук. Третьи – «обособленцы» – заявляют: философия такой же равноправный тип знания и мировоззрения, как и остальные области духовной культуры – наука, искусство, мифология, религия, оккультизм, идеология, право, мораль.

Автор данной статьи придерживается третьей точки зрения, с одним дополнением – философия действительно выступает в качестве метанауки, метазнания для всех научных дисциплин и направлений. Она дает науке (и разным ее областям) всеобщие принципы и методы познания, в том числе универсальные категории мышления. К основным философским категориям до сих пор относили: бытие, материю, сознание (дух), пространство, время, движение, развитие, всеобщую связь, системность… И еще немалое количество специальных категорий – определенности, обусловленности, целостности.
Бытие есть та данная нам реальность, в которой все мы пребываем и которую отражаем посредством своей психики (сознания). Бытие проявляется в форме пространства (протяженное и структурированное осуществление действительности) и времени (длительное и последовательное осуществление действительности). Бытие находится в постоянном движении (изменение объектов в пространстве и времени; в том числе качественное изменение – развитие). Также бытию изначально свойственна всеобщая связь (когерентность) всех явлений, объектов и феноменов мира.
Разумеется, бытие осуществляется как материальная объективная реальность. При этом материя не существует как-то полностью бессвязно и неупорядоченно, в этаком тотальном хаосе. Материальные объекты, феномены, процессы и явления всегда выступают (проявляют себя) как различные и многообразные системы, то есть целостные структуры, некие отграниченности элементов, объединенных в единое образование.
Все есть материя – бесконечная, разнообразная, постоянно меняющаяся (на фоне относительной устойчивости отдельных систем), существующая в форме систем, совокупность которых образует Мегасистему – Универсум (Вселенную, Метагалактику).
А вот с такой категорией, как сознание, или дух, дело обстоит совсем не просто. Именно здесь сокрыт камень преткновения в спорах философов и ученых всех времен и народов. Речь идет об основном вопросе философии. Согласно идеалистам, первичен дух; согласно же материалистам – первична материя, а сознание есть лишь свойство (функция) материи (организма, мозга), заключающееся в отражении (идеальном отображении) бытия – внешнего и внутреннего мира. Не будем спорить по этому поводу, лучше отправимся дальше и откроем для себя новую, доселе неизвестную большинству грань бытия (во всяком случае, автор ранее не встречал в научно-философской литературе именно ТАКУЮ, точную и максимально широкую, трактовку этой важнейшей грани, о которой речь пойдет ниже).
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АТРИБУТ БЫТИЯ
В последнее время кое-кому из любознательных читателей, возможно, приходилось слышать или встречать в научной литературе такое новое для слуха среднестатистического гражданина слово, как «коэволюция». Термин этот ранее применялся в биологии и означал совместное развитие разных организмов. Далее это понятие взяла на вооружение экология, а вслед за ней и глобалистика/альтернативистика. Речь в основном шла о согласованном сосуществовании и взаимообусловленном развитии общества и природы. Вообще же нужно говорить о коэволюции как о совместном развитии любых двух и более систем.
Изучая в течение пяти лет этот феномен – коэволюцию, – мы поначалу полагали, что кооперативная эволюция свойственна лишь синергетически взаимодействующим органическим системам – природным и общественным. Впоследствии понимание коэволюции было расширено нами до самых предельных уровней существования материи. Поэтому мы можем дать следующее определение данной категории: коэволюция есть атрибутивное свойство бытия, всеобщий способ существования материи. Сущность коэволюции заключается во взаимосвязанном, взаимообусловленном, совместном и согласованном развитии систем. Коэволюция – диалектически противоречивое (как антагонистическое, так и неантагонистическое) соразвитие.
Вторая теорема К. Геделя гласит: «Невозможно доказать непротиворечивость формальной системы средствами самой системы». Перефразируя этот математико-логический постулат, можно сказать: «Чтобы познать любую систему во всей ее полноте, необходимо выйти за пределы этой системы». Очевидно, чтобы раскрыть сущность и содержание всего комплекса взаимодействия общества и природы как частного случая коэволюции, необходимо выйти за его пределы (как системного феномена) и обратиться к раскрытию сути и характеристик коэволюции вообще, а чтобы понять последнюю, нужно обратиться к Мегасистеме – к бытию в мире.
Мы недаром упомянули вначале об основных философских категориях. Фундаментальными свойствами и способами существования бытия до сих пор считались всеобщая взаимосвязь и движение (при этом развитие трактуется как частный случай движения). Но мало кто задумывался, что в своей комплексности они характеризуют бытие как взаимосвязанное движение/развитие различных систем объективной реальности. Отсюда неправомерно рассматривать движение и всеобщую связь в качестве отдельных феноменов; они всегда как проявления и фундаментальные свойства бытия (основные способы существования материи) выступают совместно, когерентно, в целостности, как Единое. Эта целостность подразумевает, что движение/развитие и взаимосвязь есть не что иное, как коэволюция – взаимосвязанное качественное изменение как в масштабе Вселенной (Мегасистемы), так и на уровне любой системы мега-, макро- и микромира (а также субфизической реальности, добавим мы). Таким образом, можно постулировать, что коэволюция как совместное развитие систем есть фундаментальное, атрибутивное свойство бытия, универсальный модус мироздания, основной способ существования материи. И далее, мы вправе возвести понятие «коэволюция» в ранг философской категории наряду с вышеперечисленными основными категориями. Более того, по-видимому, правомочно считать коэволюцию центральной и самой первой категорией – вслед за бытием.
При этом движение и всеобщая связь выступают уже частными случаями коэволюции. Действительно, любые формы движения – механическая, физическая, химическая, не говоря уже о биологической и социальной – являются частными случаями и отдельными моментами всеобщего и универсального РАЗВИТИЯ, эволюции материи. А так как развитие, эволюция (имеющая как прогрессивный, так и регрессивный характер) всегда совместна и когерентна, то она есть коэволюция.
Таким образом, два традиционных и общепринятых атрибута бытия в мире – движение и всеобщая связь – есть лишь отдельные стороны приоритетного и фундаментального атрибута – коэволюции. Движение само по себе выражает активность систем и слагающих их элементов, но оно необходимо имеет определенный вектор – потенциально содержит в себе развитие/эволюцию как необратимое и направленное изменение (то есть не только и непросто количественное, а именно КАЧЕСТВЕННОЕ изменение) и актуально входит в состав общего развития/эволюции Вселенной. Так и всеобщая связь различных и многообразных предметов, явлений, процессов, сторон, свойств и отношений проявляется всегда в динамике (потенциально можно представить ее в статике, в покое, – но это лишь чистая возможность, виртуальность БЫТИЯ МИРА, но не БЫТИЯ В МИРЕ, то есть наличного бытия, осуществления материальной реальности). Поэтому взаимосвязь проявляется всегда в движении, активности, а глубже – в развитии/эволюции. Отсюда взаимосвязанное движение посредством всеобщего развития выражает основной и универсальный способ актуализации бытия – совместную эволюцию, или КОЭВОЛЮЦИЮ.
Коэволюция шире, глубже и приоритетнее любых других основных философских категорий, характеризующих способ и формы осуществления бытия в мире.
В 1964 г. во время краткосрочной стажировки в США ирландско-швейцарский физик Джон Стюарт Белл провел поразительный опыт в области квантовой физики, на основе которого сформулировал свою знаменитую теорему, ставшую для многих ошеломляющим сюрпризом. Суть ее в том, что квантовые эффекты не являются локальными, то есть наблюдаются не в каком-то одном месте в одно и то же время, а в нескольких одновременно. Это значит, что во Вселенной нет локальных причин – линейных причинно-следственных связей и отношений. Попросту говоря, формы существования материи – пространство и время – являются реальными лишь в нашем сознании, ограниченном получением информации посредством органов чувств. Согласно Роберту Антону Уилсону, можно сформулировать теорему Белла и так: Вселенная есть единая Мегасистема, в которой нет обособленных объектов, ибо все они взаимосвязаны, причем находятся во всеобщей связи, превышающей скорость света.
Возникает противоречие, ибо специальная теория относительности Альберта Эйнштейна, кроме всего прочего, гласит, что ни один материальный объект не может двигаться быстрее света. Но в том-то и дело, что речь идет о любом материальном объекте, обладающем ВЕЩЕСТВЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ характеристиками. Очевидно, что в теореме Белла и вытекающих из нее выводах имеется в виду некое третье начало, а не вещество или энергия. Таким элементом, двигающимся быстрее скорости света (фактически мгновенно), является информация (другие наименования: сознание, дух, мысль, всемирный эфир, акаша). С введением в белловский постулат информации противоречие легко разрешается.
Десятилетием раньше английский физик-теоретик Дэвид Бом выдвинул принцип нелокальности, под которым подразумевал следующее: кванты не передают информацию через время и пространство (то есть линейно), они просто обитают в таком измерении, где информация существует всюду и одновременно, то есть информация не локальна, а, напротив, тотальна, всеобъемлюща и передается она мгновенно. Речь идет о едином поле Вселенной, в котором содержится вся информация – в нашем понимании пространственно-временного континуума информация о прошлом, настоящем и будущем. Более того, по-видимому, первичные кванты обладают тем, что мы называем сознанием, разумом.
ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КОЭВОЛЮЦИИ
Общая теория коэволюции (ОТК) рассматривает коэволюцию – совместное бытие (существование, взаимодействие и развитие) двух и более систем – в качестве универсального феномена, атрибутивно свойственного материи на любых стадиях ее развития: доорганической, органической диссипативной, органической биологической и биосоциальной разумной. В этом плане коэволюция есть не только фундаментальное свойство материи, присущее ее развитию, но и всеобщий принцип и атрибут сущности бытия мира. При этом коэволюция рассматривается нами как диалектически противоречивое состояние и процесс, носящие двойственный – антагонистический или неантагонистический – характер.
Согласно ОТК, системы на дообщественных стадиях развития материи взаимодействуют (сосуществуют и соразвиваются) в форме либо антагонизма (непримиримых противоречий), либо симбиоза (относительных противоречий). Симбиотическое взаимодействие осуществляется в трех формах: комменсализм, мутуализм, синойкия; антагонистическое – тоже в трех формах: паразитизм, хищничество, аменсализм.
Специальная теория коэволюции (СТК) рассматривает такой этап коэволюции, на котором в процессы и состояния коэволюционного взаимодействия активно вмешивается разум, общество, человек как разумное биосоциальное существо. В результате опосредования коэволюции спецификой общественного бытия ее характер и содержание именно как НЕАНТАГОНИСТИЧЕСКОЕ сосуществование, гармоничное взаимодействие и совместное согласованное развитие элементов и подсистем единой биосоциосистемы (системы «человек-общество-природа») есть не только ВОЗМОЖНОСТЬ, но и становится НЕОБХОДИМОСТЬЮ, а в конечном итоге превращается в ЗАКОНОМЕРНОСТЬ развития биосоциальных систем. Неантагонистическая коэволюция как общества и природы, так и различных компонентов внутри самого общества проявляется на новой, высшей ступени развития материи – общественно-разумной – в качестве закономерности, насущной необходимости и фундаментальной потребности.
БЛАГОДАРНОСТИ
В заключение хотелось бы выразить искреннюю признательность всем тем, кто более или менее плотно занимался проблемой коэволюции (из числа известных автору статьи его предшественников).
Прежде всего, многих слов благодарности достоин мой научный руководитель – доктор философских наук, профессор УГНТУ Г. Х. Мусин. Также следует отметить самоотверженный научный и философский труд кибернетика, математика, академика Н. Н. Моисеева; биолога, философа, доктора философских наук, профессора Р. С. Карпинской; биолога, генетика, биофизика, академика Н. В. Тимофеева-Ресовского; эколога, доктора экономических наук, профессора В. И. Данилова-Данильяна; философа, эколога, доктора философских наук А. А. Горелова. Особая благодарность великим ученым мужам – В. И. Вернадскому, П. Тейяру де Шардену, Э. Леруа Ладюри, Л. Н. Гумилеву, К. Марксу, Ф. Энгельсу, И. Пригожину, Г. Хакену, И. Стенгерс, К. Лоренцу. А еще современному (в полном смысле этого слова) большому мыслителю и честному исследователю Р. А. Уилсону.
Эдуард БАЙКОВ
Читайте нас: